Заголовок

Как создается вокальный звук?

И.Рамзина | март 2012

Несомненным отличием вокального звука от НЕ вокального, разговорного, речевого являются продолжительные, гораздо более длинные, чем в речи, гласные звуки. Вокальный звук отличается, конечно, и многими другими параметрами, например, силой, тембровой окраской, более широким диапазоном, но ГЛАВНЫМ его отличием следует, все же, считать длительные гласные звуки.

Это нетрудно проверить на себе, если начать произносить любой текст, пусть даже и не стихотворный, стремясь искусственно растягивать голосом гласные. Речь сразу станет напоминать пение, пусть даже отсутствует мелодия, музыка. Так, кстати, в давние времена поступали «сказители» - люди, рассказывающие слушателям легенды, былины… Иногда это происходило в сопровождении музыкального инструмента (гусли, например), но текст был не рифмованным, просто его не говорили, а «пели».

*****

Вы тоже можете провести над собой подобный опыт, но подскажу, что при чтении текста растягивать нужно не любой гласный звук, а тот, на который в данном слове падает ударение: «Вы то-о-же мо-о-ожете провести-и-и над собо-ой…». Попробуйте. Если добавить ритм, получится подобие РЭПА, правда?

Несмотря на ОСНОВНОЕ отличие вокального звука, было бы неверно считать его и достаточным. На современной сцене очень большое значение приобретает широта диапазона голоса.

Диапазон голоса начинающего вокалиста состоит из (как минимум) двух «участков» - речевого («грудного») голоса и фальцетного («головного»), разделенных переходными нотами (одной или несколькими). Это довольно примитивный взгляд, все на самом деле сложнее, да и «грудной», и «головной» - названия, имеющие с действительностью мало общего, просто многим пока так привычнее называть эти явления.

Однако, чтобы успешно работать впоследствии над развитием диапазона и получением качественного голоса, нужно знать и понимать, что в нашем организме «отвечает» за эту «дискретность», почему неразвитый голос НЕ ЕДИН!

*****

Правда, «речевое» и «фальцетное» качество звука связано далеко не только с высотой нот, которые нужно спеть. Фальцет вполне возможен и на разговорном (речевом) участке диапазона голоса. Что, кстати, очень часто можно наблюдать у тех, кто впервые попробовал спеть нравящуюся песню, не имея практически никакого опыта.

Вот взгляните на интересный пример от голливудских звезд. В этом ролике хорошо показано, что происходит с голосом девушки, впервые подошедшей к профессиональному микрофону. И пусть этот фрагмент взят из игрового фильма, но он прекрасно демонстрирует, как часто ведет себя голос в самом начале, при первом опыте!


В данном случае героиня довольно быстро справилась со своими проблемами и запела с достаточным качеством (для новичка, конечно). Но это же кино! В реальной жизни побороть привычку не петь, а напевать бывает довольно сложно и требует определенного времени.

«Спой погромче, ты же для людей поешь» - просит герой Хью Гранта, и голос девушки меняется, становится более богатым и звучным. А ведь она лишь едва добавила громкости! Запела на том ее уровне, на котором обычно разговаривает. Почему так произошло? Что изменилось?

*****

Причина заключается в принципах работы голосовых складок - нашего ГЕНЕРАТОРА звука. Схематично то, как они работают, вы можете увидеть собственными глазами.


При создании низких и средних по высоте звуков наши голосовые складки соприкасаются на большей площади, да и их мышечные доли сближены между собой. В физиологии и вокале говорят в данном случае, используя термин СМЫКАНИЕ. Если мышечные доли складок соприкасаются своей поверхностью, то смыкание полное, в звуке есть низкие обертоны, голос плотнее и богаче. Часто такой вид звука называют «грудным» голосом. Современная же вокальная наука применяет другой термин – голос на ТОЛСТЫХ СВЯЗКАХ.

Высокие же звуки в нашем голосе создаются при помощи все большего и большего растягивания СВЯЗОК, которые на самом деле являются лишь ЧАСТЬЮ самих СКЛАДОК! Так что, по сути, связки и складки – вещи разные!

При растягивании связок мышечная «доля» складок все меньше и меньше участвует в создании звука, это видно из анимации во второй части видеоролика. В конце концов голосовые СКЛАДКИ начинают соприкасаться только своей СВЯЗОЧНОЙ частью! «Краями», как пишут во многих работах о вокале. Звук становится высоким, но… в нем пропадают «грудные обертоны».

Вот он – физиологический механизм создания головного звука! Увы, но такова природа…

В данном случае говорят об изменении смыкания. Оно становится менее плотным, и звук теряет ряд обертонов, поскольку САМ ГЕНЕРАТОР их не создает. Современная вокальная наука толстым связкам в данном случае противопоставляет понятие ТОНКИЕ СВЯЗКИ. Однако, не все так просто. Есть и еще одно состояние связок – ЖЕСТКОЕ. И вот именно при фальцете связки жесткие. Но данная тема обширна, поэтому ей будет посвящена отдельная статья.

Физиология и техника вокала – вещи сложные, поэтому не все сразу, а то просто не уложится в голове.

Вот еще один анимационный ролик (отрывок), в котором показано, что происходит внутри гортани со связками и мышцами, которые ими управляют:


*****

Ну и вернемся к первому ролику – что же произошло с голосом у героини Дрю Бэрримор, когда она слегка добавила громкости? Почему голос «встал на место»?

Объясняется это тем, что для пения количество воздуха, воздушная струя, на которой наши голосовые складки строят звук, должна быть определенным образом сбалансирована, оптимальна. Если воздуха мало и малО давление под складками, получается тихий звук, имеющий фальцетный характер. У НОВИЧКОВ! Подчеркиваю! Умения профессионалов пока оставим за кадром!

Девушка из фильма, добавив своему голосу громкости, силы (то есть, добавив воздуха), привела свои складки в «толстое» состояние, они стали плотно смыкаться, и звук сразу изменился в лучшую сторону. Дело здесь, конечно, не только в воздухе, но рассматривать досконально весь процесс не буду, он сложен, и понимать абсолютно все тонкости вокалисту на начальном этапе не обязательно.

Итак, она СКООРДИНИРОВАЛА воздушный поток для получения качественного звука. Причем (это важно!) воздуха для хорошего пения должно быть не много, а оптимально! Большое его количество влияет на голос даже хуже, чем недостаток! О вокальной координации вы подробнее узнаете из статей в рубрике «Громкость и сила голоса».

Замечу также, что в мужских неопытных голосах «перелом» голоса при движении снизу-вверх происходит практически моментально. А в женских – нет. «Складочный узел» у мужчин устроен несколько иначе, чем у женщин, отсюда и разница. В ролике вы видели «изнутри» работу только женских складок, обратите на это внимание.

Да, то, что мы в конечном итоге слышим собственными ушами – продукт одновременной «работы» не только складок, но и резонаторной системы. О ее действии вы можете подробно прочитать в статьях «Грудной резонатор», «Что такое форманты?», «Как можно управлять тембром голоса», «Как петь КРАСИВО?».

Все в вокале взаимосвязано, поэтому из развитого, красивого и сильного голоса нельзя «выдернуть» ни одной части, голос моментально перестанет быть голосом. Без владения управлением своими складками певец не добьется широкого диапазона, но не добьется он его и в случае неразвитого дыхания, ПЕВЧЕСКОГО дыхания, а не бытового или спортивного! И без работы над резонаторами качество звука тоже не получить.

Поэтому вокальная учеба строится таким образом, чтобы работать со всеми тремя «китами» вокала одновременно. Именно так построены ДЕЙСТВУЮЩИЕ вокальные упражнения.

Но, прежде всего, нужно разобраться с одним из главных понятий вокальной техники, правилом, знакомство с которым происходит на первом же уроке вокала. Правилом ли? Поговорим об этом в следующей статье.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика