Заголовок

Голосовые резонансы (по материалам сайта La Voce Artistica)

И.Рамзина | март 2013

Эта статья – перевод с итальянского языка контента одной из страниц сайта voceartistica.it, ролик из которой приводится ниже. Надо сказать, что данная информация, конечно, сложна для восприятия, поскольку ориентирована на специалистов, разбирающихся в сложных хитросплетениях феномена человеческого голоса.

Однако, этот видеоролик очень хорошо демонстрирует эффект резонанса, поэтому как иллюстрация к теме о резонаторах - он превосходен. Речь идет о резонансе, как процессе, «строящем» голос, Белли на собственном примере показывает его различные, слышимые ухом проявления.

Все демонстрируемое имеет большее отношение к актерскому мастерству, нежели к вокальному, хотя в конце ролика Белли показывает различные голосовые техники (в том числе монгольское пение), вызывающие бурный интерес у вокалистов.

*****

«Вокальная Механика» искренне благодарит Анастасию Егорову за произведенный с итальянского языка перевод и предоставленные материалы.

*****

Сам сайт «Художественный голос» (La Voce Artistica) предназначен, как пишут его создатели, «для фониатров, логопедов, преподавателей вокала, певцов». Его декларация:

«Профессиональный художественный голос, певческий или актерский, является предметом рассмотрения данного сайта с точки зрения науки и искусства, чтобы пополнить знания медицинской физиологии и вокальной дидактики. Фониатры, логопеды и преподаватели лирического и современного вокала могут общаться и найти поддержку во взаимном обмене навыками для развития общего дела, и вместе служить Вокальному Искусству.»

Matteo Belli (Маттео Белли) - итальянский театральный актер и режиссер. На сегодняшний день - один из ведущих итальянских экспертов в области исследования голоса.

На видео он демонстрирует создание различных резонансов (отдельно и в совокупности) на примере отрывка из «Божественной Комедии» Данте Алигьери (песнь «Ад»):

«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив верный путь во тьме долины…»

*****

Итак:


Маттео Белли воспроизводит собственным голосом различные эффекты, всецело зависящие от различных видов резонансов (не резонаторов!), создаваемых сложной структурой, ответственной за голос человека.

I. Группа резонансов - «Ортодоксальность вибрации голосовых связок»

1. Гортанный резонанс. «Х»- немой звук, губы открыты или полуоткрыты.

Вокальный тракт нейтральный, не предвидит никакой физиологической активности, кроме как связанной с артикуляцией: произношением слов. Вибрация голосовых связок нормальная со средним временем контакта (здесь и далее имеется в виду время смыкания голосовых связок - прим. переводчика ). Звукоизвлечение в среднем регистре с консонансом в грудь. Проприорецепция (чувствительность) в основном сосредоточена в гортани. Среднее поднятие мягкого неба (за исключением носовых согласных), все остальные горловые «структуры» находятся в расслабленном состоянии.

Это типичная голосовая подача в среднем регистре, которую мы обычно слышим у телеведущих или политиков, физиологически связанная с гортанной активностью и характеризуемая расслабленной нейтральной позицией вокального тракта.

2. Грудной резонанс (консонанс). «О»-открытая.

Этим термином характеризуется эффект консонанса, так как в этом случае режим звукообразования сосредоточен в грудной области и в области солнечного сплетения, то есть под гортанью. Время контакта между голосовыми связками сильно укорочено, и никогда нет полного смыкания, поэтому происходит «утечка» воздуха и присутствуют побочные шумы.

Нейтральная работа «фальшивых» голосовых складок и преддверия гортани, за исключением передней части надгортанника и наклоненного положения гортани. Тон голоса снижен, что, при переведении в вокальную графику, показывает значительное превалирование параметров SPI (Soft Phonation Index) - Индекс Мягкой Фонации.

Грудной фокус графически предстает в виде ухудшения вокальной форманты, которое, в свою очередь, приводит к эффекту ухудшения тембра из-за расширения ротового пространства, не обязательно связанного с понижением гортани. Уменьшение времени контакта голосовых связок (снижение силы приводящих мышц) при бОльшем воздушном потоке во время звукоизвлечения делает звук шипящим и слабой интенсивности, влияя на тембр голоса, придавая ему «эфирность» (воздушность).

Общее впечатление: эффект, своего рода, «ветровых волн», голос тусклый, слабо окрашенный, эфирный. Компактность гортанного тембра теряется, происходит его «утечка», расширение и ослабление концентрации, приводя к менее «материальной» звукоподаче.

3. Глоточный резонанс. «ФО»-закрытая «О».

Понижение гортани с удлинением вокального тракта, уменьшение расстояния корень языка/глотка и уменьшение диаметра всего вокального тракта являются наиболее очевидными характеристиками этого режима. Сплющенная и «проглоченная» вокальность с преобладанием равномерного распределения воздуха по всем стенкам глотки. Средняя приподнятость мягкого нёба и сужение нёбных дужек.

Вокалограмма в полной норме.

Удлинение резонаторной полости книзу способствует тональному обострению этого резонанса с помощью «каротажа» формант, происходящего из-за опущения гортани, и к ощутимому улучшению тембровых характеристик в голосе. Однако овальное сужение сагиттального вокального тракта (сагиттальная - плоскость, идущая в переднезаднем направлении - из словаря ) влияет на тембр, придавая ему вес и даже трубный характер, что является результатом распространения сдерживания амплитуды резонанса в ротоглотку.

4. Язычковый. «А» скандинавского звука, среднее между «АЭО»

Мышцы-констрикторы глотки особенно активны, с уменьшением не только передне-заднего, но и поперечного диаметров подглоточной области тракта (это создает цилиндрический тракт вместо овального, как в предыдущем, глоточном). Хорошая амплитуда резонанса в ротоглотке с напряжением и средним положением передних нёбных дужек. Другие отличительные признаки: пониженное положение корня языка, тембр средней выраженности, хорошая вокальная форманта.

5. Затылочный. «У» зевковая.

Среднее опускание гортани сопровождается некоторым сокращением «фальшивых» голосовых складок, подобно описанному техникой Voicecraft качеству «sob» (рыдание), вместе с повышением мягкого нёба и расширением передней части нёбных дужек. Эта последняя форма открытия сопоставима с позицией рыдания не только гортанного, но и глоточного.

Замечено, также, сильное уменьшение времени контакта голосовых связок. С точки зрения проекции звука (задней, в затылочную область), можем определить этот резонанс, как относящийся к поверхностным.

«Sob» же, на самом деле, приравнивается к «плачущему» голосу, характеризуемому низкой гортанью, наиболее широким вокальным трактом, щитовидный хрящ наклонен, «фальшивые» голосовые складки в боковом сокращении (то есть сжаты по бокам, горизонтально), короткое время связочного контакта.

Ощущение звука «проживается» позади, на уровне черепа и предстает далеким, приглушенным, «темным», и амортизируется в затылочной области. Подсвязочное давление более низкое, чем в каком-либо другом вокальном качестве. На акустическом уровне высокие обертоны немногочисленны и слабы, мало представлены выше первой форманты.

Вокалограмма показывает высокие значения SPI (Индекс Мягкой Фонации). В VoiceCraft «Sob» считается самым спокойным голосовым режимом, хоть и потенциально слабым. Вероятно, именно слабость данного режима порождает тенденцию компенсировать ее путем увеличения подсвязочного давления, что ведет к появлению турбулентности, которая несмотря на отсутствующий связочный контакт, на вокалограмме растет выше предела VTI (Voice Turbulence Index, Вокальный Индекс Турбулентности), возвращаясь к нормативной SPI.

Кроме огромного пространства резонаторной полости, что выходит за рамки простого расширения преддверия гортани, затылочное звукоизвлечение характеризуется специфическим фокусированием сзади, с эффектом «апсида», не спроецированного прямо на слушателя, а как будто бы оратор говорит с огромным ртом сзади. Характер звука «удаленного источника» обогащается «воздушной тяжестью» из-за пониженной гортани и уменьшения времени связочного контакта во время вибрации, что провоцирует классический темброво-шипящий выдох

6. Задненёбный (мягкого нёба). «ГЭ»-закрытая, как «Е».

Поднятие спинки языка в направлении к пониженному мягкому нёбу является первой отличительной чертой «закрытия» ротового резонатора, управляемого поперечным пространством в области перешейка зева. Эффект увеличивается сжатием средней мышцы-констриктора глотки. К этому добавляется легкое сжатие «фальшивых» голосовых складок.

Вокальное фокусирование в этом случае - диагонально-заднее, проекция звука в направлении мягкого нёба. Четкая тенденция тембра к настройке на основной тон первой форманты. Резонаторное закрытие, которому соответствует тембровый окрас, используемый для крысиного писка. Такая же задняя проекция, как и в затылочном резонансе, с проприорецепцией (Проприорецепция — это ощущение относительного положения частей тела и их движения, иными словами — ощущение своего тела. ) концентрации в центральной внутренней зоне, но более маленькая и вынужденная (проекция).

7. Теменной. «М» зевковая.

Представляет те же характеристики, что и затылочный резонанс с более высоким фокусированием, вероятно, еще большее напряжение и латерализация (асимметрия) нёбных дужек. Положение гортани менее низкое. Является частью резонансов, определяемых по ощущению, как «поверхностные».

Консонанс явно головной и, ради тренировки длительности (выдержки ноты), можно попробовать открыть и закрыть рот, пытаясь сохранить однородным то же качество резонирования в этих двух позициях.

Если бы не слабая интенсивность звука, данное резонирование повлекло бы, как и во всех случаях головного резонирования, существенное облегчение тембра, типичное для подростковых и женских голосов, обогатив гармоническую структуру высокими частотами.

8. Нёбный. «КЭ» - «Э» открытое, нёбное с низким языком.

Не демонстрирует какой бы то ни было значимой разницы по сравнению с гортанным резонатором, кроме как проекции звука, акцентируемой в области твердого нёба, в зависимости от положения языка, часто с вкраплениями носового характера звука. Время связочного контакта полное.

Можно определить это резонирование, как тип гортанного, тонально более светлого и выведенного на поверхность благодаря акцентированной проекции звука во фронтальном направлении, то есть на слушателя, что охраняет это резонирование от какого бы то ни было «риска» гортанного поглощения.

9. Апикальный. «КИ»

Резонанс «поверхности», развивает качество нёбного звукообразования, акцентируя фокусирование (по проприорецепции или ощущениям) в верхней части черепа, согласно вертикальной проекции. Звук не фальцетный, но время связочного контакта небольшое.

Мягкое нёбо приподнято, создавая высокое глоточное пространство. Используется обычно, как головной голос, характеризуя «яркость» подростковых и женских тембров с обедненным спектром и регистром, определяемым как «не модальный»*.

В тексте статей фониатр и педагог Franco Fussi ссылается на то, что в дидактике лирического пения существуют педагогические концепции, которые отрицают наличие регистров, провозглашая вокальную однородность певческого диапазона согласно теории о двух регистрах: модальном и фальцетном: тяжелом и легком, основываясь на разнице в спектральной композиции, связанной со временем связочного контакта. Эти регистры они относят к первичным, которые потом фрагментируются в 6-7 регистров по всему диапазону певца (от регистра “vocal fry”, используемому для самых низких нот разговорного голоса до регистров «флейта» и «свисток», используемых колоратурными голосами на высоких нотах.

Это очень интересное замечание, говорящее, что специалисты других стран тоже приходят к мнению о существовании в голосе двух основных регистров – грудного (модального) и фальцетного. Правда, дробление голоса с их точки зрения происходит не на 4-5 подрегистров, как считает российская наука, а на 6-7. (прим. мое – И.Рамзина).

10. Препалатальный (или преднёбный). «ШИ»

В области гортани происходит сокращение в передне-заднем направлении межчерпаловидного пространства, как при назализации. С точки зрения фронтальной (вперед) проекции звука, «поверхностной» и надносовой мы можем шуточно определить этот вид, как «голос усов». Верхняя губа растянута, тембр светлый и жалобный. Некоторая тенденция к настройке между фундаментальной (нулевой) и первой формантой. Уменьшенное обертональное пространство, ограниченное областью верхней зубной дуги, ассоциирует тембр этого резонанса с персонажем замкнутой личности, мелочным скрягой. Усиливается за счет твердого характера отражающих поверхностей: преднёбной области и зубов.

11. Назальный (носовой). «Н» англ.частицы «NO» по произношению согласного звука.

Данный термин не соответствует известным явлениям фонетической назализиции. Сильно отмечена фронтальная проекция, «поверхностная», в направлении скулово-носовой области («вокальной маски» по-нашему - прим.переводчика ). Физически ощутимая вибрация звука.

Очевидным является сокращение в передне-заднем направлении сфинктера черпалонадгортанной складки вместе с повышением надгортанника. Данная вокальность рекомендована также из-за хорошей интенсивности частот между 2500 и 3500 Гц, что связано именно с участием в процессе сокращения пространства черпалонадгортанной складки.

Ощущение исполнителя таково, что резонирование в таком обширном и богатом пространстве, как скулово-носовом (маска) дает огромные возможности «дизайна» и моделирования в пространстве звукового результата с широким спектром тембровых вариаций, вероятно для смешивания с другими обертонами. Выразительные возможности настолько разнообразны, что сложно связать данный тип резонирования с конкретным амплуа.

Как бы то ни было, используется часто для голосов, которые с помощью назализации воспроизводят персонаж тупой, неприятного характера, или же связывают с характером интеллектуальным, рефлексивным (из-за близости носовой области к мозгу (еще и прикалываются - прим. переводчика ), особенно когда этот тип резонирования смешивается с апикальным, окрашиваясь головным звучанием. (Ну, последнее - это, конечно, все к актерам конкретно относится - прим. переводчика)

12. Велярный носовой (Задненёбно-носовой). «Н» задненёбное, «тревожное».

Это носовой резонанс с меньшим передне-задним сокращением пространства черпалонадгортанной складки и меньшим повышением надгортанника. Наблюдается небольшое напряжение мышцы среднего констриктора глотки и нёбных дужек. По сравнению с носовым резонансом проприорецепция (ощущение) более задняя и превалирует в области мягкого нёба. Мы можем определить его, как составной резонанс. Меньшая направленная агрессивность звука подходит для рассудительного, но более симпатичного и доброго персонажа, благодаря более мягким обертонам.


Резюме проективных качеств резонансов 1 группы:


Гортанный (внутри, в гортани)
Грудной (поверхностный, консонанс направлен вниз, в сторону солнечного сплетения)
Глоточный (внутри, в глотке)
Язычковый (внутренний, в ротоглотке, область язычка)
Затылочный (поверхностный, с задним направлением в сторону основания черепа)
Задненёбный, он же велярный, мягкого нёба (внутренний, мягкое нёбо)
Теменной (поверхностный, с направлением диагонально-задним в сторону области темени)
Нёбный (внутренний, с направлением вперед, в сторону твердого нёба)
Апикальный (поверхностный, с ортогональным направлением в сторону верхней части черепа)
Препалатальный, он же преднёбный (поверхностный, с направлением вперед, в сторону верхней зубной дуги)
Назальный, он же носовой (поверхностный, с направлением вперед, в сторону скулово-фронтальной области, «маски»)
Велярный носовой, он же задненёбно-носовой (внутренний, на границе нос - мягкое нёбо)

II. Группа резонансов - «Неортодоксальность» вибрации голосовых связок

Во второй группе неоднородность гармонической структуры спектра звука связана с поведением вибрирующих структур (голосовые связки, например, или другие образования).

13. «Фальшивые» голоса. Фальцет.

Зарегистрировано удлинение голосовых связок с вибрацией только свободного края. Время связочного контакта на 40% меньше продолжительности обычного цикла вибрации.

Из-за тональной высоты его часто используют для имитации подросткового и женского голоса. Используемый поп и рок певцами, фальцет превратился для некоторых из них в реальный «штамп» их вокальной самобытности.

Из-за тональной высоты его часто используют для имитации подросткового и женского голоса. Используемый поп и рок певцами, фальцет превратился для некоторых из них в реальный «штамп» их вокальной самобытности.

14. «Фальшивые» голоса. Флейта.

Флейта из того же фальцетного «семейства», с точки зрения гортанного источника. Отличается опущенной и наклоненной вперед и вниз плоскостью голосовых связок, с бОльшим пространством между задней глоточно-гортанной стенкой и надгортанником, «фальшивые» голосовые складки сокращены, и присутствует более акцентированный межчерпаловидный компонент.

Гармонический компонент, который в фальцете ограничен в пределах 2000 Гц, во флейте демонстрирует настройку между фундаментальной (нулевой) и первой формантой, с ее интенсификацией (усилением). Расширение ротовой полости придает тембру бОльшую «значимость» (весомость), делая его незаменимым для голосов «магической женственности» или же просто женственности более зрелой. Кроме того, эта широта резонирования создает «ветряной», эфирный эффект, как с бОльшей циркуляцией воздуха.

15. «Фальшивые» голоса. Гортанный свист.

Огромное натяжение и сжатие голосовых связок блокирует вибрацию, оставляя для прохождения воздуха только маленькое отверстие в центре. Присутствует заметное глоточное сужение, интенсивна аддуктивная (аддукция - приведение) задняя межчерпаловидная деятельность (то есть, как я поняла, схождение черпаловидных хрящей - прим. мое) с увеличением сопротивления голосовых связок, гортань опущена.

Очевидна перестройка частоты F0-F1 и наличие выше нормы VTI (Вокального Индекса Турбулентности) с отсутствием SPI (Индекса Мягкой Фонации). Это звукообразование, которое позволяет выявить тональную область, превышающую физиологический диапазон. Из-за явно поддельного характера используется в целях экстрима, экспрессионизма, для комических ненатуральных ситуаций и часто в противовес абстрактному миру настоящей вокальности.

16. Фальшиво-связочный или «throat voice».

Помимо голосовых связок вибрируют также и фальшивые голосовые связки. Зарегистрировано, также, сокращение в передне-заднем направлении пространства черпалонадгортанной складки из-за антеризации (смещения вперед) черпаловидных хрящей и постеризации (смещения назад) надгортанника.

Запомните, что гипертонус и вибрация фальшивых голосовых связок классифицируется как дисфункциональное расстройство голоса (тип II Kaufman) и здесь рассматривается как эстетическая возможность.

Мы позаимствовали дополнительное определение «throat voice» из традиционного монгольского пения. Дополнительный гортанный источник «фальшивых» голосовых складок, используемый для разговора, позволяет получить эффект подражания «двигателю», звучный и не очень «шумный». Соотношения шум/отзвуки (флажолеты), очевидно, изменены на вокалограмме, но на самом деле колебательное перекрытие «фальшивых» голосовых складок с частотой, соответствующей половине частоты колебания голосовых связок, несмотря на сильный отпечаток искусственной гортанности, не делает ни тяжелым, ни мучительным данный тип резонанса.

17. Черпаловидный

Помимо вибрации голосовых и «фальшивых» голосовых складок, огромная антеризация (смещение вперед) и избыточное давление заставляют вибрировать и верхушки черпаловидных хрящей. Замечена шумовая составляющая по всему спектру, но форманты различимы. Это «рычащий» голос по определению, смешанный по всей тональной гамме и в широком спектре резонирования, от открытой гортанности до более ограниченной назальности.

Для лучшей оптимизации управления голосом, как бы то ни было, целесообразно «облегчить» гортанный стресс, поддерживая постоянную проекцию в область твердого нёба. Шум, производимый черпаловидными хрящами, может быть переработан в огромную звучность и силу голоса. Используется для важных персонажей, как «лев - царь зверей», «главарь», «великий маэстро», авторитетный носитель древней мудрости. Более-менее хриплый и «наждачный» тип этого резонирования - отличный инструмент для воспроизведения старческих голосов и/или усталых. Характерным является его комбинация с мультифонным разонансом (черпаловидно-мультифонным).

18.Диплофонный или Мультифонный. Двузвучие, многозвучие.

Для гармонического пения характерно избирательное гармоническое подкрепление в вокальном ротоглоточном тракте, как в центрально-азиатской традиции, и это связано с техникой смещения в морфологических и объемных отношениях передней части ротовой полости и с контролем снижения позиции гортани.

Когда к этому добавляется апериодическое (т.е. нерегулярное) управление звуковой волной, создаваемой слизистой оболочкой голосовых связок, получаются субгармоники, которые создают двузвучие (или же многозвучие) к звуковому сигналу. Из-за своего «полифонического» характера такой вид идеален, чтобы воспроизводить эффекты хора в одном голосе. В экстремальной степени искусственности подходит для использования «сюрреалистичного» звукообразования, более менее богатого воздухом и широтой резонанса.

19. Диплофонный (двузвучный) плюс фальшивые голосовые связки

20. Гармоники (или обертоны)

21. Гармоники плюс «фальшивые» голосовые складки или throat voice

Последние 3 на сайте отдельно не рассмотрены, так как считаются вариантом резонанса №18.


Примечание:
Таким образом, можно разделить резонансы на «основные», использование которых производит голос простых тембров и «составные», использование которых производит голос смешанных тембров, как в случае с велярным (задненёбным) носовым, проводя соединительную черту между номерами (и именами) использующихся в каждом конкретном случае резонансов.

Конец перевода

*****

Как видите, уважаемые посетители «Вокальной механики», при помощи резонанса можно построить совершенно разные звуковые «картины» голосов. Вокалисту в данном случае проще, чем актеру, ему нужно получить навыки всего лишь нескольких резонансов.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика