А.Егорова | сентябрь 2013
Значение vocal fry в современном вокале трудно переоценить. Без преувеличения можно сказать, что он поистине универсален, являясь одновременно и вокальным методом воспитания голоса, с целым комплексом упражнений, и вокальным приемом, очень любимым и употребляемым многими звездами.
Элемент fry присутствует в речи и многих актеров, дублеров, в голосах профессиональных вокалистов.
Vocal fry (или просто fry) - это довольно резкий, трескучий голос с металлическим оттенком, который очень распространен в речи детей и подростков. Да и взрослые частенько, не зная того, воспроизводят fry, потягиваясь утром в постели со звуком «А-а-а-а-а, как же не охота вставать...». Вот это «а-а-а-а-а», скорей всего и будет именно на fry.
Вот пример того, что такое fry, исполняемый известным американским вокальным тренером Бреттом Мэннингом.
А вот один из рекламных роликов, который озвучен Кэти Перри, прислушайтесь, найдите в ее разговорном голосе моменты звучания fry.
В дословном переводе vocal fry означает «жареный голос». Поскольку звук очень напоминает шкворчание масла на раскаленной сковороде.
В академическом вокале часто можно услышать термин strowbass (штробас), но все же официальным и более употребимым термином является vocal fry. Вот пример исполнения Мэннингом все более низких нот с использованием такого звучания, что иллюстрирует написанные выше слова.
В первую очередь следует отметить заслугу vocal fry, как вокального метода. Так, упражнения на vocal fry, по определению западных педагогов, являются чуть ли не вершиной вокальных упражнений на планете! И это не шутка.
Многие вокалисты признаются, что при помощи fry они навсегда и коренным образом изменили свой вокал: стали качественно петь высокие ноты, устранили вокальное напряжение, увеличили диапазон, освоили экстремальные приемы рок-вокала и многое другое. Упражнения с vocal fry являются также терапевтическими для голоса в целом, и в плохие невокальные дни. Они используются в ежедневных вокальных тренировках в качестве «разогрева» голоса перед занятиями и для его «охлаждения» после.
Vocal fry феноменален, потому что уничтожает вокальное напряжение быстрее, чем какой-либо другой метод.
Суть в том, что вокальное напряжение обусловлено вовлечением в процесс звукоизвлечения глотательных мышц или внешних мышц гортани, а также вокальным зажимом, связанным с защитной функцией фальшивых голосовых связок. При производстве же звука vocal fry происходит отключение внешних мышц шеи, известных науке, как двубрюшные.
Мышца названа «двубрюшной» по наличию двух разделенных сухожилием частей (брюшек) и располагается под челюстью.
Научное обоснование упражнения состоит в том, что, когда производится vocal fry, то голосовые связки находятся в расслабленном состоянии и только начинают вибрировать, но не полностью. Такая вибрация способствует их плавному включению в вокальный процесс, разогреву, быстрому обретению эластичности без усилия и, соответственно, без помощи «посторонних» мышщ.
С практикой упражнений по vocal fry все замечают, как голос начинает литься все свободнее, и мускулы шеи перестают двигаться и напрягаться, создавая препятствие.
Этот метод «воспитания» голоса особенно подходит для любителей блюза, соул и джаза, также он широко используется в рок музыке, в частности, в его экстремальных стилях. Помогает он и в развитии, так называемого, грудного голоса (микст, бэлтинг).
Этот механизм основан на физиологических и акустических законах голоса, а именно, на стимуляции его фундаментальных качественных характеристик, сводя к минимуму усилие и стресс, пресекая психические установки и блоки, равно как и другие искусственные подключения ненужных мышц. Таким образом, при помощи механизма fry освобождается биоэнергетический потенциал голоса, в результате естественного усиления его обертональной окрашенности.
Не случайно vocal fry находится в центре многих «медитативных» вокальных производств!
На базовом (начальном) уровне метод vocal fry приводит к сбалансированности и мягкости грудного голоса (не смотря на то, что при упражнениях используются звуки, воспринимаемые на слух достаточно жестко), сохраняя при этом его естественность.
Также он считается очень эффективным для уменьшения и уничтожения назальности и гнусавости. Он доказал и свою терапевтическую эффективность, помогая предупреждать, а также разрешать патологические случаи. Фониатры и логопеды после соответствующей физиотерапии часто назначают vocal fry как восстановительную терапию.
На более продвинутом уровне вокальной техники, vocal fry помогает в конструировании микста, в развитии естественного вибрато и другой «украшательной» техники, в том числе экстремальной: scream, growl, harsh и т.п.
Существует целый ряд упражнений, входящих в систему fry, которые имитируют самые различные звуки, от скрипа и стонов до имитации звука животных (кошка, чайка). Помимо имитации, fry используется и в более прогрессивных упражнениях: производство fry на высокой гортани, вокализы, атаки звука, двойные звуки (fry + голос).
Следует обратить особое внимание, что vocal fry нужно отличать от зажима голосовых связок, создаваемого фальшивыми голосовыми связками. Зажим ничего общего с fry не имеет и при длительной практике способен привести к проблемам голосовых связок разной тяжести.
Неопытного вокалиста часто вводит в заблуждение некоторая похожесть звука, хотя специалист без труда отличит на слух fry от зажима. В таком случае надо полагаться на собственные ощущения, так как при fry никакого неудобства и дискомфорта в горле (а уж тем более болезненных ощущений) возникать не должно. А лучше всего не делать fry бесконтрольно, по совету «доброго приятеля», а положиться на специалиста: педагога по вокалу или грамотное учебное пособие.
В последние годы самыми разными источниками подчеркивается важность fry, как в физиологическом, так и в дидактическом смысле. С точки зрения физиологической, наличие в голосе fry свидетельствует о его здоровье, в то время как его полное отсутствие сигнализирует о проблемах. Это подтверждено тем фактом (по наблюдению специалистов-медиков), что при вокальной патологии голос практически утрачивает способность производить fry, по выздоровлении же fry возвращается.
Данное явление объясняется, в первую очередь, способностью слизистой оболочки голосовых связок (когда она «свежая» и здоровая), полностью блокировать воздух и создавать трещащий звук. Данная способность ослабевает или вовсе утрачивается, когда слизистая оболочка теряет «свежесть» и здоровье в результате патологий (узлы, полипы на связках и т.д.).
Как бы то ни было, наличие fry показано для оптимального функционирования гортани, где мышечный тонус всегда в балансе с восприятием.
Голоса, у которых «хороший fry» всегда способны к изданию целой серии гортанных звуков, в которых присутствует оптимальный мышечный баланс и высокое качество восприятия. Это те самые качества, которые приводят и к хорошей проекции голоса. Потому vocal fry считается ключом (в зависимости от уровня тренировок) к повышению технических возможностей голоса без уничтожения его природных и физиологических качеств.
Трудно встретить современного вокалиста практически любого стиля, который не использовал бы vocal fry в выразительных целях.
В рок музыке, особенно в экстремальных стилях, он используется наравне с другими видами «рыка» и «хрипа»:
Manowar “Die For Metal”
Dew-Scented “Turn To Ash”
а также часто «подмешивается» в окончания фраз:
Evanescence “Lacrymosa”
В поп музыке очень популярны атаки звука на fry, на которые трудно не обратить внимание. Среди наиболее ярких «пользователей» fry отмечены такие певицы, как
Adele “Someone Like You”
Adele “One And Only”
Christina Aguilera “Hurt”
Christina Aguilera “You Lost Me”
Rihanna “Unfaithful”
Beyonce “If I Were A Boy”
и многие другие.
А такая вокалистка, как Duffy, практически сделала его своим ведущим вокальным стилем.
Duffy “Breaking My Own Heart”
Так что можно с уверенностью заключить, что vocal fry стал, своего рода, палочкой-выручалочкой для современных вокалистов: и стильно, и упражнение, и атака, гарантирующая далее сильный и плотный звук, так как создает прекрасную компрессию (смыкание) голосовых связок.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник