И.Рамзина | декабрь 2011
Сила голоса (громкость), так же, как и тембр, опора, есть проявление «совокупности» работы вокальных и дыхательных органов. Таким образом, громкость, или силу, голоса следует относить к ЭФФЕКТАМ, а не к ФУНКЦИЯМ. А вызывается эффект громкости именно функциями, то есть взаимодействием различных вокальных «механизмов». Чтобы правильно работать со своим голосом в сторону увеличения его громкости (если это необходимо), но, не теряя при этом других, не менее важных качеств, нужно понимать, как наши вокальные «механизмы» создают ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА. Вот и будем разбираться.
Спросите у ребенка: «Почему едет машина?» Если он не ответит что-нибудь типа: «Потому что за рулем сидит мой папа!», то его мнение можно будет поставить в эту статью в качестве иллюстрации. Ну, например… «Потому, что у нее есть колеса!» Не поспоришь, не было бы у машины колес, она бы не поехала. Или, «Потому, что у нее есть мотор!» Опять же, не поспоришь… Но и с мнением о сидящем за рулем папой тоже не поспоришь! Без водителя ни одна машина не поедет! Конечно, есть еще много других деталей, без которых «не поедешь».
Примерно так же и с громкостью голоса. Правда, «сила» и «громкость» голоса – понятия не тождественные.
Дело в том, что ГРОМКОСТЬ – это некоторая функция нашего ВОСПРИЯТИЯ звука. Кроме интенсивности (силы) звуковой волны на это восприятие очень сильно влияет и ЧАСТОТА этого звука. Этот эффект был изучен Флетчером и Мэнсоном, поэтому график «кривых равной громкости», приведенный ниже, назван их именами. Для сведения - большая малиновая область в центре - область максимальной чувствительности слуха.
Над каждой кривой написаны числа. Они показывают саму громкость, которая выражается в Фонах, а не в Децибелах, как привыкли говорить «в народе». Лишь на частоте звука в 1 кГц (1000 Гц) Фон равен Децибелу, а на других частотах – нет! Пусть, конечно, это больше заботит физиков, а не вокалистов, нас интересует другое в этих кривых.
Посмотрите, если взять кривую невысокого уровня громкости (20 фонов), то очень низкий (басовый) звук частотой в 80 Гц (точка обозначена красным цветом) должен соответствовать 40 Децибелам, чтобы ухо восприняло его С ТОЙ ЖЕ ГРОМКОСТЬЮ, с которой воспринимает звук частотой в 1 кГц (20 Дб) – то есть этот звук должен быть в 100 РАЗ «сильнее»!
«… в полосе звуков, отведенной природой человеку для его слухового восприятия, чувствительность нашего уха далеко не одинакова… в области 2000—3000 ГЦ, лежит зона максимальной чувствительности слуха, максимальной его остроты, а по краям ее — зоны пониженной остроты. … разгадка несоответствия силы и громкости звуков — в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы.
Сложный звук, как нам известно, состоит из суммы простых колебаний — обертонов. Теперь нам легко понять, что если в сложном звуке будут преобладать высокие обертоны, частота которых будет соответствовать максимальной чувствительности слуха (примерно 1000—3000 гц), то этот звук даже при одинаковой силе со звуком, в котором преобладают низкие обертоны (например, в области 100—300 гц), будет восприниматься как более громкий. Для слуха важны фоны, а не децибелы…»
В.Н.Морозов «Тайны вокальной речи»
Если вы попросите человека говорить громче, то он (в большинстве случаев) повторит слова… ВЫШЕ! Не намного, но все же выше. Пусть всего лишь на тон. А если еще раз сказать: «Да громче же!» Опять изменится высотность фразы! Проведите такой опыт со знакомыми/друзьями, и услышьте сами. Мы неосознанно увеличиваем частоту звука для достижения большей громкости голоса! Громкости, а не силы.
Певцы-классики, как раз, пользуются таким «законом природы» напрямую. Как? Правильно применяя приемы резонансной техники. Об этом подробно написано в статьях о резонансе на этом сайте, и повторяться смысла нет. Именно владение резонансной техникой пения делает голоса великих классических певцов очень сильными (в восприятии слушателя). Им не нужны микрофоны!
Но певцам, работающим в современных вокальных стилях академические приемы не близки. Почему? Опять же, читайте статьи «Как можно управлять тембром голоса» и «Как петь красиво?», там все подробно описано.
Как же быть? Как сделать голос именно СИЛЬНЕЕ, не прибегая к его тембровой перестройке? Или, лучше сказать, осуществляя эту перестройку в значительно меньшей степени, чем требуется оперному певцу?
«Подумаешь… Надо просто орать! Чего уж проще!», - возможно, подумали вы.
Наверняка, всем когда-нибудь приходилось ОРАТЬ! «Кричать» - это чуть другая характеристика одного и того же процесса. Есть и третья – «Не надо повышать на меня голос!» Кстати, опять – «повышать»! Все эти СЕНТЕНЦИИ характеризуют СТЕПЕНЬ изменения громкости голоса говорящего. Причем тембр голоса ПОЧТИ не меняется.
Что эту СТЕПЕНЬ вызывает? Эмоция, конечно! Никаких секретов здесь нет.
Вокал же – это такая СТУПЕНЬ развития голоса, при которой любая эмоция должна находиться под контролем. Это возможно, причем техника вокала играет очень существенную роль, если не вообще ВСЮ!
Про вокалиста, который поет грамотно, точно и правильно, соблюдая все необходимые «пропорции», могут сказать: «Хорошо поет, но голоса нет…» И главной особенностью, заставившей слушателей так о его голосе выразиться, будет именно ГРОМКОСТЬ! Так как другие характеристики голоса у слушателя нареканий не вызовут.
Но вот вокалист решил под воздействием критики спеть громче, продемонстрировать силу голоса!
Теперь никто не обратит на громкость никакого внимания, так как ПЕРВЫМ характеризующим показателем станет ФАЛЬШЬ! До «второго» просто не дойдет…
Как быть? Ведь на небольшой громкости вы поете все музыкально правильно, а стоит только ее увеличить, вся эта «правильность» куда-то делась… Что происходит? Почему не могу «попасть в ноту»?
А происходит «разбалансировка». Такой «бухгалтерский», или «технический» термин.
Звук, который ухо слушателя воспринимает как «громкий» создается так же (физиологически), как и любой другой – «тихий». Поток воздуха, сомкнутые и вибрирующие при этом складки, резонаторный эффект полостей вокального тракта…
Что же является основной причиной отличия ГРОМКОГО звука от ТИХОГО?
Если не рассматривать приемы перестройки спектра голоса (о которых говорилось в начале статьи), то ответом будет – ВОЗДУХ! Его количество, пропускаемое через вокальные связки в единицу времени! Ведь именно дыхание, то есть воздушный поток, есть энергетическая основа звука. Чем больше этот поток, тем звук «энергичнее», то есть – громче. Если ваши складки СМОГУТ обработать такой поток воздуха САМОСТОЯТЕЛЬНО – то искажений в тембре звука не будет. Иное дело, если самостоятельно складки с воздухом справиться не могут…
Вернемся к термину ОРАТЬ. Не думаю, что вам не случалось ТАК использовать голос! Всякое в жизни бывает. Но, при этом, наверняка замечали, что «ОР» вызывает крайне негативные последствия. Что после него «дерет» горло, говорить больно, хочется прокашляться… Все это – следствия «дисбаланса». Ваша эмоция такой силы, что утрачен контроль над тонким механизмом, сдерживающим поток воздуха через ваши голосовые складки! В результате, складки «обречены» на работу в несвойственных им условиях. Вы не оставили им выбора. И они, конечно, подчинились… Вот только потом так «отреагировали», что… Могут и вообще «объявить забастовку».
Иное дело – «кричать». Совсем небольшое повышение громкости звука голоса по отношению к обычной, привычной, тем не менее тоже может вызвать подобный дисбаланс, если вы кричите «не правильно». А как кричать правильно? «Правильно», в данном случае – не травмируя голосообразующие механизмы. МНОГИЕ ЛЮДИ ЭТО ДЕЛАТЬ УМЕЮТ! B первую очередь, эти люди – младенцы! Они кричат «правильно» лишь потому, что по-другому кричать не могут. ВОТ! Нет влияния эмоции! Крик младенца – лишь сигнал родителям – есть-пить хочу, описался, мне мокро и холодно, я испугался, я ударился, мне больно… А это – не эмоция сознания!
Вряд ли можно сказать, что младенцу кричать ТРУДНО. Он бы перестал это делать на следующий после Рождения день. Как раз, очень легко! Однако в данном случае голос младенца скорее кажется нам громким, чем является таковым на самом деле. Все дело в тембре, или спектре, звука. То есть, младенец кричит именно в том частотном диапазоне, где наше ухо наиболее чувствительно. Но не только спектр его голоса делает звук «громким».
Голос хорошего опытного оратора (само название - от глагола «орать») тоже силен. Почти всегда - без изменения тембровых характеристик. Сила голоса, как и у младенца – следствие достижения баланса между воздухом и генератором звука – вокальными складками. Многократными упражнениями и практикой оратор добивается этого баланса, приспосабливая свои реакции наилучшим, оптимальным образом. То есть «кричать правильно», «кричать красиво» тоже возможно!
Ведь «ОР» громкость повышает! С этим нельзя не согласиться! А повышает за счет мощной воздушной подачи, просто нет другого фактора, другой функции! Значит, количество воздуха на громкость влияет и влияет непосредственно, нужно только эту функцию «обуздать» и облагородить. Воспользоваться предоставляемым преимуществом, одновременно отсекая побочные неблагозвучные и вредные эффекты. Ведь даже некоторые педагоги-академисты называют пение «вокальным» или «музыкальным» криком.
Так что остается тренировать свой голос для достижения вышеназванного «баланса». Это гораздо проще, чем достижение характеристик резонансного пения, и достигнуть нужного эффекта можно гораздо быстрее.
В нескольких следующих статьях я освещу эту тему подробнее и детальнее. Сначала нужно понимать, как сделать крик вокальным?
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник