Заголовок

Эффекты громкости. Форсирование

И.Рамзина | январь 2012

Эта статья является продолжением разговора о такой характеристике голоса, как ГРОМКОСТЬ. Поэтому, если вы не читали предыдущих статей «Сила голоса» и «Как петь громче? Вокальная координация», то советую сначала познакомиться с информацией, изложенной там, тогда будет понятно, в каком именно контексте ведется рассказ о громкости.

Итак, как уже отмечалось, одним из эффектов громкости является форсирование (форсаж). Оно имеет к громкости голоса самое непосредственное отношение. Форсирование не бывает «тихим»!

Возникает оно тогда, когда вокалист достигает высоты, которую уже не может «взять» при помощи своего речевого (или модального) голоса, а петь, используя другой режим работы своего вокального аппарата пока еще не умеет. Частично об этом я писала в статье «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?»

Такой учащийся не знает о том, что его голос – это НЕ ЛИНЕЙНАЯ вещь. Привычный по жизни разговорный режим работы вокальных органов НЕ МОЖЕТ простираться выше некой «точки».

У подобного новичка-вокалиста возникает самая распространенная ошибка – он старается петь, применяя ТОЛЬКО «ГРУДНОЙ» (как часто говорят) регистр даже в той тесситуре, где использовать ТОЛЬКО «грудь» уже нельзя. Например, за пределами переходного участка.

*****

Добиться «вытягивания» ноты у него, такого вокалиста, здесь получится лишь за счет усиления громкости (динамики), то есть, применяя воздушное «усиление». Вокалист старается как бы «продавить» высокий звук, используя избыточный воздух, переходит, иными словами, на «неправильный» крик. С нотой таким приемом справиться можно, вот только качество звука сразу поменяется, ведь «крикливые» обертоны в тембре голоса не скроешь от уха слушателя.

Такому событию соответствует сентенция «тащить грудь на уши», или «толкать грудной голос в область головного». И пусть они, эти слова, родились в недрах классического вокала, с тем же успехом их можно применить и к любому современному вокальному стилю, от соула до рока.

Вот пример. Послушайте, как звучит в сердине фрагмента слово suis. Это - форсаж, даже слышно как проявляется в голосе хрип.

*****

Из примера, данного в предыдущей статье «Как петь громче? Вокальная координация» видно, что при форсировании, как правило, вокалист задирает вверх подбородок, но это не помогает справиться с «зажимом». Доля истины в переносе усилий на все тело, конечно, есть, неосознанно вокалист включает то, что называют АНКЕРОВКОЙ, но, не умея выполнять это правильно, да и не сознавая, что главные препятствия находятся ВНУТРИ его вокального аппарата, справиться со звуком он все равно не может.

Вот взгляните на картинку, находящуюся в самом начале статьи. Видите, как вздулись вены на шее вокалистки, как напряжены ее мышцы, какая характерная мимика? Так вот для современного вокала это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ФОРСИРОВКИ! Как раз такое «анкерование» серьезно помогает. Но… Часто форсирование тоже сопровождается подобной работой мышц, которую мы видим. Так что дело не во внешних проявлениях, по ним судить нельзя.

Потому что истинная причина того, что голос как будто что-то «не пускает», наверх, сложна и связана с функционированием нашего организма. В частности, что при этом происходит, вы можете узнать из статьи «Что такое вокальный зажим или как научиться свободно петь высокие ноты».

Форсирование не позволяет певцу подняться высоко от переходных нот. Если вы испытываете регистровые трудности, предположим, в районе ДО первой октавы (мужчины), то спеть «на форсаже» вы сможете максимум до МИ, ну пусть до ФА. Выше все равно не получится, если не «переключить» голос в иной режим.

Иногда, правда, форсирование используют и опытные певцы. Происходит это вовсе не от неумения петь данные ноты, а для того, чтобы точнее передать эмоциональный «накал» песни в данном ее фрагменте. Буквально в одной-двух нотах! То есть, это вокалисту решать, нужно ли использовать форсирование или нет. При условии, конечно, что он УМЕЕТ петь данные ноты и без него.

Примеры форсирования вы можете услышать на страницах сайта, хотя важнее вокалисту понимать, а какова альтернатива? Как же нужно петь, чтобы и форсажа не было, и динамика была мощной, и «аж до костей» слушателя пробирало? Вот прекрасный пример того, как это НАДО делать:

В общем и целом форсирование – эффект вредный, обязательно вызывающий вокальный зажим. И возникает он именно у НЕОБУЧЕННЫХ вокалистов! От того, что скорее хотим достигнуть желаемого, начинаем «мучить» голос, не зная, как же можно и как нужно петь ТО же, но по-другому! Если форсированием увлекаться, то вы будете испытывать «першение» и «саднение» в горле – прямое следствие работы вокального аппарата с участием тех органов, которые участвовать не должны. Возможно, организм привыкнет и перестанет отзываться болью, но отрицательное воздействие такой «работы» никуда не уйдет. Дело может кончиться узлами на связках и полной потерей голоса.

Не нужно забывать, что голос опытного вокалиста, а тем более «звезды» ОЧЕНЬ СИЛЬНО отличается от голоса вокалиста неопытного, а, как гласила римская пословица: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».

В следующей статье рассказ об эффектах громкости голоса продолжится. Рассмотрим такое явление, как БЭЛТИНГ.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика