Заголовок

Вокальные параллели и перпендикуляры. Мифы о бельканто. Часть I

А.Егорова | март 2013

На протяжении лет, а может уже и веков (так как многие вокальные школы были созданы еще в XIX столетии) ведутся войны между двумя мирами или методами преподавания вокала. На данный момент идет война, и довольно кровопролитная, между методами, относящимися к американской школе - Voicecraft, SLS (Speech Level Singing) и другими и традиционной итальянской школой.

Существуют различные техники (и методы обучения) вокалу, и их много, разнятся они и в каждой стране. Но все же хотелось бы провести окончательную черту между основными группами, такими, как академический вокал (или лирический, как его называют в Италии, используя термин canto lirico) и современный.

Тема эта довольно широкая, обсуждаемая и дискутируемая, правда, также, что в некоторых аспектах два этих «мира» сближаются, но если есть аргумент, в котором я абсолютно уверена после многих лет обучения, практики и изучения, так это то, что постановка голоса и его использование в академическом вокале и современном - абсолютно разные.

*****

Еще несколько лет назад, живя в России, я заметила странный парадокс: итальянский стиль пения belcanto почему-то стал «фирменной маркой» многих российских педагогов по вокалу, причем современному. Тогда этот факт хоть и вызывал у меня некоторые сомнения, так как мало ассоциировался с тем вокалом, который я считала современным и который слушала, но все же авторитет Италии, поющей страны, велел поверить на слово.

Далее, проучившись уже на родине данного вокального стиля немалое количество лет, я поняла, что иногда надо верить собственной интуиции, так как большинство итальянских преподавателей современного вокала совсем не используют метод belcanto, другие же иногда упоминают его только в связи с базовыми навыками вокалиста: певческое дыхание, резонанс. Но надо сказать, что именно эти «другие» у себя на родине становятся все менее и менее популярны, так как тот факт, что современный вокал нельзя преподавать так, как академический, начиная чуть ли не с самых азов, становится все более и более очевидным.

*****

Для начала надо разобраться, что же такое belcanto, в двух словах, так как качественной и точной информации о данном стиле достаточно в разных источниках, и потому повторяться нет смысла.

Некоторые источники определяют данным термином оперное пение в целом, музыковеды же, как правило, определяют бельканто, как период «чистой продукции оперы», длящийся примерно с конца XVIII века до начала следующего. Чтобы несколько уточнить данную, довольно расплывчатую ссылку, речь идет о периоде от Моцарта до популярной трилогии Дж.Верди, охватывающем все производство Россини, Беллини, Доницетти, и всех их современников.

Таким образом, бельканто - это вокальный стиль, набор практик и стилистических приемов, передаваемых из поколения в поколение, почти умерший во второй половине девятнадцатого века.

Анализируя термин, получается, что на момент рождения данного стиля, или лучше сказать, на момент его письменной кодификации в важнейших трактатах, была также широко распространена менее изысканная вокальная техника, и отсюда возникла необходимость определить новый стиль пения, как «красивый» (bello или bel в мужском роде) и пение (canto, что мужского пола в ит.языке и потому согласуется с прилагательным bel). Таким образом, два слова слились в одно belcanto, термин, обозначающий способ пения.

В эпоху барокко вокальное искусство достигло вершины своего великолепия и эстетического апогея. Вокальная техника была доведена до своего экстремального совершенства путем задействования новых эффектов: расширения диапазона и оттачивания технической виртуозности. В жертву приносится даже человеческая природа, вызывая такое явление, как кастрация, имевшее настолько огромный успех, что из области духовной музыки распространяется и на светскую, на оперу, и далее выходит из-под контроля.

Запрещено использование, так называемого, «грудного регистра», за исключением разве что театрального эффекта, запрещено использование реализма в голосе, если персонаж оперы плачет от боли - он поет свой плач, но не плачет; если кричит от боли - поет свой крик, но не кричит; если в бешенстве от ненависти и злобы - поет свою ненависть и злобу в соответствии со своей партитурой, но не выкрикивает ее.

Данная вокальная практика окончательно, но в довольно неполной форме кодифицирована только в более позднюю эпоху, в 1840 году Мануэлем Гарсия в своем «Полном Трактате об Искусстве Пения» (Traite complet de l’art du chant). После десятилетий устной традиции и преемственной передачи стиль умрет с появлением реализма в музыкальном театре. Новое движение в искусстве – романтизм, уничтожит этот стиль в пользу более театрального, в котором слова больше не приносятся в жертву музыке, а на первое место выходит собственно театр, действующие персонажи, их реплики, что приводит к окончательному утверждению реалистического вокала и смерти бельканто.

В новом стиле вокальная эстетика точно противоположна бельканто: широкая практика грудного регистра, дабы сделать голос как можно более похожим на разговорный, полная свобода для криков, стонов и любых эффектов, которые могут воздействовать на эмоции публики ради спектакля, где музыка - предлог, для подачи драматического текста, а не наоборот, текст - предлог ради преподнесения прекрасно написанной и спетой музыки.

Такова историческая справка с точки зрения музыковедов, хотя практики все же утверждают, что в современном оперном стиле много заимствованно из бельканто, многое осталось, благодаря, в частности, М.Гарсия и его последователям.

*****

Бельканто, таким образом, это истинно итальянская традиция, академическая или оперная, называемая также итальянским бельканто (bel canto all’italiana), основанная на дыхании и резонансе. Ярким представителем данной техники являлся Luciano Pavarotti. Позже и в данной технике были пересмотрены некоторые пункты, привнесены небольшие изменения, дабы сделать ее несколько более современной, не затрагивая все же при этом ее академической основы.

Потому даже сами «носители» бельканто, авторитетные итальянские вокальные педагоги, как например, Melody Castellari, советуют желающим заниматься современным вокалом (или уже его практикующим и желающим совершенствоваться) искать педагога именно по современному вокалу. «Не сдавайтесь - ищите», - пишет она в своем популярном цикле статей «Петь свободно» (Cantare Facile), - «учась даже у прекрасного педагога по оперному или академическому вокалу, вы рискуете потерять время, так как методы и приоритеты там совершенно другие!»

Пение поп, r&b, другой «легкой» музыки, рок и т.п., то есть всего того, что не относится к академическому вокалу, предполагает использование других звуков, и чтобы научиться их воспроизводить, необходимы упражнения современной вокальной техники. Данная техника подведет вас к использованию такой вокальности, начиная с самых базовых упражнений (а не «потом» и «позже», как часто говорят российские академические педагоги), без использования «академической тесситуры или регистровости».

То есть, где по правилам академического вокала ноты берутся в фальцетном регистре (по-итальянски - voce girata, «закрученный или поставленный голос»), резонируя в голову, в современном вокале они резонируют в «нёбо» и берутся полным голосом. Равно как и другие методы звукоизвлечения совершенно разные, не соприкасающиеся никак с лирической (академической) вокальностью, звуки не округляются, не углубляются, а наоборот делаются более открытыми и направленными.

*****

Известна истина, что переучиваться сложнее, чем учиться заново, победить старые устоявшиеся привычки, еще и натренированные годами с педагогом часто равносильно войне с собой. Потому тем, кто точно уверен, что собирается посвятить себя именно современному вокалу, стоит сразу сделать правильный выбор, чтобы потом не травмировать себя стрессовыми переменами.

Чтение итальянских вокальных форумов и официальных сайтов современных вокальных школ также не говорит в пользу бельканто. Вот цитата с одного из самых известных:

«Очень интересны американские вокальные методы, некоторые из них практикуются и у нас (имеется в виду Италия). Но наше итальянское бельканто не имеет с ними ничего общего. Преподаватели белькантового вокала в своем большинстве преподнесут вам пару заезженных приемов, обыденные две-три «шелухи», которые несколько помогут в звукоизвлечении в целом, не хватает, однако, того научного и культурального подхода, который присутствует в США. Современный вокал там - это дисциплина, великие американские голоса выросли на ней с малых лет, у них за плечами совершенно другой мир».

Понятно, что вокальный форум - это всего лишь форум, где пишут разные люди, в том числе и дилетанты, и часто не самым изысканным языком (текст цитаты приведен мною нарочно в оригинальном виде, без корректирования). Но все же, как говорится, нет дыма без огня, и его участники, как правило, обсуждают самые наболевшие и волнующие их темы.

Современному вокалу пришлось сильно постараться, чтобы найти свое место в Италии, родине бельканто (оперного вокала). Считаясь всегда второй категорией, он боролся за свое справедливое признание.

А вот самые сильные и действенные методы современного вокала, как SLS (Seth Riggs), Singing Sucсess (Brett Manning), Estill Voice Craft, Crossover и многие другие, развились именно в тех странах, где не было ни традиций belcanto, ни его сильного влияния, как, например, в Америке, Канаде и Великобритании.

Продолжение статьи - в следующей части.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика