А.Егорова | февраль 2013
(Начало – в предыдущей статье «Правда о бэлтинге»)
Итак, бэлтинг - это современная вокальная техника, которая позволяет производить очень мощный звук, большой интенсивности, особенно в верхнем регистре. Бэлтинг можно встретить во всех современных певческих стилях: госпел, джаз, фолк, поп и рок, даже если более всего его связывают с музыкальным театром или мюзиклом (недаром часто его называют «Belting of Broadway»), поскольку он развивался вместе с ним и со временем претерпевает все новые и новые изменения, как и сам мюзикл, находящийся в постоянном творческом росте и развитии.
Когда-то певцы (женщины) прибегали к данному типу пения, чтобы суметь перекрыть сопровождающий оркестр без микрофона, достаточно редкого на сцене того времени. Сегодня все современные певцы выступают с микрофоном, и в использовании бэлтинга могла бы отпасть необходимость, но, тем не менее, он не только сохранился, но и стал неотъемлемым символом популярности, так как такое звуковое качество нравится публике, в какой-то степени его ожидают от звездного исполнителя, так как он является символом великих голосов современной поп музыки, как W.Houston, C.Dion, C.Aguilera и другие.
Таким образом, становится действительно интересно проследить наиболее значительные этапы роста бродвейского мюзикла и узнать, как связанный с ним вокальный прием менялся и, в конце концов, развился в то, что мы сегодня называем «бэлтинг», и что встречаем теперь не только в мюзиклах, но и в большинстве современных вокальных стилей.
В самых ранних мюзиклах еще не прослушивается типичное бэлтинговое звучание, к которому мы привыкли, а, скорее, оно похоже на классическое (академическое), до той поры единственно присутствующее в рамках театра. Разве что можно выявить более яркий и открытый звук по сравнению с лирическим, более сходный с опереттой. Ну и не забудем, что изначально бэлтинг развивался, в основном, в направлении громкости звука, его особой подачи, речь не шла о высоких нотах и недостижимых полным голосом регистрах, все это появилось позже, когда бэлтинг стали использовать и для этой цели.
Действительно, в 1866 году в одном из первых мюзиклов «The black crook» с Annie Kemp Bowler и Charles Morton, также чуть позже в «The wizard of oz» с David C.Montgomery и Anna Laughlin, и еще позже в 1924 в «Lady be good» с Fred и Adele Astair и в 1927 в «Show boat» с Ava Gardner звук сильно напоминает оперетту и еще очень далек от «ора», которым характеризуется настоящий бэлтинг.
“Show boat” (1929) “Queenie's Ballyhoo”
“Show boat” (1929) “Hey Feller!”
Judy Garland “The wizard of oz” (1939) “Somewhere over the rainbow”
Первый большой прорыв связан с именем певицы Ethel Merman и мюзиклом с ее участием «Annie Get Your Gun» (1946). Там уже присутствуют те характеристики (хотя еще не окончательно сформированы), что близки к бэлтинговому звуку. Действительно, звук становится более открытый, «луженый» и прямой (аналогично речи на высоких тонах, но с существенной разницей в физиологии, не забудем).
Ethel Merman “You Can't Get a Man with a Gun”
Ethel Merman “I'm an Indian Too”
С дальнейшим развитием мюзикла развивается и обретает все более определенную форму и бэлтинг. Так, «My fair lady» («Моя прекрасная леди») с Julie Andrews (1956), а также «Hello, Dolly» с Carol Channing, «Funny Girl» с Barbra Streisand и «Fiddler on the roof» («Скрипач на крыше») с Zero Mostel, вышедшие в 1964 году, являются последними произведениями мюзикла, где мы слышим еще смешанные голоса, как было описано выше.
Julie Andrews “My fair lady” “Wouldn't it Be Loverly”
Julie Andrews “My fair lady” “The Rain In Spain”
Carol Channing (1979) “Hello Dolly”
Barbra Streisand “My Man”
С выходом «Cabaret» с Liza Minelli в главной роли в 1966 году, происходит реальная трансформация вокальности в тот бэлт вокал, к которому мы привыкли, и который до сих пор используется во всех современных музыкальных стилях.
Liza Minnelli “Cabaret”
С этого момента и далее, звук становится жестким и острым, в зависимости от намерения певца и контекста песни. Таким образом, не удивительно услышать настоящий бэлтинг в чистом виде (в смысле самый настоящий ор) в «Hair» («Волосы») (1968) со Steve Curry и Ronald Dyson, учитывая тематику мюзикла, и в «Jesus Christ Superstar» («Иисус Христос Суперзвезда») (1971) с Jeff Fenholt и Yvonne Elliman.
“Hair” (1968)
Yvonne Elliman “I Don't Know How To Love Him”
В 1975 году, с новыми постановками «A Chorus Line» с Kelly Bishop и Pamela Blair и «Chicago» с Betty Buckley и Rene Clement, бэлтинг становится качеством, близким к разговорному голосу и часто монолог и песни переплетаются друг с другом, создавая новое качество бэлтинг - речь.
“A Chorus Line”
Chita Rivera “OvertureAll That Jazz”
Теперь бэлтинг, смешанный с классическим звучанием, чистый бэлтинг и бэлтинг-речь можно встретить в любой музыкальной работе бродвейского производства, например, «Cats» («Кошки», 1981), «Les Miserables» (1987) и «Miss Saigon» (1989), где они присутствуют в совершенно разной интерпретации в зависимости от песни и персонажа.
“Jellicle Songs For Jellicle Cats” ("Cats" 1981)
“Memory” ("Cats" 1982)
“Les Miserables”
“Miss Saigon”
Таким образом, зародившийся в мюзикле «белый» бэлтинг и существующий еще до этого бэлт вокал афроамериканцев, о котором шел разговор в предыдущих статьях, посвященных стилю соул, существуют параллельно, иногда смешиваясь и образуя различные комбинации с другими вокальными приемами, как, например, twang (этакое носовое «бренчание»), cry и sob (приемы плача и рыдания), свойственные академическому и джазовому вокалу, а также с различными приемами-украшениями, как вибрато или growl.
Бэлтинг обязан мюзиклу своей сильной динамикой и проекцией на зрителя, достаточно вспомнить Лайзу Минелли с «New York, New York» в качестве ярчайшего примера
В черном же вокале, по сути, бэлтинг вышел из госпела, где проповедник и служители сначала языческого культа, а позже прихожане, должны были выражать свои эмоции и доносить их друг до друга, где, опять же, с точки зрения вокальной техники, требовалась определенная сила голоса и проекция. Все это становится возможным, когда голос звучит в полную мощь и в полном голосовом режиме, так что суть одна, а названия придумывают люди.
Техника бэлтинг была изучена научно и вошла в концепцию Метода под названием Estill Voice Craft (EVC), с обязательными фигурами (упражнениями). Это результат более чем 25-летнего исследования американской певицы, научного работника и преподавателя по вокалу Jo Estill.
Но об этом речь пойдет в следующей статье.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник