И.Рамзина | сентябрь 2009
Вторым главным аспектом вокала я могу назвать технологический аспект – ВОКАЛЬНУЮ КООРДИНАЦИЮ. Почему технологический? Потому что вокалист создает звук при взаимодействии между собой трех «китов»: дыхания, складок, резонаторов, от их слаженного и сбалансированного взаимодействия зависит конечное КАЧЕСТВО звука.
Взаимное согласование нескольких разнородных процессов – это уже технология. Но пока, временно, нужно вывести «за скобки» резонаторную систему, потому что в начале работы над голосом излишнее внимание к резонаторам повредит.
Для правильного создания звука именно с ДЫХАНИЕМ должна быть четко скоординирована работа голосовых складок. Вокальную координацию вообще можно определить как достижение баланса между складками и дыханием, остается разобраться, что именно балансируется.
Итак, в речевом отрезке голоса все у нас сбалансировано временем, сила дыхания соответствует натяжению голосовых складок, внешние окологортанные мышцы не вмешиваются в работу голоса, нет необходимости, складки сами спокойно справляются с тем количеством воздуха, которое мы на них направляем, желая достигнуть определенной ГРОМКОСТИ звука на нужной высоте.
Но вот ситуация изменилась, и сработал пороговый эффект. Звук нам нужен слишком высокий для речевого, естественного вида наших складок и привычного им режима работы. Не беда, складки растянутся, и нота будет взята! Так, да не так! Это у подготовленного вокалиста складки растянутся САМОСТОЯТЕЛЬНО, без чужой помощи, звук будет насыщенным и красивым, хоть обертонов, естественно, в нем поубавится. У новичка связки растянутся тоже, но уже при помощи внешних мышц гортани, пришедших на помощь, а голос будет «сброшен» в фальцет.
В чем же разница? В КООРДИНАЦИИ! Неопытный вокалист в момент взятия высокой ноты прибавил или никак не изменил свое дыхание. Что же при этом происходит? Растянутым в фальцетном режиме складкам очень трудно удержать то количество воздуха, которое мы обычно направляем на них в речи и пении в речевом режиме. Вот для того, чтобы удержать его, срабатывают (бессознательно, рефлекторно) внешние мышцы гортани.
Воздух они удержат, позволив складкам ноту взять, но не вся, созданная при этом складками вибрация превратится в звук, не весь воздух, прошедший мимо складок, завибрирует, его слишком много. Паразитные шумы, созданные «лишним» воздухом мы и воспринимаем как фальцетный призвук.
Опытный вокалист дыхание убавит. Причем настолько, насколько требуется для данного конкретного звука, ни больше, ни меньше. Это означает, что он максимально СКООРДИНИРУЕТ работу голосовых складок с дыханием. Чем тренированнее складки, тем больший поток воздуха они смогут сдерживать самостоятельно, превращая в звук ВЕСЬ воздух, и тем больше будет громкость исполняемой ноты. Вот она, технология головного голоса в действии! Но не забывайте о том, что все ВНЕШНИЕ мышцы при этом максимально расслаблены, то есть работает первый, физиологический аспект, а на его фоне происходит координация.
Дополнительно о вокальной координации - «Как петь громче? Вокальная координация».
А как быть с третьим китом – резонаторами, полостями вокального тракта? В НАЧАЛЕ работы над постановкой голоса их влияние на достижение максимального баланса между складками и дыханием необходимо исключить. Известно, что можно управлять полостями при помощи мышечных приемов, известных из классической вокальной школы, вот только приемы эти – мышечные, то есть в работу сознательно включаются уже известные вам внешние мышцы, а это нежелательно.
Исключение такого влияния резонаторной системы в современном вокале обусловлено тем, что называется РЕЧЕВОЙ ПОЗИЦИЕЙ ГОРТАНИ.
Речевой позицией называется такое расположение гортани, которое она занимает при фонации речевых, «удобных» для вас звуков. Только при таком ее местонахождении максимально нивелируется (снижается) влияние внешних мышц гортани, мышц, управляющих резонаторами, и появляются наилучшие условия для достижения четкой координации в паре дыхание-складки. То есть, даже если перед вами стоит задача исполнить звук, выходящий за рамки речевого диапазона, создать его необходимо, не меняя высоту гортани, не поднимая и не опуская ее, а работая только своими складками, максимально расслабив внешние мышцы и добившись координации натяжения складок с потоком воздуха.
На этой платформе вокалист может «учить» (тренировать) свои голосовые складки и свое дыхание согласованной работе вне зависимости от высоты того звука, который он хочет исполнить, то есть может превратить свой полный диапазон в диапазон вокальный.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник