А.Егорова | февраль 2014
«Как им это удается?», «Как вокалист так высоко и мощно берет эти ноты, это микст?», «Это голова так сильно звучит или все-таки грудь?», «У меня так микст не звучит...», - вот далеко не полный перечень возгласов-вопросов, постоянно задаваемых вокалистами как в Интернете, так и на вокальных уроках.
Чаще всего преподаватель ответит: «Потому что у тебя такой тембр! Все мы разные....» Логично, и, главное, окончательно и бесповоротно: «Живи себе с таким тембром и не мучай педагога». Ан нет, ведь студент-вокалист, тянущийся к знаниям и умениям всем своим существом, непременно позже вернется с новым вопросом: «Ну почему все-таки у меня одного (одной) голос звучит так тускло, а вот у целого ряда других вокалистов он звучит ярко, громко, пронзительно?»
Что это? Неумение «соединять резонаторы»? Отсутствие «головного голоса»? Неспособность к миксту? Или же отсутствие какой-то краски в голосе, вероятно, светлой? Именно так, отсутствие определенной «краски»!
Тембр человеческого голоса - это сложный спектр, состоящий из разных частот, подобно тому, как палитра картины состоит из разных красок. Если по каким-то причинам из нее исчезают светлые, то картина получается мрачной. То же самое случается и с голосом, когда в нем слабо выражены высокие частоты. Но, поскольку вокальная наука давно установила, что мы сами хозяева своего голоса, и способны существенно влиять на него (примером чему, в частности, являются многочисленные пародисты-имитаторы), причин отчаиваться нет, главное - понимать суть происходящего.
Кто-то по наитию, полагаясь на собственный слух, пытается сымитировать нужный звук, посылая его в нос. Правда, результат таких экспериментов не слишком радует ухо.
Некоторые «гуру» с интернетовских видео-роликов и вовсе с уверенным видом повествуют о 3-х носовых резонаторах, каждый из которых отвечает за определенную частоту... Прям-таки не человек, а губная... точнее, носовая гармоника. Увы, или к счастью, к высоким частотам нос не имеет ни малейшего отношения. Более того, носовые раковины функционируют, как ослабитель или смягчитель акустической энергии, так как фильтруют и «гасят» высокие частоты. А дело все в том, что ткани носовых проходов подобны изоляционному материалу и впитывают звуковую энергию.
Именно поэтому не следует путать мягкое нёбо и его открытие, позволяющее звуку проникать в нос, с другим фактором, находящимся значительно ниже, в преддверии гортани, и называющимся «воротником гортани». Это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Посмотрите на картинку ниже и увидите разницу между мягким нёбом и стенкой глотки (воротником гортани) и частью гортани от голосовых связок до надгортанника (преддверия гортани).
Именно сжатие преддверия гортани, сформированное «воротником гортани», создает форманту 2-4 кГц (2000-4000 Гц) и, как следствие, проникающий, звенящий, металлический звук.
Это то, что в классической вокальной науке называется высокой певческой формантой (ВПФ)! Причем данный факт известен и классическому вокалу, управление «воротником гортани» входит, как составляющая, в тот комплекс, который называется «прикрытием».
Самое интересное, производимый эффект является своего рода акустическим обманом. Дело в том, что сужение «воротника» приводит к усилению тех частот в спектре голоса, которые соответствуют области максимальной чувствительности слуха. Это означает, что звуки, соответствующие данным частотам, воспринимаются слушателем как более громкие.
Громкость вообще связана с ощущением звука, она не абсолютна и не прямо пропорциональна интенсивности, децибелам. Ощущение громкости очень сильно зависит от частоты и высоты звука. Об этом написано в статье «Сила голоса».
Кроме того, согласно последним исследованиям предполагается, что такая техника управления самой высокой частью гортани оказывает значительное влияние на вибрацию голосовых связок, искусственно продлевая фазу их смыкания.
Есть предположение, что при данном действии создается такое аэродинамическое явление, как ретроградное давление, которое позволяет голосовым связкам оставаться сомкнутыми дольше. Нечто подобное было замечено еще Раулем Юссоном и получило название импеданса , правда, это название относилось к явлению хоть и сходному по сути, но происходящему на уровне ротовой полости, а не «воротника» гортани (см.статью «Как развить голос... мычанием!».
Более длительная фаза смыкания голосовых связок означает бОльшее подсвязочное давление и, соответственно, более мощную фонацию. То есть голос звучит громче и насыщеннее.
Именно поэтому в западных современных методиках нередко twang преподносится, как high belt («высокий бэлтинг») или же бродвейский бэлтинг, а истинный бэлтинг нередко называют belt-mix. А потом вокалисты удивляются и говорят, что все-таки черный бэлтинг отличается от бродвейского...
Лично я, будучи сторонником классификации изобретательницы «рецепта» бэлтинга, первой описавшей и исследовавшей этот звук - Jo Estill, придерживаюсь официальной характеристики, тем более, что, помимо добавочных физиологических ингредиентов, в бэлтинге все же и иное звучание. Но вернемся к twang.
Обогатить свой тембр светлыми красками - задача вполне осуществимая, но вовсе не такая легкая, как некоторым может показаться.
Чтобы научиться чистому и более звонкому твангу, полностью лишенному назальности, как, например, у вокалистов мелодичного рока типа Skid Row, надо научиться сначала твангу с назализацией (Anastacia>, Ramazzotti, Phil Collins и другие, а также многие вокалисты soul).
А вот целая эпоха - Боб Дилан... И его знаменитый назальный тванг!
«Чистый» (оральный) тванг получится лишь при закрытии и мягкого нёба, и «воротника» одновременно. А поскольку по своей физиологической сущности все они – сфинктеры, то есть реальный риск продолжить естественный «алгоритм» последующим закрытием и голосовых, и ложных связок. Назализация же в процессе освоения тванга способна прервать эту цепочку, обманув природный механизм, и свести к минимуму возможность сжатия ложных голосовых связок, исключив последующую фонотравму (ощущение «царапины» в горле).
Недаром даже певица Rihanna за какие-то несколько лет изменила к лучшему свой вокал, хоть и сохранив свое характерное звучание, но сделав его менее назальным.
Вот более ранняя песня:
А вот более поздняя:
К слову, академические вокалисты, также использующие элемент тванга для создания высоких частот, «точки», форманты певца, страдают от сжатия ложных связок чуть ли не больше современных вокалистов. Ведь им-то приходится обучаться получению высокой форманты в неудобных условиях опущенной гортани, и минуя любую назальность, которая строго запрещена академическим вокальным «кодексом».
По той же самой причине преподаватели по вокалу так любят упражнения на мычание: вокалирование на согласные «М» и «Н». Только вот объясняют они это обычно тем, что хотят развить или даже «продуть» носовой резонатор или научить петь в «маску»!
Нет, конечно, если нужна назальность, то прочистить носовые проходы от возможного содержимого всегда не лишне. А иначе зазвучит только содержимое носа... или не зазвучит ничего.
На самом же деле фонация на «М» и «Н» - это и снятие зажима, так как при этом полностью открыто мягкое нёбо (соответственно, не должны сжиматься приставучие ложные связки), и невольная стимуляция сжатия «воротника». Правда, положительный результат достигается только тогда, когда вокалист не форсирует громкость звука, не создает во рту чрезмерно высокое давление.
Зачастую преподаватели на таких упражнениях просят «объема». А что такое объем? Это расширение «горла». А что в горле-то расширяем? Их, родимые, ложные связки, чтоб не мешали голосовым работать свободно. Вокалисты же, выполняющие эти упражнения, всегда стараются, наоборот, как следует поднажать и вдавить звук в нос, по той причине, что приписывают именно ему, носу, все заслуги в получении звука более интенсивного и звонкого.
И невдомек им, что сам по себе закрытый рот уже является стимулятором достаточно высокого давления, который провоцирует и сжатие «воротника», прибавляющего звонкости. А вот поддавая воздуха как можно больше и тем самым увеличивая подсвязочное давление, мы вынуждаем сжаться и ложные связки, которые, естественно, не дремлют и бросаются «помогать» плотному смыканию связок истинных, голосовых, приводя к зажиму.
В этом смысле пение на согласный «Н» более безобидно, так как этот звук возможен только при полностью открытой нёбной перегородке. Иначе не будет звука совсем, поскольку это - «Н».
А вот «М», при желании, можно спеть и заткнув нос, то есть с приоткрытой нёбной перегородкой, которая с гораздо большей вероятностью спровоцирует и сжатие ложных связок.
Поясню, что в данном случае происходит.
Соблюдается принцип стремления к сквозному срабатыванию мышц-сфинктеров. Стал закрываться один, за ним тут же устремился и другой... Открыта или полуоткрыта нёбная перегородка (звук «М» иначе спеть сложно) - важно, поскольку разная вероятность срабатывания ложных связок, если чуть переборщить с воздухом, с громкостью, «толкнув» звук, усилив его (желая получить пресловутый «объем»). На закрытой нёбной перегородке «М» спеть не возможно. Опасность «М» только в том, что можно, поддав воздуха, перейти от открытого положения мягкого нёба к более провокационному - полуоткрытому.
А с «Н», при открытом мягком нёбе, риск сжать ложные связки минимален.
Такую же скрытую опасность таят в себе упражнения «всех времен и народов» на «нэй-нэй-нэй». Дело в том, что, просматривая ролики «трехглавой» вокальной школы Riggs-Manning-Nemitz (заслуги коих нисколько не умаляю), большинство вокалистов ориентируются на звук, который кажется им довольно звонким.
Не понимая сути, учащиеся начинают форсировать звук путем его выталкивания, и последующие неприятные ощущения не заставляют себя ждать.
Огромное количество вокалистов, занимающихся по SLS, писали мне, что при полном комфорте первых упражнений на губные и языковые трели, испытывают дёр в горле именно на «нэй-нэй-нэй», и это не случайно....
Не будем забывать, что большинство (если не все) американцы, да и многие западно-европейские нации от природы обладают как высокой гортанью, так и твангом, который слышен уже в разговорной речи. Как факт, данный аттрактор (или приобретенный рефлекс) связан часто с особенностями языка. Они привыкли так говорить. Естественно, это не вызывает у них зажим, так что переходя к певческой фонации они делают это свободно и легко.
Когда же «дорогие россияне», за редким исключением не обладающие природным твангом, равно как и высокой гортанью и даже назальностью (которая, как вы могли прочитать выше, могла бы спасти ситуацию), начинают толкать воздухом каждую ноту на слог «нэй», то непременно сталкиваются с царапиной в горле, подчас заканчивая упражнение со слезами на глазах.
Настоятельно рекомендую, если уж решили делать это упражнение, делать его на минимальном количестве воздуха (тут, кстати, Nemitz будет в помощь больше всех), и не выталкивая каждую ноту на «нэй» путем поддавания нижним прессом. Конечно, можно заменить слог, но тогда и тванг вы не получите, так как именно гласный «Е» в сочетании с некоторой естественной назализацией (благодаря назальному согласному «Н») подводит к данному типу вокальности.
Но лучше сразу обратиться к помощи Estill Voice Training.
Ну и в заключение, значение тванга, как для современного, так и для академического вокалиста, трудно переоценить. Он заполняет те частотные пространства, которые не заняты другими инструментами, ведь у многих данная характеристика отсутствует. Присутствует она только у некоторых духовых инструментов, типа трубы, саксофона, через которые человеческому голосу пробиться действительно сложно, поэтому они никогда и не солируют вместе с вокалистом.
С твангом же при достаточно малой работе вокального мускула и общей нагрузке на певческий механизм (мощь поддержки выдоха), при минимальном усилии достигается ощутимый результат: сила голоса, достигаемая за счет увеличения звонких частот.
И еще, тванг подобен приправе - перцу или майонезу, он добавляется в вокал, смешиваясь с другими ингредиентами. Когда же его слишком много, то слушатель может не переварить. Помните об этом и не злоупотребляйте.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник