Заголовок

Научиться петь высоко... Для чего конкретно?

И.Рамзина | ноябрь 2013

(Продолжение темы. Начало см. в предыдущей статье).

Итак, как было определено ранее, расширение диапазона - одна из важнейших и сложнейших задач для вокалиста. И оказывается, что решать эту задачу можно различными способами. Если не рассматривать правила обучения классическому вокалу, а говорить о другом, как у нас называют - «эстрадном».

Я уже писала в статье «Как петь эстраду», что такое определение в корне неверно, это просто дань стереотипу, родившемуся еще в 50-60-е годы ХХ века, когда действительно, кроме оперы и эстрады в Советском Союзе больше не было ничего (в отличие от западных стран).

Поэтому, чтобы лучше понимать, о чем говорит данная статья, требуется, в первую очередь, абстрагироваться от понятия «эстрада», рассматривать отдельные вокальные стили, не сваливая в одну кучу рок, соул, кантри, поп-музыку, r'n'b, и так далее. Поскольку в каждом стиле присутствуют свои отличия и особенности, существенно отличающие один стиль от другого, а уж от «советской» и «постсоветской» эстрады тем более! И рядом не стояли!

*****

Так вот, с учетом информации трех первых абзацев, уже на этапе расширения диапазона необходимо понимать, какой репертуар в будущем будет вами исполняться. Что вы хотите научиться петь, в каком стиле? Песня песне рознь.

Бесконечное количество вопросов о том, как же западные звезды (рок, поп, соул и т.д.) ухитряются петь столь высоко голосом, явно похожим по тембру на грудной, лишний раз это подтверждает. Поскольку наши-то певцы не блещут в массе своей такими возможностями. Однако вокальные стили многообразны и не всегда вокалисту хочется уметь петь так же.

Поэтому поговорим обо всех этих вопросах поподробнее, рассмотрим их с различных сторон.

*****

В предыдущей статье я писала, что получение «однотембрового», единого голоса является непременной задачей вокального обучения в любых методиках и школах, хоть классической, хоть не классической. Регистровый порог в голосе не должен быть слышен публике! Это требование и правило абсолютно непоколебимо!

Вместе с тем, расширить диапазон вверх можно только с помощью «задействования» высокого регистра - фальцетного или головного, то есть, как ни крути, придется учиться петь, используя для создания звука оба регистра одновременно. Такая техника называется микстом, или связанным голосом, или полным голосом, и о ней подробно рассказывается в рубрике «Все выше, и выше, и выше...»

«Сглаженный», «связанный» голос необходим в любом вокальном жанре и стиле, но сам по себе он может быть разным! Отсюда и его разные названия и их интерпретации - микст и медиум классический, микст рОковый, «связанный» голос, о котором говорят такие педагоги, как Сэт Риггс и Бретт Мэннинг, «полный» голос в поп-музыке, соуле, r'n'b, бэлтинг (отчасти, поскольку это вокальный прием).

Услышать соответствующие примеры можно как в статьях рубрики «Все выше, и выше, и выше...», так и в статье «Правда о бэлтинге».

Соответственно, и работа над получением разного вида голоса будет отличаться в своих методах друг от друга. Именно поэтому буквально с самого начала нужно определиться с будущим репертуаром, вокальным стилем. В противном случае, чему вы научитесь-то?

*****

В современном репертуаре (особенно это касается женщин, мужчин - отчасти) сильны позиции так называемого «полного» голоса. По крайней мере, большинство «звездных» хитов нужно петь, применяя такую вокальную технику. Это тоже вид микста, но создаваемый особым образом, и потому иначе звучащий. Высшее проявление такого качества голоса - бэлтинг, который стал предметом вожделения многих вокалисток (и вокалистов).

На участке грудного диапазона полный голос присутствует, но вот распространить его ВЫШЕ естественного грудного – задача не из легких. Все дело в том, что будет срабатывать естественная защитная функция организма, переводящая голос из грудного тембра в фальцетный автоматически. Научиться преодолевать спонтанное срабатывание защитной реакции – путь к достижению качества «звездных» голосов.

Однако, получить такой голос не просто, вот как раз наши вокальные педагоги не занимаются такой техникой, поскольку в России мало что известно о принципах такого вокала с технической точки зрения. Тупо «пробить» высокие ноты «грудью», используя громкость – не получится, опять же по причине резкого изменения качества звука. Это тупиковый путь, да и небезопасный.

Но, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев, приходя в вокальную студию или к частному педагогу (я уж не говорю о государственных учебных заведениях), студент впоследствии именно в высокой части своего диапазона получает навыки не современного вокала, а такой офальцеченный, «эстрадный», полуклассический голос, которым петь звездный репертуар просто смешно! Или, что еще хуже, срывает голос вообще!

Вот несколько примеров тех же песен (их самой кульминационной части) в исполнении непрофессиональных вокалисток, наших соотечественниц. Какие-то - с концертов, какие-то - с прослушиваний. Разные голоса и манеры, но никому толком не удается спеть эти фрагменты так, как их спеть надо.

Так что развивать диапазон можно в разных рамках понимания того, что вам нужно, но методы работы потому и сложны, что обязательно учитывают, как важнейший аспект, сохранение нормального функционирования вокального аппарата, отсутствие вреда для его здоровья в процессе обучения, да и в процессе практики.

*****

На этапе развития диапазона, получения единства тембровой окраски голоса навыки и закрепленные реакции, приобретенные в период его постановки, сыграют самую важную роль. В первую очередь потому, что вы сможете относиться к своему звуку, воспринимая его КАЧЕСТВО.

Чрезвычайно часто молодые люди (да и не только) свои вокальные возможности измеряют лишь «линейкой» высотности. Допустим, спел такой начинающий вокалист Ре второй октавы (или Ля первой), и тут же заявляет, что он тенор, раз ему это удалось. Побойтесь Бога! О каком тут теноре можно говорить, если КАЧЕСТВО звука совершенно другое? Налицо элементарное незнание, непонимание основных вокальных зависимостей, характеристик. Прежде, чем гнаться за высотой, необходимо вырастить «ЕДИНЫЙ» голос! Который у необученных людей разделен, как минимум, одним переходным порогом...

В принципе, вся базовая вокальная учеба является тренингом, направленным на единственный результат – получить определенные качества. А количество - широта диапазона, например, рассматривается только с условием соблюдения на всем его протяжении этих качеств. Нет нужного характера звука – нельзя считать ноту принадлежащей вокальному диапазону. Она может находиться в диапазоне физиологическом, раз её вокалист вообще берет, но вокальному она станет принадлежать только тогда, когда звучание голоса на высоте этой ноты приобретет определенные черты, характеристики, определенное качество (повторяю слово, но тут иначе не скажешь).

Что толку, если пропищать До второй октавы там, где профессионал берет эту ноту полным голосом, с «мясом»! Так что не стройте иллюзий, хорошего певца без вокальной учебы не бывает. Однако я не говорю, что учеба должна быть обязательно с педагогом. Нет, учеба может быть и самостоятельной.

*****

Итак, определились два этапа подготовки: постановка голоса и расширение его диапазона.

Справедливости ради скажу, что большинство вокальных методик не разделяют эти сентенции, объединяя их в одно целое. Это целое называют именно постановкой голоса. Я же сознательно разделила на две части такое объемное вокальное понятие, поскольку считаю, что вокалисту, особенно самодеятельному, проще и легче воспринимать информацию, «раздробив» ее на более мелкие кусочки, чем принято в официальном методическом подходе.

Повторим для закрепления при помощи графической схемы:

Table for article

Весь этот составной комплекс носит еще название БАЗА, которое часто встречается в различных текстах. Теперь те из вас, кто задумывался об этом, но не находил внятного объяснения, лучше поймут сущность этого названия.

Базовые навыки – это уже практически состоявшийся вокалист. Многие на данном этапе свое обучение заканчивают, хотя дальше есть и продолжение. Кроме того, большинство вокальных педагогов работают со студентами именно над базой, считая свою работу исполненной, когда вокалист в достаточной степени владеет базой, а также демонстрирует необходимые (базовые) качества голоса на всем своем ВОКАЛЬНОМ (!) диапазоне.

*****

В работу по получению базовых навыков включается, главным образом, вокальная техника – дыхание, опора, свобода звукоизвлечения в выбранном направлении (академическая или неакадемическая), дикция и артикуляция, владение регистрами и управление их смешиванием (Помните? Нужен голос, связанный темброво на всем вокальном диапазоне).

Все эти компоненты очень зависят друг от друга и оказывают существенное взаимное влияние. Поэтому неправильно было бы сказать, что дикция с артикуляцией – это комплекс навыков, принадлежащий постановке, а, например, владение регистрами – развитию диапазона. Без определенных занятий над первыми не удастся в достаточной степени верно добиться второго. Все внутри переплетено...

Однако, если в период начальной работы над голосом, в период его постановки уделять СЛИШКОМ МНОГО внимания другим характеристикам, замедлится получение главных, нужных на данном этапе. От фундамента требуется, в первую очередь, прочность и надежность, остальное дополнится со временем. Ляжет, так сказать, на уже подготовленную почву.

*****

Но в период учебы вокалист не может не петь произведения! Без них сама базовая подготовка была бы не совсем полной. Однако, произведения тоже нужно выбирать с умом. Я писала в предыдущих статьях о «простых» песнях, так вот на этапе развития диапазона песни уже должны быть посложнее, то есть такие, тесситура которых затрагивала бы уже не один регистр, а оба. Но не следует забывать о своем типе голоса! Нет вокалистов, которые могут спеть все, что угодно!

Вы скажете, что все звездные хиты написаны так, что вокалист использует в них весь свой диапазон. Это верно, хотя я бы сказала, что не всегда весь, а в основном наиболее «выигрышно звучащий» его участок.

Но есть одно обстоятельство, которое пока кое-что в этих профессионально исполняемых произведениях делает для учащегося недоступным. Помимо неудобной для конкретного голоса тесситуры.

И вот это обстоятельство постепенно заставляет перейти к следующей части вокальной подготовки – к технике стиля, о которой поговорим в следующей статье.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика