Заголовок

Современная техника вокала и классическая. Первое принципиальное отличие

И.Рамзина | сентябрь 2009

Отличается ли в принципе вокальная техника, используемая для исполнения репертуара в современных музыкальных стилях от традиционной классической вокальной техники?

Ответ однозначен, да, отличается. Если говорить о множестве специфических приемов, которые прекрасно зарекомендовали себя в современном вокале (фальцет, йодль, субтон, скриминг и т.д., и т.п.), то мы уйдем в сторону от рассмотрения основы вокала – взаимодействия дыхания с голосовыми складками и усиления возникшего звука резонаторной системой. Главное расхождение технических принципов наблюдается именно в этой основе. Итак, первое принципиальное отличие.

Вся технология управления звуком в классическом вокале построена на ДВИЖЕНИИ гортани. Вот отрывок из работы профессора Константина Плужникова (ведущего тенора Мариинского театра, народного артиста России) «Механика пения»:

«Гортань поднимается и опускается, выполняя это движение для правильного издавания звуков. При пении интервалов в зависимости от их высоты мускулы напрягаются сильнее, и гортань опускается до того положения, которое соответствует высокому звуку индивидуально.
Поэтому, когда ученик поет интервалы или мелодию восходящего или нисходящего направления, понимание его должно быть устремлено на самую высокую ноту, но не на самую низкую, тогда и гортань опускается в положение низкое.
В сущности, постановка голоса вещь простая. Загадка ее разрешимости лежит в трех сферах: хорошее дыхание, сила мускулатур, отсюда власть над движением гортани.»

Современный нетрадиционный взгляд прямо противоположен. Наша гортань должна быть НЕПОДВИЖНА. Пожалуйста - цитата из книги Сэта Риггза «Пойте как звезды» (Риггз – разработчик нетрадиционной вокальной методики, вокальный тренер мегазвезд шоубизнеса: Майкла и Джэнис Джексон, Мадонны, Натали Коул, Куинси Джонса, Стиви Уандера, Хулио Иглесиаса и многих других):

«Большинство певцов используют излишние мускульные усилия во время пения. Мышцы, которые обычно участвуют в пережевывании и проглатывании пищи, а также в расширении горла при нехватке кислорода в легких, используются для управления гортанью — ее подниманием и опусканием. Обычно это делается тогда, когда нужно взять трудную ноту, увеличить громкость либо «улучшить» качество звука. Мы называем эти мышцы внешними, потому что они располагаются вне гортани.
Когда используются внешние мышцы для контроля голоса, в некоторой степени стесняется свободное колебание голосовых связок внутри гортани и изменяется взаиморасположение (да и состояние в целом) резонансных полостей над ней. В результате получается затрудненный и несбалансированный звук.
Только при расслабленной гортани в стабильном положении ваши связки могут легко взаимодействовать с потоком выдыхаемого воздуха, создавая высоту и интенсивность исходного звука. Только расслабленное, стабильное положение гортани обеспечит вашему звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих, и, как хороший музыкальный центр, вы никогда не будете звучать «тускло» на низах и «дребезжаще» на верхах.»

Попробую объяснить различие на примере.

Большинству певцов, даже начинающих, знакомо выражение «вокальная маска». Наиболее качественно голос звучит в том случае, когда он, как принято говорить, «попадает в вокальную маску» - ощущается легкая вибрация в верхней части лица (снаружи) или в области КОРНЕЙ передних верхних зубов (изнутри). В этом случае он, голос, «правильный», «сбалансированный», «звонкий», в противном случае – «глухой», «заглубленный», «неполетный».

Вопрос в том, как может петь «мимо маски» тот человек, который от природы достаточно звонко и четко разговаривает?

Ответ напрашивается один – он что-то меняет в области гортани и в верхних резонаторах (глоточной и ротовой полостях). Конечно, меняет. Приопускает гортань и «расширяет» глоточную полость (для улучшения, украшения звука, как объяснит ему педагог), используя мышечные приемы, известные из академической вокальной школы. Если певец неопытен, звук может «завалиться» вглубь, «уйти из маски».

Современный певец и не подумает затронуть каким-либо образом положение гортани или расположение внутренних областей в глотке. Его вокальный тембр при этом будет в достаточной степени похож на тембр его речевого голоса. При этом КОНТРОЛИРОВАТЬ ОДНОВРЕМЕННО положение гортани, глубину глотки, ощущения в «маске» и, при этом, высоту звука нет необходимости – голос из «маски» не уйдет, ничего ведь не поменялось в вокальном аппарате! Каким был голос в речевой функции, таким и остался в вокальной.

Правда, академический тембр тоже не получится, это, надеюсь, понятно. Только нужен ли он в современном репертуаре?

Движение гортани - лишь первое принципиальное отличие классической вокальной техники, но не единственное. Об этом - в статье «Принципиальное отличие номер 2».

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика