Заголовок

Как петь КРАСИВО?

И.Рамзина | февраль 2011

Нет вокалиста, который не мечтал бы научиться ПЕТЬ КРАСИВО. Конечно, когда учился петь. Да, иметь сильный, широкодиапазонный голос – прекрасно, но это еще не все. Петь КРАСИВО – вот вершина мастерства! Тема красоты голоса не случайно возникла там, где речь идет о резонансе, ведь именно явление резонанса «строит» тембр, а тембр голоса и есть то его качество, которое «отвечает» за красоту, но в двух словах сложную тему не раскрыть, наберитесь терпения и все узнаете.

Длинный рассказ о проявлении резонанса в вокале и значении его для голоса в целом подходит к концу. Осталось немного, взглянуть на резонансное пение с точки зрения современного вокалиста, чей вокальный репертуар не имеет отношения к классике, ведь в предыдущей статье «Как можно управлять тембром голоса» рассматривались приемы, используемые в вокале классическом.

Насколько эти приемы изменения тембра голоса нужны в вокале современном? Подумайте сами, ведь все они, так или иначе, связаны с необходимостью повышения помехоустойчивости голоса, способом перестройки его спектра и были придуманы достаточно давно (хотя совершенствовались полтора века). В те времена, когда об электронике не было и помина. В наше время громкость рок-группы может в разы превышать громкость любого оперного оркестра, а применение микрофона и усилителей может и шепот сделать громогласным.

В современных условиях, при изменившейся музыке, спор об эстетике и «правильности» вокала будет бесконечным. Любители классического голоса всегда с пренебрежением относились и будут относиться к «безголосым», по их мнению, современным вокалистам, а поклонники современных стилей – фыркать в сторону оперы, дескать «ни саунда», «ни драйва», «воют, воют» ну и тому подобное… Но, слава Богу, есть немало людей, которые находят прелесть и в классическом вокале, и в лучших образцах вокала современного, ведь искусство так разнообразно!

Вернусь к сути. Итак, первый способ изменения тембра голоса, создание ВПФ (высокой певческой форманты) засчет понижения гортани и расширения глотки (см. статью «Как можно управлять тембром голоса»), которому, кстати, классические певцы учатся не один год, в современном вокале НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ. Сама высокая певческая форманта совсем не связана с высотой голоса или с высокими нотами, все как раз наоборот, высокую форманту могут реализовать низкие и средние голоса - бас, баритон, контральто, меццо. На фото слева вы видите Д. Хворостовского, по многим оценкам - лучшего баритона в России. Хорошо заметен прием понижения гортани и расширения глотки, даже если смотреть снаружи! В голосах же высоких и при фонации высоких нот ВПФ, как ни парадоксально, не возникает.

Кроме того, певческая форманта может быть сформирована аппаратными методами звукооператором на концерте или в звукозаписывающей студии. Но дело не в том, что ВПФ можно создать на современной аппаратуре «искусственно».

Тембр голоса, в котором ВПФ присутствует, становится «блестящим», «металлическим», настолько отличающимся от обычного человеческого разговорного голоса, что публика «не поверит» такому вокалисту, ведь главная задача певца – стать «ближе» к слушателю, не противопоставить себя: «Я – так далеко и высоко, что ты можешь лишь восхищаться моим искусством!», а наоборот: «Я – это ты, ты чувствуешь так же, как и я, ты говоришь теми же словами, и тем же голосом, как и я, поэтому ты не можешь мне не поверить…» Изменилась идея вокала – изменилась и его техника.

Почти весь классический вокальный репертуар – это передача слушателю «высоких» чувств «высоким» же слогом. Если любовь, то мощная и трагичная, если действие, то обязательно героическое, нетривиальное, выходящее далеко за рамки обыденности. Классическую музыку называют «высоким» искусством! Вспомните сюжеты опер! А темы романсов? Для передачи «высоких» эмоций классический вокал как раз и нужен!

Н.Басков "Памяти Карузо"

Сценическое действие – утрированная жизнь, в реальной, как правило, все не так эмоционально «выпукло», действия и переживания обычных людей более «мелки», что ли, в сравнении с поступками и отношениями эпических героев. Но сцена – совсем другое дело! Помните, произведения классических вокальных жанров написаны для СПЕКТАКЛЯ! Зритель должен испытать эмоции, которые, возможно, в своей жизни никогда не испытает, да и не хочет, по большому счету, реально быть Отелло или Аидой! Искусственно усиленные эмоции в классике – норма, и для них нужен искусственный, то есть не похожий на разговорный, вокал.


Иное дело – вокал нетрадиционный. Сами темы современных песен далеки от «высокого» слога. «Ближе к слушателю» - девиз современного искусства. Проще слова и правдивее эмоции – популярнее песня и ее исполнитель. Тембр голоса певца тоже требует приближения к тембру обычного разговорного голоса обычного среднестатистического слушателя. Приближения, а не совпадения! Я не говорю, что вообще петь учиться не надо, прошу понять меня правильно! То, что можно назвать «приближение к разговорному тембру» - это нечто среднее между классическим вокальным голосом и простым разговорным. Вот послушайте того же Баскова, но поющего совсем другой репертуар.

Н.Басков "Сердце"

Как раз созданию такого «приближенного» тембра голоса как нельзя лучше отвечает тезис о том, что на любой высоте звука гортань певца должна находиться в речевой позиции, на некоем среднем уровне, среднем для его обычной речи, хотя гортань РЕАЛЬНОГО вокалиста все равно при пении совершает некоторые колебания вверх-вниз, что связано с фонацией разных гласных. Абсолютной неподвижности в любом случае не будет, такова природа. Но очевидно, что ВПФ при этом в голосе не возникнет. Не появится, не «вырастет» между гортанью и глоткой очень маленькая полость, благодаря которой и возникает эта форманта. Эту полость можно создать только в том случае, если использовать академическую вокальную технику.

При этом голос совсем не становится беднее, его «непохожесть» на классический вокальный нельзя расценивать категориями «лучше» или «хуже» - голос просто ДРУГОЙ! Да и вокалист может существенно сократить время на обучение.

А.Иванов "Московская осень"

Пожалуй, единственным приемом изменения тембра, пришедшим из классики, которым пользуется современный вокал, является прием подстройки формант (см. статью «Как можно управлять тембром голоса»). Вы и сами можете убедиться в этом, если обратите внимание на то, как широко открывают рот современные вокальные «звезды» при пении высоких нот. При этом они могут и не задумываться о том, что используют «подстройку формант», просто им так петь удобнее и привычнее.

Мне иногда встречались замечания о том, что широко открытый рот может влиять на положение гортани. Это абсолютная чушь! Разумеется, если открытие рта связано с возрастающим напряжением всех мышц лица и шеи, и уже нельзя говорить о расслабленности, то повлияет такое действие на звук непредсказуемо! Нет смысла разбираться, на что именно оказано наибольшее влияние, нужно учиться расслаблять свой вокальный аппарат (см. статью «Физиологический аспект техники вокала»).

В известном «Наказе вокалисту», существующем с незапамятных времен (если не знаете, о чем я говорю, просто наберите в поисковой строке Гугла или Яндекса слова «Наказ вокалисту»), есть такие строки:

«…станьте полым, как труба… (и еще) …и со лба до живота – лишь провал и пустота»

Прекрасный совет, но… для КЛАССИЧЕСКОГО вокалиста! Современной, приближенной к речевой манеры пения такими средствами не добиться. Я не говорю, опять же прошу понять меня правильно, что так петь вообще нельзя! ТАК поют векАми! Но кто поет и что поет? Вот именно – церковные песнопения и классический репертуар! А современные шлягеры поют иначе.

Неужели современный вокалист совсем не работает со своими резонаторами?

Работает. Но основным направлением его работы является ГЛАВНЫЙ резонатор – ротовая полость. Для современного вокала самое важное – передать текст. Передать его, не просто прочитав, а «вложив» внутрь ВСЕ эмоции, которые он (текст) должен возбудить в психике слушателя. Вы не задумываетесь в обычном разговоре о передаче эмоций, это делают соответствующие «эффекты» - повышение и понижение тона разговора, плаксивость или, наоборот, излишняя экзальтация, визг, крик и т.д. Вспомните, зачастую воспринимают не смысл слов, а то, КАК они были сказаны. Можно говорить гадости с улыбкой и правильным тоном, и вас при этом будут слушать, а можно предлагать единственно возможное решение возникшей проблемы криком и «давлением» - и слушатель воспримет предложение отрицательно, потому что прореагирует не на суть предлагаемого, а на ту форму, в которой это было подано.

В песне так нельзя. Иначе песня не будет песней. Она сама уже является ФОРМОЙ.

Эмоции передают гласные звуки. Думаю, вы не будете спорить с тем, что звуки согласные невозможно произнести «эмоционально». Их можно либо произнести, либо нет. Ну, может быть, за исключением сонорных согласных - на звук М, или Н, или Р можно даже петь. Часть вокальных упражнений построена именно на этих звуках. Но это исключения. Вся эмоциональность песни – звуки гласные, точнее, разное их звучание. Звучание по длительности, по громкости, но для нас сейчас главное – РАЗНОЕ ПО ТЕМБРУ! Одну и ту же гласную можно спеть совершенно по-разному! И различие проявится именно в тембре, даже если все остальные характеристики (высотность, длительность, громкость) будут при этом одинаковыми.

«В фонетике есть термин «чистый гласный». Это достаточно абстрактное понятие, как и все научные понятия. В реальной речи гласные, во-первых, сильно индивидуализированы, а во-вторых — имеют «смазанную» форму, на которую сильно влияют как предыдущие, так и последующие звуки — гласные и согласные. Точное указание численного значения глоточной и ротовой формант имеет отношение только к такой абстрактной «чистой» форме гласного. На самом же деле каждый гласный имеет некую зону восприятия, достаточно широкую, в пределах которой он идентифицируется слухом как именно этот. Так, если глоточные форманты «А» — 700 Гц, а «О» — 535 Гц, то, примерно, до 610 Гц мы будем воспринимать постепенно высветляющееся «О», а от 700 до 620 — как постепенно затемняющееся «А». Где-то между 610 и 620 Гц восприятие будет зависеть от предыдущей и последующей фонемы и от контекста слова.»

В.Емельянов «Развитие голоса»

Хороший певец работает над каждым гласным в каждом слоге каждого слова каждой фразы песни, которую поет. Прочитайте это предложение еще раз и вынесите слово «каждый» за скобки. Опытным путем на репетициях подбирается ОПТИМАЛЬНОЕ для данного слога (в слове, во фразе) звучание данного гласного звука – «светлее» или «темнее» лучше его спеть, «приблизить» или «удалить», звонче или глуше должен прозвучать гласный и т.д.

Есть сочетания гласных с согласными и, особенно, сочетания нескольких согласных звуков подряд, петь которые ОЧЕНЬ неудобно! Нужно подбирать звуковые конструкции, которые маскировали бы это неудобство или сводили бы его на нет. Хороший современный вокал – не разговорная речь, гласные звуки хоть и не звучат НЕЙТРАЛИЗОВАННО, как в вокале классическом, тем не менее не обладают ПЕСТРОТОЙ разговорных! Такой оптимум звучания достигается только работой вокалиста над своим ротоглоточным резонатором – рупором, как принято его называть в вокале.

В этом смысле я считаю вокал Валерии одним из наиболее качественных на нашей сцене.

Валерия "Звездная страна"

«К управляемым и наблюдаемым частям рупора будем относить губы, нижнюю челюсть, видимую часть языка, лицевые мышцы. Только через их действие или бездействие можно реально что-то сделать с рупором, добиваясь каких-то качественных изменений в акустическом результате. …После того как установлен требуемый режим работы гортани, организован и натренирован активный фонационный выдох, запущено певческое вибрато, вся остальная и главная (!) работа по формированию тембра (кстати, любой жанровой ориентации) идет через рупор.»

В.Емельянов «Развитие голоса»

Как работают с резонатором? Это ведь не для одного абзаца текста информация – существуют специальные упражнения, и их немало. Кроме того, ИЗОЛИРОВАННО в вокале над резонансом не работают, все вплетено друг в друга, каждое упражнение представляет из себя некий комплекс, направленный на одновременный тренинг различных сторон вокальной техники, в том числе и на работу с ротовым резонатором – артикуляцией.

Вот так, уважаемые вокалисты! Резонанс в современном вокале проявляется именно в управлении певцом своим ротоглоточным рупором. Оптимально подобранное звучание гласных звуков квалифицируется слушателем как КРАСИВЫЙ ГОЛОС. Все остальные качества не вызовут в восприятии публики ассоциацию со словом «красивый». Голос может быть сильным, своеобразным, высоким, низким и т.д., и т.п. И лишь оптимизация звучания каждого гласного приведет к оценке – «красивый». Согласитесь, не все сильные голоса красивы и не все красивые – сильны.

Хорошая иллюстрация этого утверждения находится в следующей статье, где вы услышите и увидите, как Маттео Белли разговиривает «разными голосами», используя только свои собственные возможности. Эта статья - переводная, по материалам одного из итальянских сайтов.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика