Заголовок

Современная техника вокала и классическая. Второе принципиальное отличие

И.Рамзина | сентябрь 2009

Другим принципиальным отличием академической вокальной техники от современной нетрадиционной следует считать прием МАСКИРОВОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ. Певец классического стиля начинает применять этот прием в том случае, когда ему приходится петь в области своего переходного участка и выше – в головном регистре голоса.

Сама маскировочная артикуляция представляет из себя комплекс мышечных приемов, который принято называть «прикрытием» в мужском голосе и «округлением» в женском. Маскировочную артикуляцию (кстати, к «вокальной маске» этот термин не имеет отношения, несмотря на однокоренные слова в названии) используют «на фоне» пониженной гортани, поэтому можно считать ее, артикуляцию, принципиальным отличием номер два.

Я не буду рассматривать этот прием подробно, в конце концов он рассмотрен в огромном количестве источников, касающихся академической вокальной техники. Скажу только, что суть этого приема в том, чтобы по мере «подъема» голоса вверх заменять постепенно более звонкую гласную на глухую, например, петь А как среднее между А и О, выше превращая ее постепенно в чистое О.

При такой «маскировке» одной гласной под другую певец увеличивает акустическое сопротивление верхней, надскладочной части своего вокального тракта (импеданс). Импеданс помогает растянутым (речь-то идет о фальцетном режиме работы) складкам справляться с воздушным потоком так, чтобы голос не звучал фальцетом.

Выполняя этот прием, певец достигает «соединения» двух регистров таким образом, что различие в звучании, в тембре голоса исчезает. Или, если быть более точной, становится незаметным сам переход от грудного, богатого обертонами тембра к более бедному головному.

Поскольку задача регистрового соединения, связанная с наличием в нашем голосе нескольких различных механизмов работы голосовых складок, принципиально неустранима, нетрадиционная школа тоже вынуждена ее решать. И эта задача успешно решается! Только решается по-другому, нежели это принято в вокале традиционном.

Во-первых, не надо изменять положение гортани, какой бы высоты ноты не приходилось петь (об этом в « Современная техника вокала и классическая. Первое принципиальное отличие»), то есть отпадает уже один из контролируемых факторов. Во-вторых, не надо менять одну гласную на другую и «искать», тем самым, необходимый для данной высоты звука импеданс. Отпал еще один фактор контроля. В-третьих, не нужно контролировать и другие мышечные приемы, которые (я имею ввиду вокал классический) во всем этом «действе» тоже принимают участие – «купол мягкого нёба», «вокальную маску» и др.

Все, чему нужно научиться – координировать силу дыхания со степенью натяжения голосовых складок. Да, это не дастся сразу, но тренировка такого навыка значительно проще, чем описанные выше приемы классического вокала, причем применяемые ОДНОВРЕМЕННО, не забывайте об этом!

Вообще, из-за одновременного применения нескольких мышечных приемов в классическом вокале вокальная педагогика вынуждена говорить с учащимся языком ощущений, связывать нахождение верного положения различных органов вокального тракта с появлением в этот момент того или иного ощущения во рту, глотке, груди, животе и т.д. Современная нетрадиционная методика оперирует по сути только двумя ощущениями – расслабленностью мышц и «удобством» создания звука.

Смешивание регистров, постепенная передача «ответственности» за звук от расслабленных (в речевом режиме работы) складок к растянутым (в фальцетном режиме) осуществима совершенно в той же степени качества, что и в классическом вокале, но гораздо более простым способом!

Есть и еще одно преимущество в нетрадиционном подходе. Дело в том, что применяя маскировочную артикуляцию, певец изменяет слова текста, который поет. Это очевидно, не правда ли? Иногда трудно распознавать текст в классическом произведении, если поют его довольно высоко. Причина одна – маскировочная артикуляция, замена гласных (подробнее - «Как можно управлять тембром голоса?»). Этого легко можно избежать, если использовать нетрадиционную технику. На любой высоте гласный звук будет «самим собой» и слова песни будут легко восприниматься слушателями.

Однако, вокальные техники не могут состоять из одних лишь различий, ведь любая из них строится на одной и той же платформе. Дыхание - «Общий фундамент любой вокальной техники».

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика