Заголовок

Переходные участки голоса - наши вокальные маяки

И.Рамзина | сентябрь 2009

В конце статьи «Диапазон голоса» я говорила о возможности определенным образом стандартизировать все разнообразие мужских и женских голосов, несмотря на их индивидуальность, с точки зрения диапазона голоса. В этом поможет более подробное рассмотрение такой особенности, как переходные участки голоса.

Точности ради надо сказать, что речь идет о первом переходном участке, который существует между речевым и фальцетным отрезком голоса. Есть и второй – между фальцетным и свистковым, но я, в данном случае, говорю о первом.

Замечено из практики, что большинство НЕПОСТАВЛЕННЫХ мужских и женских голосов можно поделить на три основных типа. У первого типа переходный участок приходится, примерно, на одни и те же ноты: Ля (A), Си бемоль (B), Си (H) только в разных октавах.

Мужские голоса имеют его в малой октаве, а женские – в первой. У второго типа голосов расположение переходного участка приходится на ноты До (С) - Ре (D) первой октавы для мужчин и второй для женщин. Третий тип голосов, соответственно, Ми (E) – Фа диез (F#). Это укладывается и в известную из классики схему расположения переходных участков:

Не стоит воспринимать указанные переходные участки голоса абсолютно буквально, их длина, как указывалось в статье «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?» не более 1,5 тонов для женщин и 1 для мужчин, просто почти всегда эти тон-полтора попадают в обозначенные на схеме области, что является следствием подобия наших голосовых складок.

Складки переключаются из речевого режима работы (регистра) в фальцетный, когда не могут вибрировать с большей, чем нужно нашему мозгу, частотой, срабатывает так называемый ПОРОГОВЫЙ ЭФФЕКТ.

Но ведь чем складки изначально, от природы, тоньше и легче, тем большую частоту вибрирования они смогут создать, не переключаясь в другой режим, не растягиваясь. Для таких складок пороговый эффект, конечно, тоже наступит, но при более высокой частоте (ноте). Именно разницей в строении голосовых складок обусловлены места расположения переходных участков голоса у разных людей.

Более того, никакие занятия вокалом не могут изменить строение наших складок. Встречающиеся, иногда, разговоры на эту тему – миф! То, что у подготовленного вокалиста переходный участок незаметен для слушателя – следствие обучения правильной технике, а не физическое изменение его голосовых складок.

Таким образом, переходные участки голоса становятся некими «маяками», сигнализирующими вокалисту или преподавателю о типе голоса, с которым приходится иметь дело. Замечено, опять же из практики, что чуть ли не всех начинающих вокалистов крайне заботит почти с первых занятий вопрос о типе голоса.

Один из самых известных (на данный момент времени) из современных вокальных тренеров американец Сэт Риггз в своей работе «Пойте как звезды» отвечает на вопрос об определении типа голоса у обучающегося так:

«Я этого не делаю! По крайней мере, не сразу. Неверно классифицировать голос певца до того, как вы определили его реальные возможности. Слишком часто существующий диапазон певца является единственным фактором при отнесении его к определенной категории. Самым важным фактором является исходное качество голоса. При условии, что ваш разговорный голос звучит чисто и ненапряженно, ваш вокальный голос должен базироваться на качестве такого разговорного голоса.»

Надо понимать также, что классификация голосов рождена в недрах классической вокальной традиции, нельзя переносить принятые там правила и условности на весь сонм современного вокала – это просто разные вещи! Человека, решившего развивать свой голос в нетрадиционной (неакадемической) манере совершенно не должно беспокоить соответствие или несоответствие его голоса, тем более на начальном этапе, какому-либо из классических стандартов. Ведь до них еще нужно дорасти.

У неклассического вокалиста в запасе огромное количество приемов, которые в традиционном вокале применять нельзя: транспонирование мелодии, фальцет, придыхание, йодль, скэт, техники, основанные на звуках ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ (скриминг, гроулинг, мычание, различные формы скрипучего звука и т.п.). Во многом это богатство превосходит по своим изобразительным способностям возможности классического вокала, отсюда – абсолютно разный репертуар!

Да и что даст вам знание типа голоса? Вы попробуете петь упражнения в диапазоне классического сопрано (или тенора), даже если голос будет на грани срыва, так, что ли? Поверьте, певцу, который изначально не стремится петь классику, точное знание типа своего голоса не важно, однако…

Единственное, что можно и даже нужно – определиться на начальном этапе обучения с местом расположения в диапазоне первого переходного участка голоса (Как? Об этом в статье «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?») и, в зависимости от него, отнести голос к одному из трех (всего лишь трех) типов – низкий, средний или высокий. «Правильные» вокальные названия таких голосов вы видите на схеме. Без такого предварительного определения типа собственного голоса будет сложно подбирать и упражнения, и репертуар, так как обычно вокальная литература снабжается пометками, определяющими тип голоса, для которого предназначено то или иное упражнение или произведение.

Что же касается других качеств голоса - громкости, тембра, об этом дальше.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика