Заголовок

Механизм здорового крика

А.Егорова | февраль 2013

Как уже говорилось ранее, ни один термин современной вокальной тематики не покрыт такой мистикой и тайной, не вызывает столь бурных обсуждений и споров, как бэлтинг. Связано это с тем, что многие вокальные педагоги классической школы bel canto просто не могут объяснить это звукоизвлечение с точки зрения тех знаний вокальной физиологии, которые они когда-то сами получили. К сожалению, во многих странах устоявшиеся методики часто не успевают за развитием технического прогресса, и, прежде чем очередное новшество получит право на существование, часто проходит не один год.

Так, работа вокального аппарата, в частности голосовых складок, гортани, уже давно была исследована учеными, которые документально установили, от чего зависит тот или иной звук, переход из одного регистра в другой и т.п.

В Америке данным исследованием занималась ученая, певица и педагог Jo Estill, основательница вокальной школы VoiceCraft, в Италии немало работ было написано медиком-хирургом, отоларингологом, вокальным педагогом Franco Fussi, а также актером-симфонистом Matteo Belli в тесном сотрудничестве с SIFEL (Societa Italiana di Foniatria e Logopedia) - Ассоциацией Фониатрии и Логопедии Италии. Так что объяснить, что же такое на самом деле бэлтинг с технической точки зрения, не составляет особого труда.

Далее мне придется пользоваться терминологией разных вокальных школ в силу того, что данный вокальный прием (а речь идет именно о нем, а не о роде голоса) является предметом изучения различных вокальных методик. При этом сразу оговорю, что у меня нет намерения критиковать какой-либо отдельный педагогический подход или вокальную школу, так как, на мой взгляд, все они содержат интересные мысли и педагогические элементы, и поэтому примерно равноценны и служат благородной цели совершенствования вокального искусства. Правда, при одном важнейшем условии - если в них наличествует понимание глубины процесса.

Одной из ведущих школ, вникнувших в физиологию бэлтинга, является Estill Voice Craft (EVC).

Техника EVC занимается исследованием работы голосовых связок в различных режимах, вокальностей, в том числе speech (речь), falsetto (фальцет), sob (рыдание), cry (плач), twang (звон), opera, belting.

Как видите, бэлтинг - это лишь один из компонентов вокальных качеств голоса (или «фигур» по EVC) и не случайно, так как то, что мы слышим у западных звезд - не что иное, как смесь разных компонентов, дающих в результате те голоса, которые так нравятся публике.

*****

Бэлтинг - техника, позволяющая петь полным голосом те ноты, на которых обычно мы переходим в фальцетный режим. Эта техника сохраняет неизменными тембровые характеристики, характерные для нашего голоса на низких нотах, на нотах высоких. Голос в бэлтинге получается сильным, пронзительным и насыщенным.

Данная техника требует:

Во-первых, большого физического усилия, а именно подключения множественной мускулатуры нашего тела (анкеровка по EVC), и именно поэтому невозможно петь постоянно в режиме бэлтинг. Им пользуются тогда, когда нужно, и не стоит им злоупотреблять.

Во-вторых, определенного типа звукоизвлечения, на котором стоит подробно остановиться, потому что до сих пор многие путаются в физиологии, которая ему свойственна, и таким образом причисляют его ко вредным для здоровья голоса.

Итак, противники бэлтинга заявляют, что бэлтинг - это ор, крик. И да, и нет. Зависит от того, что подразумевается под словом «ор». Орать то, как мы все знаем, тоже можно по-разному: как говорят в народе «до посинения» (думаю, именно голосовых связок), или же так, что вроде и не думали орать, а так получилось, этакий эффект, опять же называемый в народе «луженая глотка».

*****

Принципиальным элементом тут (но не единственным, так как бэлтинг - это «рецепт», состоящий из многих компонентов) является некоторое изменение положения перстневидного хряща (cartilago cricoidea), расположенного в основании гортани (на рисунке название подчеркнуто красной линией). Этот хрящ хорошо прощупывается. Он находится сразу под щитовидным, самым заметным в гортани. У мужчин щитовидный хрящ – это кадык, но и женщины могут довольно просто определить пальпацией местоположение перстневидного хряща.

Изменение положения данного хряща осуществляется посредством перстнещитовидной мышцы (красная на рисунке справа) и способствует сокращению голосовых связок, создавая тем самым более плотное смыкание, которое в свою очередь способствует созданию звука бОльшей интенсивности и обертональной насыщенности.

Таким образом, певец получает возможность брать высокие ноты без излишнего напряжения голосовых связок и, тем более, без сужения ложных голосовых складок (что действительно опасно и неизбежно, если пытаться кричать, сохраняя механизм гортани в обычном положении, то есть без изменения положения перстневидного хряща).

Когда мы говорим о проецировании голоса, то есть его направлении на слушателя или зрителя (так как и в технике бэлтинг, и в актерском мастерстве применяется этот термин) – то имеется ввиду, что всегда вступает в действие перстневидный хрящ. Часто подключаются и другие механизмы, что делает звукоизвлечение более мягким, но изменение положения перстневидного хряща всегда присутствует в процессе, если только вы не напеваете себе под нос.

*****

Справедливо будет добавить, что техника бэлтинга неизменно сочетается с техникой twang (звон), которая добавляет еще большей звучности голосу. Она основана на сокращении сфинктера черпалонадгортанной складки. Сфинктер – особая мышца, назначение которой состоит в пережимании какой-либо трубки, то есть сфинктер сокращается кольцеобразно.

Можно сравнить эффект со шлангом, через который льется вода. Как только вы сжимаете шланг на конце (сфинктер примерно так же действует в отношении гортани), вода начинает буквально хлестать на большое расстояние, хотя при этом кран никто не откручивал и объем подачи воды в шланг остался прежним. Работа сфинктера, сужая вокальный тракт, вызывает возникновение в голосе металлического звона (что-то наподобие высокой форманты), только увеличивая эффект бэлтинга, усиливая громкость. Получается вот такая комбинация: бэлтинг - громкость, тванг - звон и пронзительность.

Разумеется, просто так, одним желанием, как-либо поменять геометрию «частей» гортанного механизма человек не может. Это не губы, не язык, сознание не властно над маленькими мышцами, которые управляют микроскопическими процессами внутри нашего основного генератора голоса. Однако, этому можно научиться. Специальными упражнениями добиться некоторого изменения положения перстневидного хряща, а привыкнув к сопутствующим ощущениям, вызывать их потом усилием воли. Там ведь все дело буквально в миллиметрах!

Вспомните, что такое свист. Ведь в детстве, когда учатся свистеть, тоже начинает получаться далеко не сразу. Пока-а-а «нащупается» верная координация губ, силы воздуха, резкости подачи… То «ф-ф-ф», то «ш-ш-ш», то «с-с-с», а свиста нет! Нет резонанса, поэтому звук тихий и плоский. Но при тренировке, в какой-то момент все встает на свои места, и получается, пока, может быть, тихий, но уже свист! А может и сразу пронзительный и громкий! Зато после первого удачного опыта последующие уже не вызывают проблем. Как езда на велосипеде – удержался первый раз, все, дальше уже пойдет дело! Важно достигнуть первых навыков.

*****

Для того, чтобы лучше поддержать вышеописанную работу гортани, необходимо задействовать целую группу мышц, которые участвуют в процессе принудительного вдоха: грудные мышцы, широчайшие мышцы спины, квадратную мышцу поясницы (lumborum), брюшную косую и поперечную мышцы. Сокращение этих мышц позволяет получить необходимую поддержку для такого типа звукоизвлечения, где голосовые связки участвуют в трудоемкой работе и, следовательно, нуждаются в помощи гораздо большей, чем это необходимо для других тембровых типов звукоизвлечения.

Такой тип осанки или анкеровки (термин, используемый техникой EVC), позволяет избежать сокращения мышц задней части шеи и плеч и помогает поддерживать оптимальные и естественные отношения между гортанью с наклонным положением перстневидного хряща, глоткой и резонаторами. А также избежать напряжения мышц на передней поверхности шеи, мышц гортани и голосовых связок внутри, и благоприятствует лучшей направленности и тональному балансу звука.

В утешение могу сказать, что природа бэлтинга не противоестественна, как кажется, читая технические подробности. Просто механизмы многих наших естественных действий удивительно сложны, а мы, привыкнув к ним с детства, об этом не задумываемся. Достаточно посмотреть на процессы ходьбы или бега, алгоритмы которых пытается воссоздать робототехника. И, пока, роботы в этом плане еще очень далеки от совершенства человеческой механики…

*****

Механизм бэлтинга вполне естественен. Просто большинство людей утеряло способность создания подобного звукового режима, так как цивилизация вынуждает нас понижать голос, не кричать уже с детских лет. А вот дети пользуются бэлтингом на детских площадках, выходя из школы, или же на школьных переменах (я когда-то работала с детьми и уверяю, что в какой-то момент их бэлтинг выходит на такой уровень, что у вас возникает желание не только перекрыть им звук, но и кислород заодно... Шутка!). Правда, строение механизмов голоса у детей очень отличается от взрослых.

Афроамериканцы (многие) также сохранили это качество (иногда даже некоторые рэпперы пользуются чистым бэлтингом). Что касается Италии, то по моим наблюдениям, на юге он сохранился больше (так в Неаполе, например, орут с утра и до вечера), в то время как на севере люди попросту не умеют кричать и напрягаются. То же самое, на мой взгляд, и в России. Мне довелось когда-то играть в группе с ребятами из Ростова-на-Дону, и голоса у них были сильные, не теряющие своей мощи и богатства даже в верхних регистрах, в то время как вокалу они никогда не учились.

Так что утверждение, что «бэлтить» возможно только от природы, в частности, верно. Или, скорее, нужно сказать так: «Если от природы у человека такой механизм развит, ему не нужно учиться вызывать подобный режим работы голоса искусственно, в отличие от тех, у кого природные возможности утеряны».

Когда при пении пограничных регистровых нот и выше (если не менять регистр голоса) возникает ощущение «придушенности», сдавленности голоса и напряжения в области гортани - это происходит потому, что вы продолжаете подниматься в диапазоне, сохраняя объем голоса без перемещения перстневидного хряща. Это именно «классический ор» сжатым горлом открытой гласной, который практикуют, увы, некоторые певцы (даже весьма известные). Такой «псевдобэлтинг» является основной причиной справедливых слухов о том, что карьера практикующих его певцов быстротечна.

Настоящий же бэлтинг - метод, которому надо учиться, коль так случилось, что большинство из нас утеряло его в далеком детстве. Поэтому, кстати, основным компонентом методики являются именно упражнения, помогающие вернуться в утерянное естество, восстановить его. И заниматься ими надо упорно, ни в коем случае не форсируя процесс, и с компетентным преподавателем, иначе вы только навредите себе!

Как видите из текста статьи, «петь высокие ноты грудным голосом, не переходя на фальцет» - очень и очень непростое занятие. Это целая методика, серьезная и сильно отличающаяся от привычных, применяемых в России.

Но каково место бэлтинга в современной музыке? Почему он так популярен и служит предметом вожделения? Ведь это не сиюминутный фокус, который может понравиться пару раз, а потом будет забыт. Бэлтинг развивается вместе с современным вокалом уже не один десяток лет. Существует на это взгляд достаточно справедливый, о котором рассказывает следующая статья.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика