Заголовок

Эффекты громкости. Белтинг

И.Рамзина | январь 2012

В современном вокале, применительно, как правило, к голосу ЖЕНСКОМУ, говорят о максимальной силе голоса, имея ввиду прием, который называется БЭЛТИНГ (Belting). Название англоязычное, пришедшее из американского вокала современной эпохи.

Я цитирую высказывание о бэлтинге, «подсмотренное» на одном из сайтов, к сожалению, не помню, на каком именно:

«Бэлтинг - это попытка чисто грудным голосом спеть высокие ноты. Достигается за счет сильной опоры, но при этом, почему-то, максимально завышенной гортани.
Если вы хотите петь красиво, долго и, в то же время, эффектно, никогда не используйте бэлтинг. Это чрезмерно «мускульная», силовая манера, вредящая голосу»

Однако, бэлтинг применяют в своем вокале практически все современные западные звезды!


Они что же, сознательно стараются своему голосу повредить? Мазохисты? Или глупцы? Думаю, ни то, ни другое, ни третье. А вот автор статьи, из которой взята цитата, мне кажется, не до конца разобрался в том, что же такое бэлтинг.

Короткая справка – бэлтинг появился в вокале «черном», то есть в исполнении госпел-гимнов, и, впоследствии, был переработан и воспринят «белой» вокальной музыкой, в частности – мюзиклом.

В своем звучании бэлтинг очень похож на форсирование. Похож своей громкостью, но более – ничем! Форсирование, как отмечалось в статьях «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?», «Эффекты громкости. Форсирование.» связано с пением грудным режимом в диапазоне голоса, лежащем уже за пределами грудного регистра.

Но! За пределами, установленными КЛАССИЧЕСКИМ пониманием работы механизма голоса! Как выясняется, для создания такого звука техника должна быть иной. Совершенно отличающейся от традиционной, преподаваемой в учебных заведениях России.

*****

Что-то не похоже, что бэлтинг связан для певицы с «чрезмерными мускульными усилиями». Хотя, конечно, без определенных усилий такой звук не создать. А нужны эти усилия для того, чтобы определенным образом «перестроить» работу своего вокального механизма.

Пусть длительность таких нот разная, но само создание подобного звука требует определенного времени фонации. Большинство физиологических «вокальных» процессов – мгновенны, ибо они подчинены не сознанию, а подсознанию, навыку. В случае с бэлтингом, в самом начале, миллисекундном начале, происходит моментальная «настройка» вокальной системы на оптимальную ВОКАЛЬНУЮ КООРДИНАЦИЮ трех вокальных «китов» - дыхания (подсвязочного давления), складок, которые «обрабатывают» воздушный поток и резонаторов. Вот без участия РЕЗОНАТОРОВ бэлтинг превратится в форсирование или нечто, его напоминающее! Именно нахождение «точки равновесия» дает возможность певцу петь такую ноту столько, на сколько хватит ему дыхания! Ну, или сколько требуется с точки зрения музыки в данном произведении. Поэтому таким приемом, как правило, исполняются кульминационные моменты и, даже чаще, КОДА.

Слушатель, конечно, такую «настройку» не услышит, слишком она коротка по времени.

Усилия при фонации ноты не возникает, ибо функция «переложена» на резонаторы! Певец УДЕРЖИВАЕТ достигнутую ТОЧКУ РАВНОВЕСИЯ и сам (извините за сленг) «кайфует» от внутреннего ощущения какой-то запредельной, «божественной» мощи! Ведь когда резонанс «срабатывает» на 100%, возникающие вибрации действуют на весь организм неописуемым словами образом!

Опытный вокалист, я уверена, согласится со мной, ведь ВОКАЛ, когда МОЖЕШЬ, становится частью жизни, а не средством зарабатывания денег, как думают многие. Настоящий творец творит ради творчества (извините за тафтологию) и, тем самым, «возносится над суетой»!

*****

В классическом вокале певцы тоже создают мощный, сильный звук. Но вокальные процессы отличаются, так как используется иная техника. На странице «Сила голоса» есть видеопример в котором поет Анна Нетребко, одна из ведущих мировых оперных певиц нашего времени. Какой мощный, полетный, великолепный звук! Но оперные певцы обязательно используют «пониженную» гортань, и, тембрально, их «мощные» ноты отличаются. В классическом вокале понятия БЭЛТИНГ не существует, поскольку и многое другое, кроме конфигурации резонаторов, отличает такие ноты от нот, исполняемых певицами современных жанров. Достигается та же «точка равновесия», но при другой организации вокального тракта! И, естественно, тембр будет другим!

Отсюда и разговор о «почему-то, максимально завышенной гортани». В сравнении с гортанью оперной дивы гортань певца, использующего бэлтинг, будет, действительно, находиться выше.

Восприятие же звука – это, скорее, вопрос вкусов. Каждому решать самостоятельно, нравится или не нравится ему «бэлтинг».

*****

Таким образом, бэлтинг является одной из «высших» форм проявления вокального баланса – координации, связанной и с мощью дыхания, и с опорой, и с другими, не менее важными вокальными функциями. Поэтому, достижение «возможности» такого приема очень не простая задача. И начинать двигаться к ее решению нужно с понимания, что же такое в целом ВОКАЛЬНАЯ ДИНАМИКА?

Больше подробностей об этом удивительном вокальном приеме вы можете узнать, познакомившись с этими статьями:

Правда о бэлтинге

История белого бэлтинга

Механизм здорового крика

Белтинг - альтернатива классическому вокалу в современной музыке

Хочу петь как... или еще раз про бэлтинг

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика