И.Рамзина | август 2009
Голос представляет собой функцию организма и, как функция, обладает определенными свойствами. Любая функция, в том числе и наш голос, имеет свою «область значений». В приложении к голосу этой областью значений являются интенсивность звуковой волны (громкость) и высотный диапазон – область частотных колебаний, которые создаются нашими голосовыми складками. Пусть вас не смущает такой «математический» подход, я не собираюсь переходить на формулы. Пока, не говоря о громкости, посмотрим на диапазон.
Я думаю, любой человек знает, что существуют самый низкий, располагающийся на грани шепота, и самый высокий, достигающий «визга» звук, которые и представляют собой границы нашего ПОЛНОГО ДИАПАЗОНА. Интерес представляет не столько точное определение этих звуков, сколько зависимости, особенности, существующие в диапазоне голоса каждого человека, то есть ВНУТРИ этих границ.
Необходимо помнить, что понятие ВОКАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН включает в себя исключительно звуки МУЗЫКАЛЬНЫЕ, то есть звуки точно определенной высоты. Природа, создавая человека, понятия не имела о том, что когда-нибудь человек изобретет музыку, и не обеспечила нам четкого механизма переключения голоса от ноты к ноте (как скоростей современного велосипеда, например), с ее, природы, точки зрения, ступенчатое воспроизведение звука просто не нужно. А ведь вся музыка построена именно на «высотных ступенях»! Очевидно, что вокальный диапазон – всего лишь часть полного диапазона голоса.
Полный диапазон голоса может состоять из четырех «отрезков». На рисунке приведена примерная схема состава диапазона.
Вы видите, как называются эти «отрезки», и как они располагаются относительно друг друга и относительно клавиатуры фортепиано, взятой за основную систему отсчета. Нас сейчас не интересует характер, тембр звуков, рассматриваем исключительно их высоту.
Все четыре отрезка существуют в голосе любого здорового человека. В вокале же используются главным образом два – речевой и фальцетный. Почему в полном диапазоне нашего голоса существуют эти части? Если не вдаваться в излишние подробности, можно сказать так – каждому высотному отрезку нашего диапазона соответствует свой особый режим работы наших голосовых складок.
Видно уже из самого названия, что в обычной повседневной жизни люди пользуются только речевым отрезком собственного диапазона, который соответствует речевому режиму работы голосовых складок. Он (этот отрезок) невелик, у некоторых людей даже меньше октавы, но в среднем – одна октава. Бывает и чуть больше – нона, децима.
Вы видите на рисунке, что речевые диапазоны мужских и женских голосов существенно отличаются друг от друга, располагаясь в разных октавах. Мужские складки больше, массивнее и длиннее, чем женские, поэтому мужской голос ниже, чем женский. Но и мужские голоса между собой, и женские, тоже имеют отличия. Какие же?
Встречаются мужчины, разговаривающие очень высоким голосом и женщины, говорящие, наоборот, низко. Эта природная аномалия очень ценна, из таких голосов могут получаться звездные голоса, но и работать с таким голосом должен обязательно специалист, стандартные рекомендации, годящиеся для среднего, стандартного голоса, в данном случае могут повредить.
Если же иметь в виду большинство голосов, находящихся на начальном этапе развития, то особенности их сходства и различия поддаются определенной стандартизации, но разговор об этом лучше продолжить после подробного знакомства с двумя главными для вокалиста «частями» диапазона – речевой и фальцетной. Начнем с речевого диапазона.