И.Рамзина | май 2011
Кто из опытных вокалистов и вокальных педагогов ничего не слышал о помощи приема МЫЧАНИЯ для РАЗВИТИЯ СВОЕГО ГОЛОСА? Держу пари – никто! Всем известна крайне положительная роль мычания. Конечно, этот прием – не панацея, однако он успешно применяется в вокальной педагогике много лет и показал себя как эффективный, действенный инструмент для развития голоса.
Прием мычания входит составной частью в ряд вокальных упражнений, но применяется и как самостоятельное упражнение. Конечно, как и любой другой технический вокальный прием, мычание имеет свои оттенки исполнения, не любое мычание поможет голосу развиться, или, другими словами, мычать тоже нужно уметь. По крайней мере, понимать, что делает с вашим голосом тот или иной ВИД ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ, который называют общим словом - мычание.
Кстати, забегая немного вперед, хочу сказать, что в школе современного пения применяют и такие способы мычания, которые отличаются от применяемых в школе традиционной. Я постараюсь рассказать в этой статье не только о различиях, но и о сходствах, так как думаю, что вокалисту нужно уметь брать все самое лучшее от разных школ.
Считается, что прием мычания наилучшим образом «учит направлять голос в резонаторы», как скажет человек, имеющий отношение к вокалу. Конечно, такая фраза резанет слух физика – из предыдущих статей блока «Теория и практика вокала» вы понимаете, что голос – такая вещь, которая не может «не попасть в резонаторы», в противном случае голоса просто физически не будет. Но что делать, особый язык вокала часто идет вразрез с логикой законов природы, так уж повелось. Просто этой фразой ёмко подчеркивается, что ОПТИМАЛЬНОЕ выстраивание всей резонаторной цепочки, от грудного до головных резонаторов с одновременным нахождением оптимального же воздушного потока и координации его со связками и есть ТО, К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ ЛЮБОЙ ВОКАЛИСТ. Но сказать: «Направить голос в резонаторы» - проще.
Вот «нащупыванию» такого ОПТИМУМА и помогает прием мычания.
Нужно понимать, что сам прием во всем его разнообразии – вещь вспомогательная, применяемая в процессе ОБУЧЕНИЯ. Опытный вокалист вряд ли будет использовать мычание для тренировки своей техники, разве что для «разогрева» голоса.
«Правильное» мычание отличается от «неправильного». То, что вы слышите, можно рассмотреть детальнее, чтобы эти отличия понять. В первую очередь, используя этот прием, нельзя ЗАГЛУБЛЯТЬ звук, а также «передавливать» воздухом, громкостью.
Такое мычание не только не поможет «найти резонаторы», а даже уведет в сторону и закрепит неверно найденные ощущения. Обычно отмечается, что, если прием мычания исполняется верно, то вокалист чувствует легкую вибрацию, зудение в районе губ. Говорят иногда, что «губы чешутся», хотя ощущения, конечно, у разных людей могут быть разными, главное – ГДЕ эти ощущения возникают! Повторяю – должны возникать на губах, в противном случае ищите положение гортани (возможно, вы ее опустили вниз), языка, челюсти, чтобы добиться возникновения «чесотки» именно на губах (изнутри, конечно, воздух-то изнутри идет). Правильное положение языка и челюсти соответствует тому, которое принимают эти органы при произнесении звука М. Сам поиск и есть то, что является НАСТРОЙКОЙ РЕЗОНАТОРА! Вы ищете его верную для вокала конфигурацию!
Хоть мычание в нашей обычной жизни ассоциируется только со звуком М, его можно делать и со звуком Н, поскольку это тоже сонорный согласный, который может быть произнесен, как и М, с полностью закрытым ртом. Это важно! Любые другие звуки применять для эксперимента не стоит. Можно ведь петь гласный У, например, и просто закрыть рот, продолжая сам звук извлекать. Мычание, которое при этом получится, не должно вас интересовать, эффектом для развития голоса обладают именно М и Н.
Обязательно понаблюдайте за собой. Произнося согласные М или Н человек НЕ СВОДИТ ВМЕСТЕ зубы, челюсть его не напрягается, да и вообще ничто не напрягается – первое условие для хорошего пения. Н от М отличается положением языка. Кончик уперся в нёбо – звучит Н, не касается его – слышим М. Я употребила глагол «уперся», но это, пожалуй, не совсем верно. «Уперся» имеет оттенок усилия, а при произнесении Н усилий не возникает, скорее, правильно будет – касается. А вот если сжать зубы, и «замычать» на Н, то что получится? Голос уйдет в нос. Проявится «назализация», а уж такой вокал неприемлем! Хотя… есть интересные примеры обратного, но об этом в другой статье, она пока не готова.
Понаблюдайте, понаблюдайте… Ничего, кроме движения кончика языка вверх, не должно отличать одно мычание от другого. Ничего из того, что вы можете проконтролировать, ощутив. Но это не значит, что больше ничего не меняется. Меняется. Если не вдаваться в излишние подробности, то можно сказать так – гортань при произнесении Н чуть-чуть подается вверх от своего естественного речевого положения, а при произнесении М, наоборот, слегка опускается. Это - не ощущается, это – естественный процесс, но, зная о нем, можно использовать такую природную «тонкость».
Замечено, что Н-мычание позволяет достигнуть чуть более высоких нот, чем М-мычание. Конечно, прямое следствие небольшого повышения гортани при произнесении Н! Поэтому такой прием используется только как ИСПРАВЛЯЮЩИЙ. Если педагог слышит, что голос ученика звучит заглублённо, то есть существует неправильная конфигурация резонаторов (гортани, глотки), они слишком опущены, то для исправления такой неправильной цепочки может помочь Н-мычание, в результате которого гортань приподнимется и займет свое естественное положение, а звук, соответственно, «придет в норму». С течением времени ученик «перенастроит» свое понимание верного звучания и привыкнет к тому положению, к той конфигурации, которая дает верный звук. Поэтому звук Н в этом приеме – редкий гость, практически всегда полезно мычать, употребляя в качестве базы звук М.
Те, кто пробовал «петь» таким приемом, замечали, наверняка, что им удается подниматься значительно выше тех нот, которые они могли брать обычным образом, когда пели ту же мелодию со словами. В чем тут дело? Почему так происходит? Почему мычать получается гораздо выше, чем петь?
В свое время Рауль Юссон, известный исследователь вокала, ввел в обиход понятие ИМПЕДАНСА. В физике суть импеданса – сопротивление. Что же сопротивляется и чему? Когда вы поете с закрытым ртом (закрытый звук), воздушный поток «вытекает» через неплотности губ значительно в меньшем объеме, чем при пении со ртом открытым. Таким образом, сомкнутые губы создают препятствие для воздуха, сопротивление, и это приводит к повышению воздушного давления внутри ротоглоточной полости. Шарик надувается, иными словами. Но этот процесс ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ координировать складкам свою работу с дыханием! Складкам легче работать, когда с ОБЕИХ сторон (сверху и снизу) давление воздуха примерно одинаково. Они, складки, с меньшими усилиями сдерживают воздушный поток, приходящий из легких, да и сам поток становится меньше, координируется!
Естественно, что в таких условиях голосовые складки могут плавнее переключаться от грудного режима работы к фальцетному, практически сводя на нет пороговый эффект.
Поэтому прием мычания – великолепный способ для вокалиста учиться «сровнять» участок перехода, бороться с эффектом переходных нот. Однако, как только вы рот открыли, все эффекты куда-то пропали, и, вместо Си первой октавы, взятой мычанием, едва дотягиваетесь до Ми… Конечно, а как вы хотели? Импеданс уже не помогает! Но ведь дотянулись до Си? Значит, и петь так сможете со временем… Зато становится понятным, «как там все внутри» должно ощущаться, «как оно там должно быть» чтобы петь было легко и свободно…
В большинстве вокальных упражнений мычание, как говорила, используется как фрагмент. Все просто – ученику легче спеть слог МА (МИ, МЭ, МУ), чем чистую гласную. Коротенький промежуток времени, в течение которого наш организм «настраивает резонаторы» в момент звучания М, уже помогает. Доли секунды, а эффект какой! Это давно замечено и с успехом используется.
Часто применяют и другие конструкции слогов, в которых мычание появляется не в начале, а в конце – бом-м-м, бам-м-м… Принцип один – правильное мычание психологически настроит учащегося на ОПТИМАЛЬНУЮ работу своего вокального тракта. Голос попадет в резонаторы!
В современной вокальной школе прием мычания, пришедший из КЛАССИКИ, конечно, применяется. Зачем отказываться от правильного? Но, наряду с ним, используется и другое звукоизвлечение, другой тип ЗАКРЫТОГО ЗВУКА. Это – так называемый «острый» звук. Он тоже создается при сомкнутых губах, и тоже базируется на согласной М. Вот как он звучит:
Принципиальное отличие в том, что сам по себе этот звук, взятый на ЛЮБОЙ, доступной вам ноте, продолжится, как бы в бесконечность. Зафиксировать, на какой ноте он «закончился» - невозможно. Он просто «исчез вдали», правильно? Фишка в том, что при таком подходе КАЖДЫЙ ЗВУК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В УПРАЖНЕНИЕ. Ваш организм АВТОМАТИЧЕСКИ координирует работу дыхания и складок, вы НЕОСОЗНАННО достигаете правильной координации. Острый звук, конечно, не вокал, он лишь «наталкивает» ваше ПОДСОЗНАНИЕ на верную регулировку в процессе пения связок с дыханием.
В этом смысле некоторые упражнения из метода Риггса (и не только Риггса, а многих других западных специалистов) довольно действенны, например:
Что происходит? Каждый раз при появлении острого звука голосовые складки «тонизируются» утончаясь, как это с ними происходит в фальцетном режиме работы (см. статью «Головной голос или как петь высокие ноты?»). Ваш голос почти незаметно для вас переходит из грудного регистра в головной в пределах ОДНОЙ-ЕДИНСТВЕННОЙ секвенции! Причем переходит так, как и нужно, как правильно, да при этом незаметно для себя «учится» этой технике перехода, закрепляет ее с каждой секвенцией! А таких секвенций в упражнении много! Если выполнять упражнения верно, довольно быстро сможете овладеть техникой перехода в головной регистр, и приступите к его совершенствованию. Только выполнять нужно ПРАВИЛЬНО! Не зря указывается на то, какую ошибку можно допустить:
Не стоит подражать мычанию коровы, такое мычание уж точно голос развить не поможет! Иными словами, не допускайте излишнего потока воздуха, иначе получится фальцет, который вы слышали в последнем примере.
И еще. Мычание, как и обычное звукоизвлечение, происходит с использованием всех функций вокального тракта, поэтому голос можно сорвать и мыча! Не нужно быть фанатиками! Как и любое упражнение, те, которые используют прием мычания, должны выполняться на ОПТИМАЛЬНОЙ громкости. Если у вас после выполнения упражнений с использованием этого приема першит в горле, даже ощущения болевые появляются, то вы, скорее всего, перебарщиваете с громкостью, то есть используете слишком много воздуха для получения звука. Голос нельзя развивать, СРАЗУ включив всю возможную громкость, успеха не будет, поверьте профессионалу.
Мне попадалось мнение о том, что использовать мычание в высокой тесситуре – вредно. Тут смотря что считать высокой. Если вы мычите вопреки своим собственным ощущениям, то есть уже не мычание, получается, а какое-то горление, а вы все равно пытаетесь использовать этот прием, то так будет вредно в любой тесситуре. Использовать мычание нужно в пределах своего вокального диапазона, не выше тех нот, которые С ЛЕГКОСТЬЮ получается промычать. По мере развития голоса вы сможете эти ноты не только мычать, но и петь, а мычать будет получаться все более и более высокие ноты. Аналогично и с нижней частью диапазона. Развитие – процесс постепенный.
Суммируя все вышесказанное, сделаю вывод. Итак, мычание, как вокальный прием действительно серьезно помогает вокалисту в развитии собственного голоса, ведь оно:
- «направляет голос в резонаторы»
- учит правильной технике перехода в головной голос
- способствует нахождению верной вокальной координации
- осуществляет «разогревающие» мероприятия для голоса в начале занятий или перед выступлением
- служит прекрасным началом разучивания любого вокального произведения.
Думаю, нет смысла в подробностях вдаваться в объяснения по поводу двух последних предложений, это и так понятно и давно всем известно. Промычите новую песню, прежде чем сразу начинать ее петь, и сразу услышите, где, в каких местах мелодия будет представлять трудность в последующем, над какими участками придется в будущем серьезно работать.
Ну, а что касается разогрева голоса… Мычите на здоровье, уважаемые вокалисты! Мычание, или, вернее, распевки, выполняемые таким приемом прекрасно подготавливают голос для выполнения более сложных задач – самого пения.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник