Заголовок

Физиологический аспект техники вокала

И.Рамзина | сентябрь 2009

Статьи о главных аспектах техники вокала являются неразрывно связанными между собой, поэтому очень рекомендую познакомиться с ними в «связке» друг с другом, так как представление о существовании каждого аспекта отдельно составит неверную картину. На самом деле для достижения результата в вокале все аспекты должны совпасть у вас одновременно. Но каждый аспект не прост сам по себе, и требует отдельного рассмотрения. Начну с первого - РАССЛАБЛЕНИЯ.

Из собственного опыта работы я вынесла убеждение, что, пожалуй, самым необходимым физиологическим умением и одним из основных навыков для вокалиста становится умение сознательно расслаблять (это сначала), а в идеале уже бессознательно никогда не напрягать определенные мышцы своего организма.

Превращать статью в урок анатомии я не хочу и бросаться всякими терминами не стану. Мышцы, о которых идет речь – плечевой пояс и задние мышцы шеи, которые, собственно, управляют движением головы, а также все мышцы, которые окружают нашу гортань. К ним можно отнести мышцы, которые и внутри, и снаружи управляют глоткой и ртом (в том числе мышцы челюсти и мышцы, находящиеся у нас под подбородком), и мышцы, расположенные вокруг горла (я имею ввиду переднюю часть шеи).

Почему именно расслабленность или, скорее, отсутствие напряжения в данной части нашего организма являются «краеугольным камнем» всей конструкции вокала?

Все дело в том, что напряжение именно в этих мышцах непосредственно влияет на работу главного звукового генератора – голосовых складок. Конечно, плечи, задняя часть шеи, верх спины практически никак не связаны с гортанью, они лишь управляют положением головы, но их перенапряжение просто приводит к усталости и отвлекает от главной задачи - пения. Умение расслаблять эти мышцы постепенно научит вас так же воздействовать на гораздо более важные для вокала внешние окологортанные мышцы. Поясню, что я имею ввиду.

Подход к позе и положению головы одинаков и в классической, и в нетрадиционной школе – стоя, не сутулясь, плечи опущены, голова «посажена» прямо, то есть подбородок составляет с грудью примерно прямой угол, а не поднят вверх и не опущен. Так вот, без выработки определенной привычки довольно трудно бывает удержать себя в такой позе продолжительное время, пока идет занятие.

Трудно, потому что излишне напрягаются непривычные к статичной нагрузке мышцы, и это напряжение постепенно передается туда, где оно действительно начинает влиять на работу голосовых складок.

Кроме того, знаю, опять же, по опыту, что обучающийся вокалист ОЧЕНЬ ЧАСТО на занятиях интуитивно начинает задирать вверх подбородок, когда приходится петь все более высокие ноты, и чем выше нота, тем выше подбородок, происходит натяжение, изменение формы гортани, в окологортанных мышцах возникают ненужная скованность, которая уже не дает свободно работать голосовым складкам.

Эта скованность постепенно захватывает все большую площадь, и вот уже каменеют внешние мышцы горла, челюсть, скулы… Какой уж тут легкий и удобный звук! На лице прямо «маска смерти»! Шучу, конечно. Дело не в выражении лица.

Наши голосовые складки представляют из себя образования, которые одновременно состоят из мышечной и хрящевидной ткани. Благодаря мышечной ткани они могут видоизменяться (растягиваться, уплощаться, укорачиваться), а благодаря хрящевидной – вибрировать, непосредственно создавая звук. Однако, место расположения голосовых складок таково, что вокруг находится очень много различных мышц, которые имеют свое предназначение, отличное от функции складок.

Так вот эти мышцы (внешние по отношению к самой мышечной ткани складок) тем не менее могут принимать очень активное участие в работе самих голосовых складок.

Стоит только задаче голоса измениться (например из привычного речевого диапазона подняться выше, в головной регистр), как тут же услужливо на помощь складкам придут внешние мышцы – глотки, горла – которые помогут складкам растянуться для создания вибрации нужной частоты. Это произойдет вне нашего желания – автоматически.

Почему? Потому что складки не в состоянии пока САМОСТОЯТЕЛЬНО растягиваться до нужной кондиции, их нужно тренировать.

Вокалист ощущает такое воздействие внешних мышц через напряжение, возникающее в горле при фонации высокой ноты. Сравните, на разговорной высоте петь совершенно удобно, и никакого напряжения в горле и челюсти вы не испытываете, причина – складки натренированы на речевую частоту голоса в течение всей вашей жизни!

Ключом к росту вокального диапазона (разумеется, засчет добавления к речевым звукам полноценного головного регистра, а не фальцета) как раз и является такое самостоятельное умение голосовых складок без помощи внешних мышц создавать все необходимые условия для получения нужной частоты вибрации.

Внешние мышцы сами не перестанут включаться в работу, усилием воли это сделать тоже нельзя, они не подчиняются нам, как пальцы или губы, единственный способ заключается в постепенном ОБУЧЕНИИ этих мышц не помогать складкам.

И первым шагом на этом пути является СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ во время пения, со всех вышеперечисленных мышц. Заодно вы добиваетесь чистой, не искаженной излишне напряженными мышцами дикции, повышается разборчивость текста, не искажается тембр… «Включается» ВИБРАТО! Сплошные плюсы. Конечно, тренировка связок ведется не только методом расслабления внешних мышц гортани, но умение добиваться такого расслабления – главное условие последующей успешной тренировки, не достаточное, но необходимое.

Следующая статья посвящена второму аспекту – КООРДИНАЦИИ.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика