И.Рамзина | сентябрь 2009
Что мы называем вокальной техникой? Что такое вообще техника? Ответ не сложный – это комплекс специальных навыков для управления определенными мышцами. Под такое определение попадает любая техника - бега, например, бокса, вождения автомобиля, показа фокусов. Мы управляем всем, чем мы вообще можем управлять в собственном организме только при помощи мышц, и пение – не исключение. Говоря об управлении голосом мы тоже имеем ввиду мышцы, ни больше, ни меньше.
Звучание голоса великих певцов может вызывать у непосвященных мистический трепет, ведь его качества настолько отличаются от обычных голосов, которые мы слышим повседневно, что достижение этих качеств кажется невероятным, невозможным. Между тем вполне возможно и не так уж запредельно сложно изменить качества своего голоса.
Ключ к этому – постижение ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. Поняв, какие именно и как нужно «учить» свои мышцы управлять голосом, можно развивать его вплоть до свойств голосов великих певцов – это уже вопрос времени, желания, терпения, трудоспособности, а не принципиальной невозможности.
Однако, на вопрос «как учить» ответ неоднозначен. Две, превалирующие в настоящее время методики постановки и развития голоса (традиционная академическая и нетрадиционная, «западная») представляют из себя «две большие разницы».
Почти все, что я встречала в Сети, а также в различных книгах и пособиях по поводу обучения технике вокала, является, (за очень редким исключением) по сути пересказом одних и тех же концепций, известных еще с начала ХХ века. Складывается впечатление, что, по крайней мере в нашей стране, наиболее оптимальные способы работы с голосом найдены, сомнению не подвергаются, не имеет никакого смысла как-либо их пересматривать, поскольку «от добра добра не ищут».
При этом вне зависимости от предпочтений, тяготений молодых певцов к исполнению того или иного репертуара (я имею ввиду различные стили современной вокальной музыки) УЧИТЬСЯ ВОКАЛУ следует одним, единственно правильным способом, поскольку любые другие способы априори считаются неправильными. Я думаю, что не все так просто, и попытаюсь объяснить свою мысль.
Считается, что в результате обучения певец должен обладать вокальными навыками, которые в совокупности именуются ПОСТАВЛЕННЫМ ПЕВЧЕСКИМ ГОЛОСОМ. Именно с момента приобретения такого голоса начинается процесс его огранки – классика или все остальное. Справедливости ради следует заметить, что процесс отбора певцов для «серьезной» (то есть классической) сцены начинается задолго до окончания «процесса постановки» голоса. Играют роль природные данные (в основном) и «направленность» на репертуар. Но для большинства современных (неклассических) вокальных жанров вовсе не требуется голос, развитый до уровня «поставленного академа», да и достигнуть этого уровня могут очень немногие. А что делать тем, кто не подпадает под академические стандарты?
«Поставленный певческий голос» представляет из себя целый набор свойств. Сила, звонкость, тембровая окраска, диапазон – основные качества из этого набора. Однако, сами по себе, вне связи с другими качествами эти «компоненты» не представляют из себя ценности, лишь их совокупность, реализованная певцом в той или иной СТЕПЕНИ оценивается слушателем как вокал. Ключевое слово в данном случае именно «степень», поскольку на разных стадиях развития голоса она может быть разной!
Но ведь в нашем современном мире существует масса музыкальных стилей и направлений, использующих вокал. С точки зрения поклонника «серьезного» (оперного, академического) вокала, легкомысленная попсовая песенка не может даже называться пением – сам музыкальный материал таков, что для его реализации достаточно иметь голос, далекий от качеств развитого академического. А песенка, точнее, певец, стадионы собирает! Да, при этом певец «берет» публику другим – эмоцией, сопричастностью, «душевным резонансом», сценическим образом, но ведь не приходит в голову слушателю сказать, что этот певец «не умеет петь»!
Налицо набор основных свойств певческого голоса, реализованных просто В ДРУГОЙ СТЕПЕНИ, нежели говорит об этом классический стандарт. В конце концов, чтобы водить автомобиль в городе совершенно не нужно обладать способностями и умениями Шумахера, иное дело на трассе Формулы… С другой стороны, водительские права не дадут, если не научиться некоторым элементарным начальным навыкам и не «предъявить» их на практике.
Несмотря на то, что многие звезды популярной музыки, рока владеют академической техникой, поскольку учились изначально именно по классической модели, современные песни они поют по-другому, ведь для различного репертуара требуется различный вокальный подход. Современные произведения, написанные в «массовых» музыкальных стилях звучали бы, как минимум, странно, если бы исполнялись в классической вокальной технике, и, наоборот, классика не была бы классикой, исполняй ее, скажем, «роковой» манерой.
Естественно, так никто и не поступает. Хотя, есть исключения!
Знаменитый хит «The Beatles» достаточно напевен, имеет небольшой темп, что дает возможность исполнить его в оперной манере, а попробуйте сделать это с ритмичными и быстрыми песнями! Разве что в жанре пародии…
Эта разница в характере репертуара (но не только она одна) приводит и к разнице в манере исполнения, для которой требуется определенная техника. Бесспорно, вокалист, владеющий академической техникой, всегда споет (если захочет, конечно) какой-нибудь шлягер, а вот наоборот… Однако, есть очень большое НО.
Что бы ни утверждала официальная вокальная педагогика, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧАТЬ И ОВЛАДЕВАТЬ АКАДЕМИЧЕСКИМИ ПРИЕМАМИ ВОКАЛА, если вы не собираетесь в будущем исполнять классический репертуар. Наши педагоги действуют сложившимися методами зачастую потому, что не знают альтернативы.
На дворе уже ХХI век и, поверьте, подход к тренировке голоса существенно изменился. Никто, при этом, не трогает классику, табу есть табу. Но и сохранять незыблемыми принципы обучения главным певческим навыкам в условиях изменившихся требований музыки, репертуара уже нельзя.
Методы развития голоса, отличные от принятых в классической модели, существуют уже лет 20, но на Западе. Лишь лет пять назад, благодаря появлению переведенной на русский язык книги С.Риггза «Пойте как звезды», эти методы начали получать в нашей стране заслуженное признание и все больше вокальных педагогов начинают применять их в своей деятельности. Более того, работать такими методами можно и самостоятельно (или с небольшой помощью специалиста).
Отсутствие необходимости поддерживать определенную «степень искусственности» в своем голосе существенно упрощает работу. Упрощает, но не отменяет ее, прошу понять меня правильно, получение хорошего певческого голоса – задача сложная, требующая систематических занятий. В полгода ее не решишь, не стоит строить по этому поводу иллюзий.
В заключение затянувшейся статьи хочу еще раз подчеркнуть, что наличие существенных различий как в самих техниках вокала, так и в методах обучения основным навыкам не противопоставляет одно другому. Право на жизнь, доказанное и временем, и количеством последователей получено как одним «комплексом», так и другим. Просто современный репертуар требует некоторого пересмотра отношения к вокалу и не стоит отмахиваться от очевидного. Первое принципиальное отличие одной вокальной техники от другой рассматривает статья «Принципиальное отличие номер 1»
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник