Заголовок

Стилевая вокальная техника

И.Рамзина | ноябрь 2013

(Продолжение темы. См.начало в предыдущих статьях)

Итак, третьим этапом работы над вокалом следует считать освоение стилевой вокальной техники. Что это такое? Все просто – это определенные вокальные приемы, используемые по мере необходимости в репертуарных произведениях – песнях.

Если взглянуть на большинство песен наших «эстрадных» звезд, то даже в них (хотя в значительно меньшем количестве и ином качестве, чем у вокалистов западных) можно услышать некие характерные приемы – переход на высоких нотах в легкий фальцетный звук (особенно у женщин), пение вкрадчиво, «полуголосом» (субтоном) нот средних и низких, экспрессивный «визг», «подрыкивание» на атаках звука (гроул и фрай), глиссандирование (слайд), вокальный «ор» (бэлтинг) и ряд других стилевых техник, родившихся в рамках определенных вокальных стилей, развивавшихся, правда, вовсе не в России.

Это – дань «эстрадного» российского искусства своим более продвинувшимся собратьям: соулу, r’n’b, рок-вокалу… Просто петь, как Кобзон, Лещенко или Стас Михайлов, конечно, можно, кто же запретит, но для этого достаточно только БАЗЫ. Плюс практики, конечно, о вокальном опыте забывать ни в коем случае нельзя.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что стилевые приемы должны применяться в любой песне. Это зависит от того, какая это песня, для кого она предназначена и как написана композитором. Можно, конечно, представить, как бы звучала «Беловежская пуща», спетая на иной манер…. Вопрос в том, стали бы ее слушать? То есть репертуар – главный сегрегирующий (разделяющий) фактор.

Да и само количество различных стилевых приемов должно быть разумным. Орать всю песню бэлтингом – глупо, без меры использовать скриминг или гроул – тоже, и так далее… Мера требуется во всем, красота вокала заключается в его разнообразии. Красиво ли слушается бесконечный «рык» или «хрип»? Думаю, ответ очевиден…

*****

Помимо вышеназванных приемов, которые можно отнести к особым методам звукоизвлечения (создания звука), есть еще немало и других, выполняемых преимущественно «чистым» голосом. Но это совсем не делает их легкими для исполнения!


Исполнение большинства стилевых приемов, которые называют общим словом «мелизмы», требует от вокалиста выработки достаточной подвижности голоса. Какой бы замысловатой ни была мелодия песни, вокалист с хорошим чувством ритма, музыкальностью и подвижностью голоса всегда сможет разнообразить исполнение применением ряда, как говорят в вокале - «опеваний» той или иной ноты, слога текста.

В частности, такие пассажи называются «runs» (пробежки, разбежки), «riffs» (риффы), «curls» (завитки, локоны), «loops» (петли, витки). Вокалист будет странно выглядеть в глазах подкованных людей, если заговорит о мелизмах в поп-вокале или рок-вокале англоязычных «звезд». Да и не только англоязычных, дело не в языке, а в том или ином вокальном стиле, в котором требуется исполнить тот или иной материал (песню).

Такие приемы в классике называются трелями, группетто, форшлагами и т.п. (общее название – мелизмы). Говоря о классических произведениях так же глупо употреблять понятия «ранс» или «лупс», там мелизмы имеют свои названия, поскольку сами эти приемы и звучат, и создаются иначе.

Термины – важная вещь, они призваны для ТОЧНОГО описания того или иного явления.

*****

Как справедливо замечено в статье «Техника соула – отличительные черты», игнорирование стилевых приемов приведет к тому, что:

«…песня той же Whitney Houston легко превратится в песню Ирины Аллегровой, а знаменитая Georgia On My Mind (Ray Charles) - в патриотическую песню Кобзона»

Если вам достаточно петь так, как Аллегрова, Кобзон и т.д., осваивать другие стили, кроме пресловутой «эстрады» незачем, как уже говорила, достаточно базы. Но тогда и за более сложные песни браться бессмысленно, прозвучат они… в общем, как на корове седло будут выглядеть.

Признаюсь откровенно, что довольно многие из тех молодых людей, с которыми занималась лично я, так и не захотели в конечном итоге воссоздать в своем творчестве большинство вокальных стилевых приемов, а удовлетворились лишь базовыми навыками. Может и я виновата в этом, но с тем же успехом могу предположить, что «планка» была иной: «Мне это ни к чему!» Что ж, никто никого не неволит, все учатся вокалу, сообразно своим представлениям о нем….

*****

Дополнительно хочу сказать в этой статье и о стилевой технике джазовых певцов, которая имеет отношение главным образом к джазу, но оттуда перешла и в другие стили, хотя употребляется в них фрагментарно, довольно редко. Вот исполнение этого приема великой Эллой Фитцджеральд

Это – скэт. Можно встретить определение, что скэт – это подражание голосом какому-либо музыкальному инструменту (достаточно в Википедию заглянуть). Однако оно не совсем верно. Подражать голосом ЗВУЧАНИЮ инструмента – невозможно, этого достигают лишь в редких случаях. Например, битбоксеры с успехом могут подражать звучанию ударных, можно, так же, довольно неплохо передать голосом звучание трубы и саксофона, словом, инструментов духовых.

Скэт – это прием. И с музыкальной, и с вокальной точки зрения. Это набор необходимых СЛОГОВ, посредством чередования которых джазовый вокалист подражает не столько какому-либо инструменту, сколько ПАРТИИ этого инструмента (его фразировки, ритмики и мелодики) в общей канве произведения. Скэт - это совершенно особый язык джазовой импровизации.

Познакомьтесь с работой Олега Степурко «Скэт-импровизация», мэтры скэта используют для создания своей импровизации лишь ограниченный набор слогов. Как правило, это слоги, начинающиеся со звонких согласных Б, Д, М, Н, иногда встречаются глухие П, Ш, Ф… И, практически всё!

Вот маленький отрывочек из урока, который дает неподражаемый Бобби Макферрин


Кстати, интересная скэтовая вставочка очень разнообразит песню! Вот пример совсем не джазовой композиции!

Помните: «шу-ба ду-ба»? Или: «И «козел» на саксе – фа-ба-ду-ба-ПА-па-па-ду-ДА-а-а….»? Вот - простейшие примеры скэта. Да и сами музыкальные рамки применения этого приема довольно ограничены правилами джазовой гармонии.

*****

Различными стилевыми приемами практически насыщен вокал западных (да и юго-восточных уже) «звезд» вокальной сцены. И Корея, и Япония, и Китай, чье присутствие на современном вокальном небосклоне нельзя принижать, давно имеют вокалистов мирового уровня, применяющих стилевую технику.


Один из последних выпусков журнала «Rolling Stone» посвятил целую статью гастролям южнокорейских вокалистов в… США! Стране, откуда и вышли большинство данных техник вокала. На Нью-Йоркских концертах был аншлаг, несмотря на то, что корейцы пели на своем языке! Поэтому расхожее утверждение, что эти техники, де, не для русского языка – заблуждение.

Большинство вокалисток, поющих на русском (из новой «эстрадной» волны), например, Началова, Лорак, Дольникова, Савичева с успехом используют данную технику в песнях, предназначенных совсем не для «западного» уха, а именно для нашего с вами, родного российского.

*****

При освоении стилевых техник вокалисту, получившему качественную базу, возможно, придется пересматривать некоторые привычные положения. Поэтому так важно, чтобы БАЗОВОЕ обучение велось с направлением на будущую стилевую огранку.

Базовая классическая вокальная техника – фундамент совершенно иной конфигурации (или сделанный из другого материала, кому как понятней). Она изначально «заточена» под соответствующий репертуар, который и написан так, что требует от исполнителя многого того, что совершенно не нужно в песнях других стилей. В результате освоение академических базовых навыков зачастую ставит вокалиста, решившего со временем «сменить» репертуар на более современный, в тупик.

Сайт довольно часто получает почту, в которой содержатся примеры исполнения современных песен теми певцами, кто получал классическое вокальное образование. При этом они практически все признают, что ПЕРЕУЧИТЬСЯ, перестроиться на иные рельсы было необходимо, чтобы петь современную музыку действительно качественно, как принято выражаться – «в стиле». Только вот работать им пришлось очень много…

Отсюда вывод – окончательный вокал начинается не после освоения базовых навыков, он начинается уже с самой базы! Не верьте утверждениям многих «старорежимных» педагогов, что учиться «с нуля» нужно по классическим канонам. Ноль – круглый, дорогу от него можно начать с любой точки… И обязательно требуется правильно выбрать, в каком направлении следует сделать самый первый шаг.

*****

В следующей статье начнем разговор о принципиальной разнице в базовой вокальной технике для классического пения и пения в современных стилях.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика