Заголовок

Правда о бэлтинге

А.Егорова | февраль 2013

Пришла пора взглянуть на самый знаменитый прием, пришедший в вокал из соула. Это – бэлтинг. Разговор будет долгим, поскольку выполнение такого приема зависит от очень многих условий, недаром им овладевают только опытные певицы, «с кондачка» не получится петь, как мировые звезды. Но, терпение, постараюсь обо всем рассказать как можно подробнее, итак…

*****

Термин «бэлтинг» - пожалуй, один из самых обсуждаемых в вокальном мире, самый загадочный, таинственный, вызывающий у вокалистов целую гамму чувств одновременно: здесь и восхищение, и страх, восторг и зависть… Он разжигает отчаянные споры среди вокальных методистов и педагогов. Данный термин не обошел стороной ни один вокальный форум в Интернете, а как известно, интернетовские слухи разносятся по принципу испорченного телефона: кто-то слышал, да не все, понял что-то, да недопонял и понеслось...

Чье-то некомпетентное мнение передается из уст в уста, обрастает новыми слухами и в результате уводит нас все дальше и дальше от истины. Особенно расстраивает тот факт, что и в официальных статьях часто подается довольно скудная информация и, в основном, обличающего характера. Заслуга журналистов, которые не потрудились вникнуть в суть вопроса, часто не имеют никакого отношения к вокалу, и больше полагаются на те немногие информативные источники, которые достигли территории России.

Интернетовская Википедия также вводит в заблуждение, поскольку ошибочно описывает, как пользоваться грудным голосом в верхнем регистре. Но «грудной голос» - это очень общий термин, который применяется как для определения звучания, мускульных функций разговорной речи, пения в низких регистрах, так и крика.

Все эти возможности требуют как помощи от мышц голосовых складок, отвечающих за их плотное смыкание, так и особого, сильного дыхания. И потому термин «грудной голос» мало что проясняет, описывая и мускульную работу в области торса, и сам звук, который является все же продуктом голосовых складок.

Поэтому данная статья потребовала от меня очень долгих исследований, поисков, переводов, равно как и общения с компетентными людьми («носителями метода»), несмотря на то, что данную манеру пения я сама практикую уже не один год. Но практика - практикой, а далее вы увидите, что не все так просто, так как, перефразируя известное высказывание, можно сказать: «Не бэлтингом единым жив вокалист»

Иными словами, окончательный практический результат, то есть определенное звучание в верхнем регистре, можно получить различными методами, в том числе и родиться с подобным даром, хотя правильней будет сказать - не утратить его с годами. Далее вы поймете, почему.

*****

Термин «бэлтинг» появился из английского литературного жаргона: to belt, являющегося синонимом to shout или to yell, оба эти слова означают «кричать, орать». To belt out переводится как «гнать, шпарить во всю» и применяется как к музыкальным группам, играющим «на полную катушку», так и к певцам. Теперь термин окончательно влился в современный вокальный язык и во многих музыкальных словарях можно найти to belt - петь громко, в полную мощь.

Как видим, ни слова о пении в верхнем регистре, но, тем не менее, бэлтинг (в современном его понимании) - это именно умение брать высокие ноты полным голосом. Неувязка? Абсолютно нет: суть вся в том, что такое умение становится возможным только при определенной комбинации составляющих: сила голоса, его проекция (или направленность) на слушателя (а не на акустику зала оперного театра), и наличие врожденного (или приобретенного) механизма здорового крика. Далее (учитывая не только эту статью, но и последующие) мы остановимся отдельно на всех этих составляющих.

*****

Но для начала уясним четко, что бэлтинг - это все-таки метод, придуманный вокальной методикой, и родился он позже, нежели само умение петь полным голосом. Так, черные певцы госпел и соул о бэлтинге и понятия не имели, и при этом пели именно так, что вызывали зависть у белых.

Есть примеры и белых певиц, никогда не бравших вокальные уроки, но певших именно так, как сейчас принято называть «бэлтинг». Так поет моя педагог по вокалу, одна из самых влиятельных педагогов вокальной техники в Италии, не имеющая консерваторского титула, но зато с огромной преподавательской и концертной практикой, начав петь с 4-х лет.

Так пела в период расцвета своей певческой карьеры итальянская дива Mina. Вот пример, где она интерпретирует одну песню почти везде в бэлтинге, где-то в смешанном его проявлении, где-то в чистом.


Тема бэлтинга, с тех пор как он стал официальным методом, постоянно обсуждается, служит предметом дискуссий и разжигает реальные дебаты среди певцов, учителей пения и методистов. Короче говоря, она стала объектом настоящей «войны» между современными методами обучения вокалу и классическими: первые его практикуют, как метод, и как выразительное средство, в то время как другие его осуждают, потому что считают вредным и, в какой-то степени, вне правил техники bel canto, называя бэлтинговое звукоизвлечение уродливым и неприятным на слух.

Но, все же, в чем принципиальная разница между бэлтингом и другими сходными методами? Петь высокие ноты - это ведь еще не все. Говоря о диапазоне важно отличать различные ноты. Одни спеть в полном звучании без определенной силы голоса просто невозможно, так как если их петь тихо, то голос неминуемо уходит в фальцетный режим. Другие возможно спеть не в полную силу голоса и полным звуком.

Таким образом, именно для достижения полного звука вступает в действие механизм бэлтинга, а если нет, то певец попросту пытается перекричать сам себя, и при таком неправильном голосообразовании возникает риск повреждения голосовых связок.

Так что главной задачей видится именно то, как же все-таки не уйти в фальцетный режим, избежав при этом непоправимых ошибок. Как это сделать, «подтолкнув дыханием», но не слишком, произвести громкий звук, но при этом не сорвать связки и т.п. И является ли бэлтинг единственным методом или же существуют и другие, которыми можно пользоваться независимо или же в сочетании с бэлтингом, методы, помогающие «орать» в полную силу, но красиво?

*****

Слушая различных певиц, можно отметить значительную разницу в звуке, что довольно любопытно. Например, Whitney Houston, Celine Dion, Giorgia (итальянская певица), Lara Fabian, когда поют высокие ноты в полный голос, делают это по-разному.

Celine Dion - это чистый «стиль бэлтинг», в смысле составляющих, что характеризуют этот стиль: ротовое раскрытие среднее, звук довольно пронзительный и прямой.


Lara Fabian - звук полный, но другой, более округлый, больше ротовое раскрытие.


Whitney Houston, напротив, хорошее ротовое раскрытие, звук довольно объемный, хорошее резонирование, вибрато, когда среди вокалистов принято говорить «поет всем телом»... Без труда можно заметить, что и мягкое небо очень хорошо поднято.


Так что же все-таки означают эти различия? Другая техника? Другой стиль? Просто напросто другая физиология?

*****

Как часто происходит в вокальном мире и не только, споры и критика разгораются потому, что кто-то пытается возвести в догму какую-то технику, как абсолютную и действенную для всех. Бэлтинг - это довольно сложный способ фонации и результат целого ряда «надстроек» (различные положения и состояния внутренних вокальных органов) и может нанести вред, если не хватает должной дыхательной поддержки.

Поэтому начинать обучаться бэлтингу, не закончив базовый вокальный курс (то есть не уяснив и не введя в привычку азы вокального механизма) - не только неэффективно, но и опасно. Как мы уже выяснили, физиологически невозможно взять некоторые ноты бэлтингом при низком уровне громкости, и часто именно этот факт критикуется теми вокальными педагогами, кто не любит звук мощный и пронзительный.

Факт остается фактом - каждый из нас индивидуален и должен искать свой путь, не навязывая его другим. Если с точки зрения физиологической не вызывает сомнений, что существуют правила, которые гипотетически могут применяться ко всем, то не значит, что на практике обязательно данное правило сработает. Мы все разные и каждый из нас с легкостью делает что-то одно, не затрачивая почти никаких усилий, но испытывает сложности в другом. Таким образом, не существует одного метода на всех, одного верного пути, к счастью, их гораздо больше.

Тем не менее, предметом нашего разговора является метод бэлтинг, или же, исходя из вышесказанного, назовем его «искусственный бэлтинг» - то есть то, чему мы обучаемся специально, в силу разных причин не обладая природной способностью петь высокие ноты полным голосом.

В заключение этой статьи скажу, что данная методика изучалась многими вокальными школами и возникла на базе американского мюзикла. А продолжим разговор о ней в следующей статье.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика