И.Рамзина | апрель 2012
Эта статья написана как ответ на многие вопросы, поступающие на почту сайта. Все они касаются в той или иной степени ПЕВЧЕСКИХ РЕГИСТРОВ. Вот наблюдается некоторое «недопонимание», что ли у молодых людей, интересующихся вокалом, этого понятия. Кроме того можно сказать, что данная статья является неким «расширением» темы, которая представлена в статьях «Диапазон голоса», «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?», «Головной голос или как петь высокие ноты?».
В различной литературе и интернет-статьях много информации на эту тему, и, преимущественно, одинаковой. Но! Большей частью поверхностной. Постараюсь рассказать о регистрах голоса человека поподробнее и поточнее. Без «ухода» в научный язык, естественно! Задача сайта – популяризировать знания о вокальной технике, об «устройстве» голоса, специфический язык лишь оттолкнет читателя.
Итак, что же такое РЕГИСТРЫ ГОЛОСА? В первую очередь хочу сразу сказать, что рассматриваю это понятие так, как принято в классической вокальной науке, с точки зрения не столько высотной шкалы, сколько с точки зрения механизма звукоизвлечения. В музыкальных инструментах тоже есть регистры - нижний, средний, высокий и т.п., но в большинстве случаев не наблюдается того, что происходит в голосе человека. То есть в музыкальном иснструменте по мере подъема или опускания по звуковысотной шкале сам принцип создания звука не изменяется. А вот в человеческом голосе очень даже изменяется!
В некоторых статьях на сайте я применяю «смысловое сравнение» работы вокальных механизмов с работой механизмов автомобиля. Конечно, это грубо, зато понятно в ПРИНЦИПЕ, что часто и требуется. Регистры голоса можно, употребляя такой «тренд», сравнить с… автомобильной коробкой передач! Те из вас, кто хоть какое-то понятие имеет о работе механизмов автомобиля (а таких сейчас – очень много, автомобильный «бум») сразу поймут, «схватят суть» регистрового строения голоса.
А кто не знает машины, поймет сравнение со скоростями велосипеда, например.
Наши регистры – «скорости» голоса. Но если настоящие скорости в коробке передач нужны для того, чтобы «согласовывать» работу мотора со скоростью движения, то вокальные регистры – для согласования работы нашего «мотора» (генератора звука – голосовых складок) с ВЫСОТОЙ звука. Автомобиль ездит по дороге, а голос – по диапазону.
Старенький «Запорожец», в данном случае, будет иметь меньший «диапазон», поскольку разгонится едва до 80 км/час, а «крутой» внедорожник – больший (там и за 200 можно разогнаться).
Ну, пора прекратить «автомобильные» ассоциации.
«Скоростей» в голосе каждого человека может быть четыре. Не больше. Первая называется – ШУМОВОЙ РЕГИСТР. Характеризуется он тем, что голосовые складки РАЗОМКНУТЫ, то есть, не соприкасаются друг с другом. Мы кашляем, хрипим, беззвучно выдыхаем воздух и даже ШЕПЧЕМ именно при нахождении складок в разомкнутом состоянии. То есть в российской вокальной науке «шумовой регистр» - отсутствие работы вокальных складок, даже если они и вибрируют, то не создают звуковой волны, поскольку не соприкасаются между собой.
Вторая «скорость» - самая употребимая, близкая, «родная», наиболее часто используемая в жизни (а не только в вокале). Ее название – МОДАЛЬНЫЙ или РЕЧЕВОЙ РЕГИСТР. Часто говорят – ГРУДНОЙ. Разговаривая, мы 99% звуков произносим, используя именно этот регистр, этот механизм производства звука.
Складки в данном регистре уже плотно соприкасаются друг с другом, да еще и значительной долей своей поверхности. Звуки голоса при этом – насыщены обертонами, «богаты». НО – низки по высоте. Примеры ни к чему, ваша спокойная речь – лучший пример.
В терминологии передовых западных вокальных научных методов понятие «речевой» или «грудной» регистр совершенно отсутствует. Там привыкли смотреть на то, от чего и зависит получение определенного характера голоса, его богатой тембральности. То есть - на состояние во время работы самих голосовых складок. Поэтому некоторым аналогом русскому «грудному» или англоязычному названию «chest voice» стало понятие «толстые связки», или режим звукоизвлечения M1.
Кроме того, на Западе не считают шумовой регистр одним из механизмов звукоизвлечения. Вероятно именно потому, что связки в нем не участвуют. Зато российская классическая вокальная наука проходит, в свою очередь, мимо того, что на Западе называют механизмом M0. Вокалисты, знакомые с западной терминологией, сразу поймут меня, когда я скажу, что этому механизму соответствует vocal fry (или можно встретить другое его название - штро-бас). При создании такого звука наши связки соприкасаются друг с другом, но находятся в «расслабленном» состоянии, вибрация их нерегулярна, и звук напоминает скрип двери или (откуда и название) шкворчание масла на сковороде во время жарки.
На сайте об этом виде звука есть соответствующая статья. Ведь vocal fry является и довольно частым приемом в вокале поп и рок-звезд, а также имеет некоторые терапевтические свойства.
Третью «скорость» называют в русском вокале ФАЛЬЦЕТНЫМ РЕГИСТРОМ. У обычного человека, никогда не занимавшегося пением (с непоставленным голосом), при повышении высоты звука рано или поздно наступит момент, когда «вторая скорость», толстые связки, уже не смогут создать нужную высоту. Из ролика на странице «Как создается вокальный звук?» вы видите, что постепенно, «внутри», в рамках более низкого регистра при пении все более высоких звуков, складки начинают видоизменяться. Верхние, эластичные их части, называемые СВЯЗКАМИ, все больше удлиняются, а нижние, мышечные, видимые только в анимационном фрагменте, раздвигаются, удаляются друг от друга.
Но, рано или поздно, у любых связок наступит предел растяжения. В данных условиях работы всей второй «скорости» - модального (речевого, грудного, «толстых связок») регистра.
«А я хочу выше!» - и организм подчинится желанию мозга. Но… сработает совсем не так, как желает человек! Складки (мышечная часть) резко расслабятся, окончательно разойдясь друг от друга, а вот связки (верхняя, эластичная часть) резко РАСТЯНУТСЯ! В этот момент звук станет «фальцетным».
А саму «точку изменения», то есть соответствующую этому моменту ноту диапазона называют РЕГИСТРОВЫМ ПОРОГОМ. Часто в ощущениях люди говорят, что «как будто бы сжалось горло».
Вот здесь, когда говорим о фальцетном регистре, нужно остановиться поподробнее, потому что то, что понимается под «фальцетным регистром» в России, во многом не совпадает с тем, как смотрят на это явление западные вокальные и научные школы.
«… В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра — грудной и головной (фальцет). В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октав его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра). Однако работа в таком режиме возможна только до переходных звуков. При желании спеть более высокие звуки голос вследствие резкой перемены механизма голосообразования переходит в фальцет. При этом голосовые складки расслабляются и растягиваются, вибрируют только краями. Фальцет беден по тембру, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Фальцетным голосом певец может спеть еще целый ряд высоких звуков. …»
«Вокальный словарь»
«Вокальный словарь» рассказывает о тех вокальных терминах и с той точки зрения, которая существует в классической вокальной науке. Поэтому в продолжении данной статьи (в словаре) говорится, что «Как правило, при переходе к верхней части диапазона у женщин чистый фальцет не образуется...» В классическом пении - да, не образуется. НО! Этого не происходит у квалифицированных классических певиц! А у начинающих, малоопытных, да и тех, кто выбрал для себя иной путь развития, иной репертуар (рок, поп-музыку, соул и т.п.) еще как образуется!
Регистровый порог существует как у мужчин, где он ЯВНЕЕ проявляется на слух, так и у женщин, где он менее заметен. Регистровая разница, так скажем, в мужских и женских голосах проявляется именно здесь, при переходе голоса от «второй скорости» (модальный регистр) к третьей (фальцетный регистр). А обусловлена она тем, что сам механизм гортани устроен у мужчин и женщин не совсем одинаково. Об этой разнице говорит такое видимое на глаз отличие, как кадык.
Хрящи мужской гортани, частью которых является кадык, массивнее, больше и менее подвижны, чем женские. Однако чисто физиологически, механизм растяжения при наступлении предела высоты звука существует у обоих полов. Вот так звучит пение фальцетом, если поют неквалифицированные певцы:
А вот так, если певцы квалифицированные, опытные. Звук ОЧЕНЬ сильно отличается, послушайте:
Хотя ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ певцы используют именно «третью скорость» голоса.
Так что значит это «физиологически»? А вот что...
В современном вокале принято (и доказано исследованиями, так что это вовсе не эмпирическое умозаключение) определять состояние голосовых связок при данном механизме производства звука термином «тонкие связки». А сам механизм называть M2. Действительно, связки утоньшены и растянуты, поэтому они способны создавать звуки более высокие, чем «толстые связки» в модальном регистре (механизм M1). Без способности вокалиста производить со своими связками такой «фокус», он может навсегда забыть о пении высоких нот. Однако...
Тонкие тонким рознь... Поскольку связки существенно изменяют свой тип смыкания, свое состояние, справиться с воздушной подачей им становится очень сложно! В данном механизме звукоизвлечения воздух начинает играть гораздо более значительную роль, чем в механизмах M1, M0 и «шумовом» регистре. Там, ниже, он был помощником вокалиста, а вот теперь превращается во «врага».
И в зависимости от того, как оперируют воздухом тонкие, растянутые связки вокалиста, западные школы делят виды звучания на «head voice» (или «головной» голос) и собственно сам фальцет. Отличие звука одной ипостаси «тонких связок» (M2) от другой довольно значительно. Если вокалист не допускает в звуке лишнего воздуха, то голос звучит тонко, но плотно, хотя менее насыщен обертонами, чем звук в режиме М1. Таким звуком можно создавать значительную громкость.
Если же «враг» прорывается сквозь голосовую щель, а связки его обработать не могут (его слишком много), то в звуке появляются явно слышимые «паразитные шумы», примесь проходящего воздуха, сип. Вот это и есть ФАЛЬЦЕТ! При этом состояние связок тоже меняется. Они хоть геометрически продолжают оставаться «тонкими», но тип смыкания при излишнем воздухе другой. Настолько, что в терминологии одной из передовых научно-практических школ (EVT) его выделяют в отдельное понятие - «жесткие связки». В данном случае создать громкий звук просто невозможно.
Вот пример звучания «жестких связок», то есть вот настоящий фальцет:
А вот пример звучания «тонких связок» или «head voice», здесь в звуке голоса нет паразитных воздушных шумов, он плотнее:
И есть примеры, которые «не вписываются» ни в один механизм, ни в другой:
Какие тут связки? Тонкие или жесткие? Ведь не фальцет, но и явно на «головной голос» не похоже! У нас ничтоже сумняшеся считают, что такой голос называется микстом. Нет, это не микст. И связки в данном случае - тонкие. Да вот только не они одни участвуют в создании окончательного звука, того, который мы слышим. Много еще чего участвует. Но чтобы в этом разобраться, нужно понимать, что такое вокальности, а это разговор на несколько другую тему. Кто заинтересовался, начните вот с этой статьи.
Как видите, подходы к регистровости с точки зрения механизма создания звука в классической российской вокальной науке и современной западной очень существенно различаются! Одним фальцетным регистром просто невозможно оперировать там, где требуется совершенно иная палитра звуков, чем на оперной сцене.
Ну и, наконец, есть четвертая «скорость» голоса – свистковый (или флейтовый) регистр. Есть он, правда, не у всех. У здорового, молодого голоса – есть, а вот в голосе людей зрелых и пожилых – может и не быть. Возраст, знаете ли… на многое влияет.
При фальцетном (или «головном», или М2, «тонких связках») механизме производства звука связки (уже не идет речь о мышечных частях складок, они в процессе не участвуют) растянуты и плотно сжаты. Но вы повышаете звук все больше и… дальше растягиваться в состоянии сжатия связки опять не могут, предел!
И вот здесь они начинают ПРИЗАКРЫВАТЬСЯ! Появляется регистр свистковый (или флейтовый). На Западе механизм производства подобного звука называется stop-closure или M3. Этому регистру (не забывайте, речь идет не столько о высотности, сколько о способе работы голосовых связок) посвящена отдельная статья «Свистковый регистр», так как интерес к нему у посетителей сайта велик.
Так что, если хотим «ездить по диапазону далеко» - нужны две «верхние скорости», поскольку шумовой регистр есть у всех от природы, да и вокальные звуки создать в нем невозможно (исключая, конечно, особые приемы и техники), а речевой (или грудной) регистр может отсутствовать только в случае какой-либо патологии, заболевания. Разумеется, в этом случае о вокале речь даже не идет.
Если вам показалось, что информация данной статьи несколько противоречива и запутанна (ведь в России все привыкли делить на «грудь», микст и «голову»), посмотрите вот на эту схему, и вам сразу станет видно «местоположение» того или иного понятия в общей структуре взглядов на регистровость как на механизм звукообразования.
Однако в большинстве текстов, касающихся певческих регистров, говорится о том, что их число в мужских и женских голосах различно. У мужчин их два - грудной и микстовый, а у женщин три - грудной, медиум и головной. Почему так ПРИНЯТО делить? Какие два, какие три? Откуда взялась такая классификация, и почему она, скажем так, не совсем ПОЛНА?
Об этом поговорим на СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник