Заголовок

Вокальный зевок. Необходимость или атавизм?

И.Рамзина | апрель 2012

Существует правило, которое преподносят начинающему, делающему только первые шаги в вокале человеку, как некую непреложную истину. И звучит это правило так: «Петь нужно «на зевке»! Дышим диафрагмой, делаем «зевок», задержали дыхание и… звук вперед!» - первый опыт осознания ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ в своем голосе.

А как это? Делаем «зевок»? А вот неоднозначно это понятие, и не всегда нужно… НЕ ВСЕГДА, а не никогда. Максималистский подход «или да, или нет» не годится. Единичками и нулями общаются между собой компьютеры, у людей более богатый набор.

Не случайно существует понятие «вокальный зевок». Это не просто ЗЕВОК, который мы знаем с раннего детства. Более того, первый зевок младенец делает в утробе матери, будучи в возрасте… 11 недель! Сам по себе этот рефлекторный акт вызывается бессознательной частью нашего мозга, которая управляет состоянием самого организма. И происходит он в том случае, если мозг начинает испытывать недостаток кислорода.

Совсем не обязательно быть при этом в противогазе на пожаре. Мозгу может не хватать кислорода (а не организму – воздуха!) по вполне «бытовым» причинам. Устал. Перетрудился. Не выспался вчера. Ведь давно известно, что при ПЛАВНОМ понижении давления (количества) воздуха, например, в салоне самолета, можно погрузить пассажиров в сон. Потребляет мозг кислорода во сне ГОРАЗДО меньше, чем в бодрствующем, рабочем состоянии.

При зевке мозг в определенное время дает команду определенным мышцам – раздвинуть глотку, убрать язык вниз, сделать глубокий вдох… Попробуйте вызвать зевок, и обратите внимание на то, как ведет себя глотка, язык и мягкое нёбо! Согласны?

ВОТ! В этом вся «соль»! Глотка, язык и мягкое нёбо!

*****

Расширенная глотка и «уложенный» язык – первые технические навыки вокалиста. Понять, как это происходит, не видя (всё же внутри находится), можно лишь прибегая к неким знакомым аналогиям, вызывающим СХОДНЫЕ ощущения. Поэтому существуют сентенции о «горячей картошке во рту» (вариант – пюре), «нагретом яйце» (это для имеющих большой рот, я даже представить себе не могу, как можно засунуть в рот целое яйцо), ну и прочих предметах, обязательно помещаемых в рот. При этом, вызвав воображением такое состояние, нужно еще и петь, удерживая эту внутреннюю «архитектуру».

Поначалу это не привычно и неудобно. Но привыкнуть можно ко всему. А когда привыкнешь – станет удобно. Удобство – лишь восприятие привычки.

Однако, не все так просто.

*****

В статье «Современная техника вокала и классическая. Первое принципиальное отличие» я привожу цитату из известной работы Сэта Риггса «Пойте как звезды». Загляните в статью, прочитайте эту цитату, ведь нельзя не учитывать, рассматривая прием вокального зевка, того, о чем говорит Риггс.

Акт зевания очень существенно затрагивает положение гортани. Гортань – трубка, «подвешенная» определенным образом к подъязычной кости. При зевке гортань уходит ЗНАЧИТЕЛЬНО ниже своего обычного, как принято говорить, «речевого» положения. А это сразу же влияет на ТЕМБР голоса. В хорошую сторону, или в плохую? Я же говорю – меньше максимализма! Тембр не лучше и не хуже, он просто начинает существенно отличаться от привычного, разговорного. Вы можете подробнее узнать об этом из статей «Как можно управлять тембром голоса» и «Как петь КРАСИВО?»

Такого тембра требует классический вокал. И пение «на зевке», то есть с пониженной гортанью - именно его требование. КЛАССИЧЕСКОГО вокала. Если вы не хотите звучать «классически», подход к такому фундаментальному приему, как вокальный зевок, должен поменяться. Ведь что делает начинающий, которому рассказали об обязательном зевке, но не объяснили, что любое действие имеет свою степень? А вот что.

А вот так тот же молодой человек стал петь упражнение, когда ему объяснили «ненужность» чрезмерного вокального зевка, объяснили, какой должна быть его ОПТИМАЛЬНАЯ степень.

В «эстрадном» пении принято говорить о «полузевке». То есть, делать надо, но, как бы «наполовину». И как ее, эту половину, ощутить? Опытный вокалист уже понимает, что значит «зевать наполовину», привык, а начинающий?

*****

Как говорила выше, главным состоянием вокального тракта, которое требуется для пения, является расширенная глотка и уложенный (для КАЖДОЙ ГЛАСНОЙ определенным образом!) язык. При этом излишнего понижения гортани можно избежать!

Не случайно Сэт Риггс говорит о «речевой» позиции. «Речевая» гортань - это НЕ ПОНИЖЕННАЯ, как требуется в классическом пении. Но ведь в речи гортань все равно не остается неподвижной! Она, так или иначе, «ходит» вверх-вниз при произнесении разных гласных. Более того, как показали исследования специалистов Estill Voice International (EVT), современный вокальный репертуар требует не только «речевой», то есть нейтральной позиции гортани, но часто именно повышенной относительно своего спокойного положения! Подробнее об этом, если заинтересовались данным вопросом, вы можете прочитать в статье «Снова мною в оковы закована ты - гортань моя сумасшедшая...»

Гортань нельзя стагнировать! То есть пытаться удерживать ее в каком-либо стационарном положении! Делать так - значит идти против природы... А зачем же тогда вокальные педагоги учат обязательно делать «зевок»?

Да вот получается, что зря учат-то, что это все техника классическая, относится к старой вокальной школе, а петь современный репертуар только мешает... Доказательства высказанного мной (если интересно) можно найти в статье «Объем голоса или его мощь?».

*****

Но, тем не менее, гортань может и понижаться, и происходит это при пении низких нот совершенно естественным образом. Вот только ради качества звука нельзя понижать ее слишком сильно, как часто учит русская классическая школа! А насколько же понижать ее можно? И даже нужно?

Для понимания «степени» нужного в современном вокале углубления глотки можно воспользоваться, как раз, природной способностью гортани понижаться при произнесении некоторых гласных звуков. Работать в данном случае над «укладкой» языка придется отдельно, занимаясь АРТИКУЛЯЦИЕЙ. А вот степень углубления глотки понять будет очень легко именно русскоязычным вокалистам!

Эта степень – звук «Ы». Но – разговорный «Ы». Произнесите несколько раз слово «Ты». Ты, ты, ты, а теперь удлините его: Ты-ы-ы-ы… Пока хватит дыхания. Только не надо сразу ПЕТЬ «ты». Оттолкнитесь от РАЗГОВОРНОГО «ты».

Вот вам воочию та степень расширения глотки (и понижения гортани), которой ДОСТАТОЧНО для замены пресловутого вокального зевка. Гортань не ушла из «речевой позиции» (для русской фонетики), то есть хоть и опустилась, но в пределах допустимого отклонения, при этом тембр голоса не изменился, вы свою «Ы» «репетируете» с детства, просто разговаривая на русском языке.

А как же петь другие гласные? Как можно А приблизить к Ы, или Э, И? У и О легче, они более «глоточные». Ну, что сказать? Учиться! Привыкать! Не забыли, что удобство – восприятие привычки? Во всяком случае, звучание гласных звуков при таком «легком» расширении глоточной полости все-таки выгодно отличается от чисто разговорных «пестрых» гласных, а гортань при этом смещается вниз крайне незначительно, что не ведет к существенному изменению вашего тембра. Однако помните, в данном случае я говорю о низком регистре звуков! Высокие звуки петь на зевке нельзя, иначе вы просто сразу же получите оперный оттенок голоса, с первого же звука...

Вот и попробуйте теперь САМИ сформулировать ответ на вопрос: «Так нужен ли в современном вокале прием вокального зевка?» Ответ, как вы понимаете, не может быть ОДНОЗНАЧНЫМ.

Вокальный зевок лишь одно из главных понятий вокала, с другим из них, ОПОРОЙ, вы познакомитесь на следующей странице.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика