И.Рамзина | май 2012
Здесь продолжается рассказ о регистрах голоса, начатый в статьях «Регистры – «коробка передач» для голоса» и «Натуральные и тембровые регистры голоса». Итак, в вокале различают понятия натуральных (физиологических) и тембровых регистров голоса. Главным образом это связано с традициями классического вокала, ведь практика работы с певческим голосом насчитывает не одну сотню лет, знания же о строении и работе вокальных органов человека стали появляться совсем недавно (по историческим меркам) с 20 – 30 годов ХХ века.
Как раз отсутствие определенных знаний, отсутствие необходимой научной базы и связанной с ней единой терминологии до сих пор составляют одну из отрицательных сторон вокала. Вокалисты, педагоги говорят, зачастую, об одних и тех же процессах и явлениях, но никак не могут понять друг друга, потому что используют разный понятийный язык. Единого-то до сих пор нет! В качестве примера могу предложить название третьего натурального регистра голоса.
Его называют головным, фальцетным, высоким, «второй вокальной октавой». ЧЕТЫРЕ разных названия, обозначающих ОДНО И ТО ЖЕ ПОНЯТИЕ! И подобных примеров в вокальном языке можно найти много. Понятно, что такое положение вещей не упрощает, а, наоборот, серьезно усложняет для обучающегося задачу – понять, что и как происходит с голосом человека при пении, какие закономерности возникают в этом процессе.
Знания о воспитании голоса всегда составляли определенную тайну. Известны исторические факты о том, что итальянские певцы и вокальные педагоги крайне неохотно делились своими наработками с коллегами из других стран, ведь такая информация представляла собой «ноу-хау», профессиональный секрет, приносящий немалые деньги. Ничего удивительного, секреты скрипичных мастеров (Страдивари, Гварнери) так и ушли «в могилу» с их создателями, повторить скрипки великих не смогли и по сей день.
Секреты вокала во все времена были доступны очень небольшому кругу посвященных. И на этом строилось «здание» вокального искусства. Здесь вполне уместно сравнение с искусством фокусника-иллюзиониста. Ведь секреты фокусов рьяно охраняются всем мировым сообществом артистов подобного жанра, это их хлеб! Вот и в классическом вокале дело обстояло подобным образом. Слушатель понимал, что голос есть у любого человека, но и представить себе не мог, что можно достигнуть ТАКИХ его качеств, всего лишь специальной тренировкой и трудом. Никому не интересно смотреть и слушать то, что могут сделать многие, и сам слушатель/зритель в том числе. Нет! Люди готовы рукоплескать, восторженно принимать и платить деньги, естественно, только за то, что кажется им ЧУДОМ!
Песня – явление народной вокальной музыки. Отсутствие знаний о специальном воспитании голоса, которые применяли для подготовки певцов оперных театров, не мешало «народному» вокалу. В народной музыке не было и нет репертуара, для исполнения которого потребовался бы голос, развитый до классического уровня. Ну, кто знал и задумывался о регистрах, диапазонах и прочей вокальной «кухне»? Тем более что для понимания сложных вещей человек должен обладать образованием, определенным уровнем развития.
Поэтому изначально народное пение происходило и происходит с использованием преимущественно одного натурального регистра – модального или «грудного» (речевого, низкого – названия тоже разные). Для тех, кто мало знаком с вокально-хоровой народной музыкой и усомнился в моих словах, скажу, что в народный хор можно привлечь людей с разными типами голосов (по высоте). Бэк-вокал, это тоже, в какой-то степени, маленький хор. СОВМЕСТНОЕ исполнение вокальной партии даст иллюзию, что используется более высокий регистр голоса, однако – это иллюзия. «Грудной» регистр высокого голоса может звучать в сравнении с «грудным» регистром низкого так, что покажется «головным».
Столь долгий рассказ потребовался для логичного объяснения, почему отношение к регистрам в академическом и неакадемическом вокале различно. Неакадемический вокал имеет «народные» корни, в этом все дело. Народный голос всегда был тем лучше, чем сильнее. Широте его диапазона особого значения не придавалось. Все-таки, народные мотивы имеют достаточно ограниченный высотный диапазон. Поскольку существуют изначально для исполнения ЛЮБЫМ человеком, а не только вокальной «звездой».
Со временем на сцену вышли современные песни и вокальные жанры. В музыкальном смысле уже достаточно далекие как от классической, так и от народной вокальной музыки. И вокал изменился.
Только изменился он, главным образом, «переработав» под новые задачи именно народное пение, почти не затронув академические традиции. Вот отрывок из переписки с одним молодым человеком, вокалистом, который, на мой взгляд, в какой-то степени систематизировал эти тенденции:
«У мужчин в академе ценится именно грудная верхняя До (у теноров). У женщин, наоборот, все сглажено. В эстраде у мужчин приветствуется легкий верх и визгливые высокие ноты (ми бемоль второй и выше). Я говорю про западную эстраду, не нашу примитивную. А у женщин, наоборот, в эстраде бэлтинг ценится, чем выше ты возьмешь ноту chest voice (belt), тем это круче считается. Переходы же девушки в эстраде специально оставляют ярко выраженными, чтоб звучало, как украшение, как фальцет у мужчин.»
Наблюдение верное. Хотя этот молодой человек пока еще не сведущ в понятии «стилевая техника».
Регистры голоса в современном вокале используются иначе, чем в вокале классическом. Более того, передовые взгляды, подкрепленные научными изысканиями, таковы, что советуют даже от понятия «регистр» постепенно отказаться.
Регистр – это, в сущности, механизм голосообразования, как пишет «Вокальный словарь» (см. статью «Регистры – «коробка передач» для голоса»). Но с получением все большего количества знаний именно о механизме голосообразования, передовая вокальная наука (увы, западная) начинает сомневаться в необходимости применения понятия «регистр» в вокальной педагогике. В том числе и в том ее сегменте, который призван воспитывать даже оперные голоса!
Все дело в том, что механизм голосообразования может быть подвержен не только доскональному контролю live, но и видоизменению в пределах ОДНОГО И ТОГО ЖЕ РЕГИСТРА!
Суть в том, что голос создается не «грудью» или «головой». Голос создается работой голосовых связок в «струе» воздуха, а звуковая волна проходит через систему резонаторов, или «фильтра». Эта система очень сложна, но главное – внутри нее находится множество органов, положение и состояние которых можно научиться менять! Менять прямо в процессе фонации – раз, и независимо друг от друга – два!
Не секрет, что своеобразным «показателем» женского голоса являются ноты в диапазоне Си первой-Фа второй октавы. Это голос Селин Дион, Мэрайи Кэрри, Кристины Агилеры, Уитни Хьюстон (покойной) и многих других западных звезд. Да, эти ноты – «верх» их… какого регистра? Скажете, что «грудного»? Вот-вот, подавляющее большинство наших соотечественников, да и не только наших, сказали бы так же…
Как раз нет, потому что в данном случае вообще нет смысла говорить о регистре. Куча девчонок (да и более взрослых женщин), начитавшись о «грудном» регистре, старается «выпихнуть» свой голос на верхние ноты Агилеры, ничего не меняя в своем вокальном аппарате. Так же пытается поступить мужской пол, правда, речь идет не об Агилере, а, например, о Меркьюри или Ламберте.
А если «выпихнуть» не получается, и сознание вкупе с опытом «кричит» о скорой травме при таких действиях, поют необходимые верха по-академически, «головным звуком». И те, кто слышит разницу, «рыдают», не понимая, как это изменить, как придти к нужному характеру звука?
Неудивительно, что ничего не получается. Такие звуки создаются вовсе не привычными «регистрами» (в понимании вокала классического). Для умения так петь нужно абстрагироваться от понятия «регистр» и начать постигать более глубинные стратегии и тактики создания звука.
Конечно, вдумчивый читатель может спросить: «Как же так? Большинство из тех, чьи имена приведены, это самоучки! Никто их петь не учил!»
Так и есть. Большинство госпел-вокалистов, например, так же, как и наши талантливые «народники», никогда не встречались с вокальным педагогом. Ну, разве что уже став звездами, с целью несколько «огранить» бриллиант своего голоса. Они талантливы, то есть уже самой природой «заточены» под то дело, которым и занимаются.
Тут хитрость в другом. Передовые западные вокальные школы изучали, как раз, то, КАК им удается так петь, ЧТО происходит в их аппарате… И, выяснив и переработав информацию в вид методики, предлагают научиться таким качествам практически всем. И вот осмысление информации, снятой приборами, заставило усомниться в незыблемой роли «регистров». Относительно вокала в тех стилях, которые с оперой ничего общего не имеют…
Иными словами, таланты научились, не понимая, не осознавая того, как именно им это удалось, на то они и таланты. А сейчас можно обучиться тем же навыкам, но уже идя по пути осмысленному. Так если важен результат? И скорость его достижения? Наверное, все же не зря работает целая система обучения…
Вне зависимости от типа голоса, хотя по типу - голосА почти всех певиц, приведенных в примерах – средние, не хочу говорить слово МЕЦЦО. Потому что речь не о классических голосах, а именно о «народных»! Только тех народов, той культуры, к которой они принадлежат.
Никто из этих певиц не получал образования классического! Кстати, на нашей сцене тоже наиболее известные певицы (из «мэтров» - Пугачева, Долина, да и почти все молодые имена) имеют голоса среднего типа. Высокие голоса, сопрано – редкий гость на «эстраде».
В классической традиции любой женский голос будет петь на этом участке (Си1-Фа2), используя технику медиума (среднего тембрового КЛАССИЧЕСКОГО регистра), а не регистр «грудной». А контральто – регистр фальцетный (или «головной»). Почему же «звезды» так не поступают, имея средний тип голоса? Почему они игнорируют классические правила обращения с регистрами? Все дело во вкусах публики, традициях стиля и уникальности техники «звездных» голосов, позволяющих соответствовать традициям и, соответственно, вкусам.
Как можно спеть госпел не полным, а фальцетным звуком? Вам понравится песня «Queen», исполненная фальцетом? Или, например, разудалая казачья песня, которую поют тонким голоском? Вот и в соответствующих стилях современной музыки не приемлем классический подход к «сглаживанию» регистров. Наоборот, нужно «выпячивать», «выдавать» в кульминационных моментах звук, никак не подпадающий под стандарты классики.
Скажете, «орать»?
В какой-то степени – да. Но ведь орать правильно, красиво, «пробирающе до костей» - этому нужно научиться! Это не уличный ор, а ор вокальный, которому даже есть определение – БЭЛТИНГ! От простого ора ваш голос «сдохнет» слишком быстро, а Звезды поют всю жизнь!
Да, современный вокал, как и классический, требует определенного ЗВУЧАНИЯ голоса в произведении. Академические вокалисты обязаны придерживаться незыблемых правил, они не могут петь «как хочу», классические произведения написаны не для конкретного певца, а для конкретного типа голоса. А вот многие современные песни (особенно «хиты»), наоборот, написаны для исполнения их КОНКРЕТНЫМ певцом или певицей! Написаны с учетом особенностей их голоса. Поэтому часто вокалисты недоумевают: «Я тоже меццо (или тенор), почему я не могу спеть так же, как…?» Потому что в вокале современном репертуар гораздо более индивидуализирован. Не столь важен тип голоса, сколь голос конкретного певца, со всеми его звуковысотными возможностями, тембровыми и, главное, ТЕХНИЧЕСКИМИ особенностями.
«Звезды» могут позволить себе не обращать внимания на классические правила! А создавать свои! Пусть и не целенаправленно, а стихийно. А потом эти стихийные озарения становятся правилами для других…
«Путь наверх» в современном вокале открывается не тем, кто поет, пусть и «один-в-один» чужие песни, а тем, кто поет свои. И часто именно в России (так уж цивилизационно сложилось) хорошая музыка и прекрасные слова значат гораздо больше для слушателя, чем вокальные данные (Сергей Трофимов, «Уматурман», ранняя Земфира). Хотя в данном случае невозможно поставить на «одну доску» их вокал и вокал, например, Бьёнсе… Ну так и стили разные, и решения в рамках этих стилей…
«Звезды» редко «перепевают» чужой репертуар, и не только потому, что для исполнения чужой песни нужно купить на это право. Просто «второй» - это не «первый». Кто бы и как бы не «перепевал» песни Пугачевой, все равно это – песни Пугачевой!
Те вокалисты, которые работают с чужим репертуаром вынужденно (певцы в ресторанах, например), часто пользуются транспонированием, изменением тональности под свой голос. И не считают зазорным это делать. В самом деле, песен очень много, невозможно спеть любую в оригинальной тональности, так недолго и голос потерять!
Так что, в целом, отношение к регистровому строению голоса сейчас довольно серьезно отличается от традиционно принятого. Запретов нет! Но, продолжает быть актуальным самое главное правило – если твой вокал нравится публике, то так и нужно петь…
О самом же высоком регистре голоса, свистковом (флейтовом) поговорим НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник