Заголовок

Общий фундамент любой вокальной техники

И.Рамзина | апрель 2010

Как бы ни различались между собой различные вокальные приемы, употребляемые в тех или иных вокальных жанрах, все они растут из одного корня, а можно сказать – стоят на одном фундаменте. Этот фундамент, главное (но не единственное) сходство, лежит в основе голоса, и представляет его энергетическую базу. Я говорю о дыхании. Фраза Франческо Ламперти: «Школа пения – школа дыхания» актуальна вне зависимости от того, какому вокальному стилю обучает эта школа.

Конечно, я не говорю сейчас о различных современных вокальных «примочках», которые в классическом вокале просто невозможны с точки зрения канона. Речь идет об основе.

Основные аспекты певческого дыхания абсолютно идентичны. Диафрагмальный тип, приемы медленных и быстрых вдохов, «доборов», связь с типами атак звука, ровность и длительность выдоха – эти качества и навыки хорошему певцу необходимы вне зависимости от его «вектора направления», тяготения к тому или иному вокальному стилю. Хотя и по поводу дыхания можно сказать, что для исполнения классического репертуара степень его развития должна быть бОльшей, чем требуется певцу любого другого вокального жанра.

По современным представлениям не требуется специально и усиленно заниматься тренировкой дыхания. Важно добиться его ПРАВИЛЬНОСТИ. Вот цитата из работы

С.Риггза «Пойте как звезды»:

«Не нужно специально работать над правильным дыханием, если у вас правильная поза и нет тенденции поднимать грудь и плечи, а также делать неглубокий вдох. Тем более не нужно делать специальных упражнений для укрепления мышц дыхательной системы. Ваша диафрагма, межреберные и брюшные мышцы изначально сильны для удовлетворения вокальных потребностей.
Если вы сохраняете правильную позу во время пения и следите за тем, чтобы грудь не опускалась при выдохе, то диафрагма способна свободно двигаться и управлять брюшными мышцами автоматически. Нет никакой необходимости сознательно напрягать эти мускулы. Если вы будете пытаться сознательно контролировать мышцы во время пения, то дополнительное напряжение приведет только к перенапряжению связок – защемлению.»

Сама по себе сила вашего дыхания, способность «прокачивать» через свои легкие огромные объемы воздуха не сделает ваш голос лучше, если в нем не будет сбалансированной с дыханием работы голосовых складок. Бесполезно пытаться брать высокие ноты с помощью громкости, большого количества воздуха – больше чем на 2-3 полутона выше своего переходного участка подняться невозможно, даже форсируя звук!

Подробнее об этом - «Эффекты громкости. Форсирование.»

Пороговый эффект, растягивающий связки, непременно сработает и голос «даст петуха». В классической модели существует понятие «опёртого» звука, причем объясняется оно на уровне ощущений, с использованием всевозможных метафор. Для учащегося вокалиста можно упростить это понятие – «опертый», полный звук появляется при достижении точной координации расхода воздуха с возможностью связок «полностью обработать» этот поток. То есть, когда ВЕСЬ воздух превратится в звук.

В статье «Как правильно петь? Вокальная опора.» показано несложное упражнение, при помощи которого совершенно не трудно получить опёртый звук в собственном голосе. Попробуйте сами.

Естественно, если воздуха мало, меньше, чем нужно для исполнения данной ноты, то он хоть и весь в звук превратится, но звук будет… Представьте себе сами, не ошибетесь. Также нота будет «испорчена» при появлении лишнего воздуха под связками. Об этом – в статье «Технологический аспект техники вокала». Координация, балансирование количества воздуха и режима работы голосовых складок для современного вокалиста значительно более важно, чем любой другой аспект техники дыхания.

Конечно, классическая школа не проходит мимо столь важного для вокалиста навыка. Координация вырабатывается и при постановке голоса по классической модели. Маэстро Барра:

«В пении нас интересует только то дыхание, которое хорошо превращается в звук».

Энрико Карузо:

«Необходимо обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха…»

Но вот подходит к выработке такой координации у певцов классическая вокальная методика иначе, нежели нетрадиционная, только и всего. Так что специально заниматься выработкой правильного певческого дыхания необходимо в любом случае, что бы вы ни собирались впоследствии петь.

Пора от сравнений черт перейти непосредственно к важнейшим для современного вокалиста техническим АСПЕКТАМ.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика