Заголовок

Головной голос или как петь высокие ноты?

И.Рамзина | сентябрь 2009

Возможен ли вокал выше речевого диапазона голоса?

Конечно, да! Еще как возможен! Однако в этом вопросе чаще всего наблюдается «разброд и шатание» в умах. Да, «верхний» голос, находящийся выше речевого диапазона есть у любого человека. Это фальцет. Звучание фальцета столь сильно отличается от звучания грудного голоса, что в своем чистом виде фальцет применяют в современном вокале лишь фрагментарно.

Так что же, высокие ноты доступны только единицам, чей голос от природы имеет необходимые качества? Слава Богу, нет, но давайте по порядку…

Речевой участок (отрезок, диапазон) вашего голоса – самая привычная, удобная, родная, если хотите, его (голоса) часть. Ну еще бы, с самого детства мы пользуемся именно речевыми звуками, крайне редко прибегая к другим, более высоким. В современных песнях наибольшая часть мелодии пишется именно для речевого диапазона певца. Популярных песен, тесситура которых не выходит за речевые рамки, большинство – хотя композитору трудно развернуться на одной октаве. Речевую тесситуру имеют многие народные песни и, как их естественное продолжение, бардовские, а также песни, написанные в стиле шансона.

*****

Более сложные песни других направлений уже не могут ограничиваться речевым диапазоном голоса певца, а требуют от него, голоса, большего диапазона. Современные вокалисты владеют своим голосом в диапазоне, простирающемся выше и много выше речевого. Вот только их вокал вовсе не является фальцетом!

Г.Лепс и С.Пьеха "Она не твоя" (соло Г.Лепса)

Пелагея "Home" (Депеша для Depeche Mode)

С.Пенкин "Feelings"


Сравнить фальцет с тренированным ГОЛОВНЫМ (так называется «надречевая» часть нашего голоса) звуком профессионального вокалиста – все равно, что поставить слона рядом с чайником – слишком велика разница. Было бы ошибкой предполагать, что хороший, профессиональный звук – продукт природы, и достигнуть его могут единицы.

Нет! Как раз достигают его немногие, просто потому, что развивать голос нужно, во-первых, правильно, а во-вторых – это достаточно долго и трудно. Увы, просто не у всех хватает терпения и целеустремленности, да и, чего греха таить, у многих преподавателей вокала просто недостаточно знаний.

Современная модель постановки голоса довольно сильно, хотя и не во всем, отличается от традиционной классической модели, используемой в музыкальных школах и других учебных заведениях.

О некоторых приемах, служащих для развития своего голоса и освоения на начальном этапе высокого регистра, вы можете прочесть в статье «Как развить голос... мычанием!»

Итак, превратить свой фальцет в хороший головной голос можно, и это не мистика, нужно знать – как. Хотя, сперва лучше все-таки определить первоначальные «размеры» собственного фальцета, поле деятельности, так сказать.

Как уже говорилось, физиологически «верхний» голос создается другим режимом работы голосовых складок. Складки находятся в растянутом, в сравнении с их обычным, речевым, состоянии. Растягиваясь и утончаясь при этом, складки получают способность вибрировать с большей частотой, нежели в своем естественном виде (видеоролик об этом процессе можно посмотреть на странице «Как создается вокальный звук?») .

Это и обеспечивает возможность фонации более высоких звуков, чем в повседневной речи. Разумеется, процесс растяжения складок происходит на высоте, соответствующей переходному участку голоса, и очень быстро, скачкообразно. Срабатывание такого эффекта невозможно устранить никакими вокальными тренировками – это, к сожалению, природа голоса.

Забегая немного вперед, скажу, что одним из навыков подготовленного вокалиста является умение «замаскировать» эту скачкообразность, сделать ее неслышимой для зрителя, обеспечив тем самым плавное соединение речевой и фальцетной частей своего голоса. Это сложная работа и, главное, длительная, но вполне осуществимая самостоятельно. После выполнения такой работы над собственным голосом, уже нельзя будет говорить о фальцете. Голос в этой части диапазона приобретет сбалансированность, тембровую окраску, то есть станет настоящим головным голосом.

О головном голосе посетители сайта задают много вопросов. Если вас интересуют подробности, то можете дополнительно почитать информацию из рубрики «Подробности письмом». Более объемную и точную информацию о том, что такое регистры голоса, вы найдете в статьях рубрики «Базовые знания и навыки».

«Размеры» своего фальцетного диапазона лучше всего начать определять именно с переходного участка. Обратите особое внимание - трудные переходные ноты (нота) станут совершенно легко исполняемыми, если их спеть фальцетным режимом работы складок (фальцетом).

Далее, как и при нахождении речевого участка, полутонами, обязательно в технике легато, поднимаемся вверх, пока голос может это делать без излишнего напряжения. Рано или поздно ощущения станут напоминать те, которые вы испытывали при достижении переходного участка – напряжение, сопротивление, неудобство. Это значит, что вы пришли к следующему переходному участку, отделяющему фальцетный РЕГИСТР голоса от более высокого – свисткового.

Здесь заканчивается ваш фальцетный участок, это его вершина. А где нижняя граница, так сказать, подошва?

От переходной ноты первого переходного участка (между речевым и фальцетным диапазонами) начинаем по полутонам, в технике легато, спускаться вниз. Складки – в фальцетном режиме! Несколько звуков вниз, и фальцетный режим складок исчезнет как бы сам собой, просто зафиксируйте, в районе какой, примерно, ноты это происходит. Теперь у вас есть границы не только своего речевого, но и фальцетного диапазона.

Если сопоставить их между собой и с фортепианной клавиатурой, то картина будет выглядеть примерно так:

Неважно сейчас, в какой октаве это будет, для мужчин и для женщин, конечно, в разных, кроме того, на рисунке показан участок наложения, приходящийся на ноты от Ми (Е) до Си (H), а ваш участок наложения может быть в ином месте, ну, например от Фа диез (F#) до До (С), важно, что существуют ноты, которые в голосе любого человека могут быть спеты РАЗНЫМИ РЕЖИМАМИ РАБОТЫ СКЛАДОК или разными РЕГИСТРАМИ голоса.

В данном конкретном случае первый переходный участок приходится на ноты Ля (A), Си бемоль (B), Си (H), он выделен голубым цветом. Ноты Ми (E), Фа (F), Фа диез (F#), Соль (G) при этом совершенно спокойно можно петь речевым голосом, а можно и фальцетным!

Таким образом, регистры голоса не СТЫКУЮТСЯ друг с другом, а НАКЛАДЫВАЮТСЯ друг на друга, что дает вокалисту немало возможностей. Каких? Возможностей научиться незаметно соединять между собой два самых важных своих регистра – речевого с фальцетным (или грудного с головным, что одно и то же), получая равномерный по тембровой окраске голос.

Участок наложения регистров и еще несколько нот вверх (сколько именно – это индивидуально, в среднем пара-тройка тонов) называют в вокале «средним регистром», о нем я говорила в статье «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?». Теперь становится понятной важность владения своим средним регистром голоса, ведь именно на этом участке грудной голос переходит в головной. Так что, если вы хотите иметь вокальный диапазон, простирающийся больше, чем на одну октаву, нужно работать со «средним регистром».

Но нужно понимать, что средний регистр – это не какой-то особый вид работы наших голосовых складок, просто так в вокале называют наиболее сложный и значимый участок голоса. Наши складки на протяжении этого участка постепенно переходят от работы в речевом режиме к работе в режиме растянутом, фальцетном.

Так или иначе, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ регистры голоса (к которым, повторяю, средний регистр не относится) соединяются именно переходными участками, которые являются своеобразными вокальными маяками.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика