И.Рамзина | май 2012
В предыдущей статье «Регистры - «коробка передач» для голоса» речь шла о физиологических (натуральных) регистрах нашего голоса. Каждый из них вызывается особым состоянием и положением друг относительно друга голосовых складок, как уже должно быть понятно из текста статьи.
Таким образом, наука утверждает, что именно физиологических (натуральных) регистров в любом голосе (хоть женском, хоть мужском) не более четырех. Другое дело, что два «верхних» - фальцетный или свистковый (М2 и М3), или оба вместе, могут в голосе отсутствовать вовсе по причине дисфункции самой вокальной системы - возраст, болезни, вредные привычки, травмы («срыв» голоса).
В здоровом молодом голосе – их четыре.
Однако было бы не совсем верно на этом и закончить тему о регистрах голоса. Это физиологических регистров – четыре, но не только физиологическими оперирует вокал. Причем вокал именно КЛАССИЧЕСКИЙ, это уже от него информация перебежала в «эстрадный», поскольку эстрадники сами не занимались ни теорией, ни исследованиями.
Механизм работы вокальных складок человека устроен так, что физиологические регистры «пересекаются» друг с другом, накладываются, а не «стыкуются». Это рассмотрено в конце статьи «Головной голос или как петь высокие ноты?», поэтому повторяться смысла нет. Можно лишь добавить, что если вокалист поет тихо на нижнем участке своего диапазона, то состояние его связок - тонкое смыкание, хотя по диапазону должен был бы звучать «грудной» голос. Что еще раз подчеркивает, что одними регистрами невозможно описать всю палитру красок современного вокала. Не нужно забывать, что такая «схема строения голоса» имеет смысл только по отношению к классическому вокалу.
Кстати, что-то подобное наблюдается и в коробке передач автомобиля, ведь определенная скорость езды может быть достигнута на разных передачах. Знающие согласятся, что со скоростью 20-30 км/час, например, можно ехать как на второй, так и на третьей передаче, а 50-60 – как на третьей, так и на четвертой. Я, конечно, не рассматриваю автоматическую коробку передач, там все по-другому. Дело в принципе.
Для вокала важным является ХАРАКТЕР звука, его качества. А характер не остается в каждом регистре неизменным, он меняется с ростом высоты тона даже в рамках одного и того же физиологического регистра. Нижняя часть «груди» звучит не так, как «верхняя», хотя сам натуральный регистр, состояние складок, при этом КАРДИНАЛЬНО не меняется.
В слове «одна» голос поднимается все выше и выше, но даже последний раз все еще остается в режиме толстых связок, и, хоть они уже растягиваются, и звук становится все тоньше, все же окончательно не «переключаются» в связки тонкие. Хотя звучит почти как «головной» голос.
Но ноты верхней части «грудного» диапазона вполне можно петь, если голосовые складки находятся уже в более высоком, «фальцетном» регистре, то есть они тонкие, растянуты. Одна и та же нота, а механизмы создания – совершенно разные! «Ну и что?» - спросите вы. А то, что на том участке диапазона, где звуки могут быть такими «двойственными», КЛАССИЧЕСКИЙ вокал оперирует понятием СРЕДНИЙ регистр.
Грудной (с точки зрения вокала, а не физиологии) – это тот, где не может быть тонкого, краевого (или фальцетного) смыкания в принципе. Средний – тот, где может быть как физиологический грудной, так и физиологический фальцетный. Смотрите выше абзац о скоростях коробки передач.
Хотя, справедливости ради, «фальцетное» или «тонкое» смыкание возможно и в регистре модальном, то есть в «грудном», в М1.
«Зачем это нужно?»
Думаю, вы не раз слышали такие слова – МИКСТ (мужской) и МЕДИУМ (женский). Что это такое? Это регистры, как скажет человек, читавший вокальную литературу, и классический вокалист или педагог, который изучал теорию именно КЛАССИЧЕСКОГО вокала. Почему теория считает их РЕГИСТРАМИ? Ведь в средней части диапазона любого голоса нет какого-то отдельного, особого ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО регистра, там их может быть два – или модальный (грудной, толстые связки, М1), или фальцетный (головной, тонкие или жесткие связки, М2). Почему классика выделяет среднюю часть диапазона в отдельное ПОНЯТИЕ?
Потому, что меняется ТЕМБР голоса при пении на этом участке. И меняется существенно.
В обучении классическому вокалу одна из главных задач – СРАСТИТЬ, СРОВНЯТЬ по тембру между собой грудной и фальцетный регистр голоса так, чтобы переход из одного в другой (обратите внимание, речь идет о переходе между ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ регистрами) был бы незаметен для слушателя, хотя сам по себе такой переход в какой-то момент (по мнению В. Емельянова, например) – неустраним, все равно произойдет. То есть, регистровый порог нельзя «отменить», его можно лишь «замаскировать». Хотя с точки зрения современных взглядов это утверждение очень и очень спорно...
А осуществляется такая «маскировка» именно на среднем участке голоса! Поэтому классическая вокальная наука и педагогика ВЫДЕЛЯЕТ его в отдельный «регистр»! Просто так удобнее понимать, что имеется ввиду! Так что «средний регистр» - ПОНЯТИЕ, продукт восприятия действительности человеческим сознанием. Физиология голоса не имеет среднего регистра.
И вот тут специалист-классик кинет в меня помидор! «Как это, не имеет, если поставленные и развитые классические голоса владеют средним регистром на уровне бессознательного навыка? Если вы не услышите ни единой переходной ноты при движении голоса на 2-2.5 октавы как вверх, так и вниз?»
А я отвечу, что есть такИе водители, и их немало, которые могут переключать при движении «скорости» коробки передач так, что пассажир этого не ощутит! Как будто едет в машине с «автоматом»! А коробка-то – ручная!
Все дело в навыке и опыте. В обученности! Да и не помешает «помидорокидателям» получше изучить голос с точки зрения биомеханики и физиологии.
Иногда, говоря о тембровых, а не натуральных, не физиологических регистрах голоса, называют их ПОДРЕГИСТРАМИ:
«Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный.
… Голос подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной. У мужчин их два: грудной, микстовый. У женщин - три: грудной, медиум, головной.»
(по материалам www.global-svet.ru)
ПЕРЕДАВАТЬ тембр (ТЕМБР!) от одного физиологического (натурального) регистра к другому можно! Этому научились, и очень давно! Другое дело, что для конкретного, еще не опытного вокалиста, такая задача – вещь сложная…
И данное обстоятельство (сложность) – еще одна причина выделения классиками среднего регистра в отдельное понятие. Квалификацию певца определяют преимущественно по умению владеть своим средним регистром. Думаю, вы не раз встречались с выражением, что ключ к настоящему пению – это владение своим средним регистром.
Именно потому так говорят, что сложно и трудно научиться передаче характера звука от модального регистра (толстых связок) к фальцетному (тонким связкам) так, чтобы этот характер менялся ПЛАВНО! А не скачком, как у любого необученного вокалу человека!
Соответственно, вокальным педагогам удобнее для своей деятельности выделять в диапазоне голоса ученика ту часть, с которой и требуется проводить основную работу. Вот ее и выделили!
Вот пример исполнения женским голосом, в котором присутствуют ТРИ натуральных регистра. Исполнение, конечно, любительское, зато отчетливо слышна тембровая разница.
«А почему говорят, что у мужчин только два регистра, а у женщин – три?»
В данном случае речь идет именно о ТЕМБРОВЫХ регистрах. Взгляните на стандартную схему диапазонов ПОСТАВЛЕННЫХ (!) классических голосов.
В мужских голосах НЕТ чистого фальцетного регистра (головных тонов)! То есть, у мужчин нет «головного голоса»? Получается, НЕТ, но так определяет КЛАССИКА. Просто потому, что мужской фальцет в классическом вокале невозможен в рамках традиции. Это не значит, что великие певцы ФИЗИЧЕСКИ не могли петь фальцетным регистром, это значит, что они НЕ ИМЕЛИ ПРАВА так петь на сцене! И не имеют до сих пор. Таковы правила!
Хотя многие люди прекрасно знают, так было далеко не всегда!
В современном репертуаре мужчины могут петь головным голосом, физиологическая основа которого – фальцетный регистр. Примеры вы могли слышать в статьях «Головной голос или как петь высокие ноты?» и «Регистры – «коробка передач» для голоса». В современном – можно, а в классическом – нельзя…
В качестве примера могу привести оперные партии подростка Вани из «Ивана Сусанина» и Леля из «Снегурочки», которые традиционно исполняют не мужчины, а женщины!
Вот поэтому – «у мужчин – два регистра». Грудной и средний (смешанный, «микстовый»). Тем более, что «средний» - это не какой-то особый физиологический, это верхняя часть грудного, где происходит, как говорят, некое «смешивание». Причем о смешивании судят исключительно по изменяющемуся характеру звука. Так удобнее, ведь никто не заглядывает в вокальные органы в этот момент…
Заглянули только ученые, выяснив, что нет никакого «смешивания резонаторов» и «плавного изменения механизма голосообразования», все иначе обстоит… Однако, об этом позже.
Итак, по канону классического вокала, в среднем регистре можно (и нужно, иначе микста не получить) уже «добавлять» в звук «головного» звучания, которое создается регистром фальцетным. У женщин в медиуме, кстати, аналогично, хоть звучать будет более «сглаженно», но это, как пишу в статье «Регистры – «коробка передач» для голоса», свойство строения женской гортани.
Как возможно «добавлять» в звук «головного» звучания»? Никак, если только складки на данной высоте уже не могут работать в регистре фальцетном. Поэтому на участке среднего регистра «головной голос» УЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ! Если певец захочет так спеть…
Слова «о как теперь идти меж дней» спеты фальцетным регистром голоса (тонкими связками). Эти ноты для мужчин достаточно невысокие, просто для придания определенной «краски» вокалист использует фальцетный режим голоса (натуральный регистр). Ведь дальше, в словах «в которых нет тебя» голос «крепнет» засчет добавляемого воздуха (опоры, как скажет классический вокал) и переходит от фальцетного регистра к «грудному», к связкам толстым. Слово «тебя» спето уже полностью в «грудном» (натуральном) регистре.
В данном примере и речи нет о классическом вокале, где в мужских голосах «не бывает» головного регистра. Вы слышите этот регистр собственными ушами.
Зато у женщин головной голос «допускается»! Ура! Спасибо классике – разрешила! Поэтому и считается, что у женщин три регистра, третий – головной. По тембру. А физиологически этот «третий» - верхняя часть фальцетного. Только не забывайте, что речь идет о классической вокальной терминологии!
Однако те, кто в премудрости вокала никогда не вникал, всегда проходят мимо того факта, что женщины в классике поют... только тонкими связками! Даже низкие ноты! Не верите? Послушайте сами:
А почему же тогда различные источники информации, всякие схемы (вот и приведенная в данной статье) считают, что в женском голосе 3 регистра, в том числе и грудной? Тогда, по идее, если у мужчин в классике нет головного, то у женщин нет физиологического грудного? Вот именно - ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО нет. Нет механизма «толстых связок». А вот тембровый грудной есть.
При пении низких звуков у женщин, как и у мужчин, отчетливо ощущаются вибрации в костях грудины, поэтому те звуки, которые создают такое виброощущение и относят к грудному регистру! Все, никаких премудростей! А то, что вокальные складки при этом имеют тонкое состояние смыкания, поэтому даже низы оперных див СОВЕРШЕННО не похожи по тембру на народный или современный вокал - это никого не волнует... Хотя кроме состояния складок очень многое отличает оперу от не оперы, но в рамках одной статьи просто невозможно рассмотреть все. Хотя очень рекомендую интересующимся информацию вот этой статьи.
Так что ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (натуральные) регистры и ПЕВЧЕСКИЕ (тембровые) – разные вещи! И это необходимо понимать учащемуся! Это та информация, которую редко встретишь в текстах.
«А что, в вокале неклассическом как-то по-другому?»
Конечно, по-другому. Но давайте поговорим об этом НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник