Заголовок

Как расширить диапазон голоса

И.Рамзина | ноябрь 2013

Следующим, вторым этапом работы становится РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА. Диапазон голоса певца довольно значительно превышает размеры диапазона разговорного голоса, это очевидно, при этом профессиональный певческий диапазон смещен вверх, относительно разговорного. Но любой певец – такой же человек, как и вы, когда-то его диапазон был практически таким же, как у вас. Просто с течением времени и тренировками он качественно и количественно изменился.

Ваша задача – произвести определенную работу по его расширению и качественному изменению.

Человеческий голос состоит, как принято считать, из двух натуральных регистров (подробнее об этом рассказывает статья «Натуральные и тембровые регистры голоса»).

Разговаривая преимущественно в регистре нижнем, мы редко задействуем верхний в обычной жизни, но если речь идет о вокале, то роль верхнего регистра там трудно переоценить!

Его использование, в частности, и «сдвигает» в более высокую область характерный диапазон певца по сравнению с его же обычным, речевым.

Звучание голоса «необработанного», неподготовленного, в этих разных регистрах, которые называют «грудным» и «фальцетным», очень отличается по тембровым характеристикам. А нужно создать из них, «склеить» такой голос, который звучал бы однотемброво (в определенной степени).

Вот представьте себе, что вам, привыкшему двигаться и управлять своим телом без излишних нагрузок, вдруг прицепили за плечи рюкзак, весящий половину массы вашего тела! Ну и как теперь выглядят ваши движения?

Постановка голоса, о которой шла речь в предыдущей статье (в общих чертах, конечно), является некой тренировкой, которая позволит научиться управлять собой и в условиях такого дополнительного «рюкзака». Неспроста ведь перед нагрузками спортсмены или военные тренируются с небольшим весом, чтобы потом легче и, главное, без вреда для своего здоровья воспринимать настоящие тяжелые нагрузки.

Данное сравнение, бесспорно, является лишь образным, поймите правильно.

*****

Между двумя основными регистрами голоса существует некий переходный участок, переломный порог. Достигнув этого порога (определенной высоты звука), голос «ломается», переходя автоматически в звук фальцетный. Хотя на самом деле все несколько сложнее, более точно о переходном участке рассказывает статья «Переходные участки голоса – наши вокальные маяки».

Справиться с автоматической реакцией организма (рефлексом) – очень сложно. По крайней мере, это невозможно сделать сходу! Пою привычным голосом, обычным, родным звуком, и вдруг бац! Голос выше, как говорят в вокале - «киксует», резко изменяется на тонкий фальцет, который мне совсем не нравится! «Дал петуха» - еще одно название подобного рефлекторного эффекта.

О-о-очень часто вокалист-самоучка считает такое природное свойство случайностью и просто увеличивает громкость, чтобы «продавить» более высокую ноту своим «обычным» грудным голосом. Но.... Характер звука никуда не спрячешь, он становится гортанно-крикливым, в нем не получить свободного звука, о чем будет свидетельствовать отсутствие вибрато, да и последствия от форсирования (так называется то, о чем я сейчас пишу) совершенно неблагоприятны для здоровья.

В первом примере постепенно с повышением тона прямо слышно, насколько натужно начинает звучать голос. То же самое, примерно, происходит и в примере втором, где последнее слово, «сон», звучит явно на пределе всех сил и кажется, что звук вот-вот сорвется...

Как долго можно бежать с тяжелым рюкзаком без тренировки? Рано или поздно человек просто свалится на землю от усталости... А тренированные люди не только уйдут дальше, но и не почувствуют особого напряжения в своем организме.

Вот пример, где тоже в высоких звуках применен полный голос, вокалистка учащаяся, но, конечно, имеет совершенно иной уровень подготовки. И такие ноты вовсе не форсированны! Как так? В оттенках звука все дело... А чтобы добиться таких оттенков, учиться нужно достаточно долго.

Очевиден вывод – расширять свой вокальный диапазон не просто, это требует серьезной тренировки. Игнорирование природных механизмов приводит только к отрицательным последствиям, следовательно, путь, связанный с «громче орать» - совершенно не годится.

*****

С другой стороны – многие люди даже не понимают, что за их переходным порогом существует еще какой-то голос! Другой! Его называют фальцетом.

Пытаясь продавить звук более высокий, чем могут на данный момент, они, в конце концов, полностью останавливаются, упираясь в кажущуюся им непреодолимой стену. Рецепт-то прост – сначала хотя бы попробовать вызвать фальцетный голос! Чтобы понять, что за стеной тоже не пустота, там целый регистр скрывается!

Очень хорошая иллюстрация всех этих понятий и связей между ними вот в этом видеоролике:


Все равно абсолютно без фальцета высоких нот в голосе певцов не бывает, все дело только в том, СКОЛЬКО этого фальцета, «головы» в звуке.

Насколько горячий чай вам нужен, настолько вы и разбавите его холодным кипятком. Чай останется чаем, а температура его понизится. Вот и с фальцетом так же – добавив много, получите плоское звучание, но зато голосу легче будет петь высокие ноты, добавите мало – звучание будет более богатым, но и трудности пения (по сравнению с большим количеством фальцета) возрастут.

*****

Что же является самым существенным и необходимым для того, чтобы данная работа была выполнена успешно?

К фундаментальному навыку следует отнести умение четко согласовывать воздушный поток с высотой звучащей ноты. Как правило, неумение это делать и не дает возможности диапазону голоса расти качественно, а не только КОЛИЧЕСТВЕННО.

Однако нужно хорошо понимать, что имеется ввиду под «воздушным потоком» в данном случае. А имеется ввиду исключительно тот воздух, который нужен для создания чистого звука.

Звук – это воздушный поток, это не отдельная физическая природная компонента! Только это не просто «белый» шум, а содержащий в своем составе четко заданные вокальными складками частоты. Говоря о звуке голоса нужно, в первую очередь, ассоциировать его именно с воздухом. Но беда, зачастую, в том, что неопытный человек для своего голоса использует воздуха значительно больше, чем необходимо, когда пытается петь более высокие ноты.

Получив достаточное качество голоса на этапе его постановки в своем разговорном диапазоне, вокалист, в силу выработавшейся привычки, никак не может уловить требуемый баланс. «Ну не получается петь выше, и все тут! Все время в фальцет ухожу!» - так можно обобщить массу различных жалоб и вопросов, поступающих на сайт.

Ответ один – уменьшайте количество «лишнего» воздуха, постепенно привыкая к нужной координации! Сип, явно слышимый при пении фальцетом – это и есть тот самый «лишний» воздух, который резко меняет качество звука. Вокальные складки так реагируют! Да и не только вокальные, но и «ложные»!

Не в состоянии справиться со слишком большим потоком в растянутом и жёстком виде (эффект срабатывания рефлекса переходного порога), складки пропускают мимо «необработанный» воздух. Только часть этого воздуха превращается в звук, но по этой же причине он (звук) и становится фальцетным!

Почувствовать самому, что такое скоординированный воздушный поток для высоких нот, помогает понять упражнение, которое опубликовано в статье «Превращаем фальцет в головной голос».

*****

Однако, нужно согласиться, что достигать вершин головного звука и даже использовать его многие не хотят. Ну, не нравится им такой вокал, и все тут!

Дело не в том, чтобы петь так, как показано в упражнении, это же просто упражнение! Дело в том, чтобы ПОНЯТЬ, как настроить свой голос на борьбу с лишним воздушным потоком! Только и всего! Проделав его до степени совпадения своего звука и внутренних ощущений с предлагаемым примером, вы сможете выработать в своем сознании понятие о качественности звучания (пока – головного голоса, но зато не фальцета). Память останется, и добиваться такого звука, в смысле отсутствия в нем излишнего воздуха, будет проще и быстрее и на более низких нотах.

Где головной звук является лишь «примесью», облегчающей звук модальный, грудной.

*****

К сожалению, часто происходит так, что педагог не объясняет учащемуся очень важную роль в данном деле специальной работы над дыханием. А может и сам не видит этой роли в том смысле, в котором нужно.

Как, зачастую, происходит? Это, кстати, можно увидеть в массе видеороликов о том, как надо заниматься пением, на различных сайтах и видеохостингах.

Man Air1Педагог просит научиться «дышать диафрагмой». Для этого стоя прямо, плечи опущены, нужно набрать воздух «в живот», так, чтобы почувствовать даже расширение нижних ребер со стороны спины (можно тыльными сторонами ладоней). Ученик выполняет. Почувствовал и привык, через некоторое время, как он должен делать вдох. При этом живот его раздувается, выпячиваясь вперед, воздуха очень много, надулся студент, подобно воздушному шарику...

Это упражнение лишь ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ! Если студенту педагог забыл сказать, что при реальном пении действовать нужно совсем иначе, то он и будет стремиться именно так и дышать! Раздуваясь воздушным шаром!

При таком количестве воздуха в легких не то, что правильно петь, говорить сложно!

Набирание воздуха в «живот» лишь показывает, ЗА СЧЕТ ЧЕГО нужно делать вдох, не более. Но совершенно не должно восприниматься, как закон для вокала. Наоборот, чтобы получить качественный звук, воздуха должно быть ГОРАЗДО МЕНЬШЕ! Об этом написано в статье «Как правильно петь? Вокальная опора».

Истинную опору вы не получите, качая литры воздуха через свои легкие и голосовые связки, а уж о высоких качественных нотах можно просто забыть! Так что первое, с чем нужно подходить к вопросу работы над своим диапазоном – умение балансировать собственное дыхание, не допуская лишнего воздуха в выдохе. Только когда он весь превратится в звук, будет достигаться требуемое качество голоса и работа по освоению высоких нот пойдет верно и быстро.

*****

Вот пример исполнения песни в диапазоне достаточно низком. Хорошо спето, но несколько портят звук шумы при резком вдохе, доборе воздуха перед фразой.

Думаю, что присутствует та же проблема - не умеем еще поддерживать верный баланс, многовато воздуха. Если бы это происходило там, где нужно петь ноты высокие, результат был бы значительно хуже.

Прислушайтесь к исполнению различных песен нашими «эстрадными» звездами! Не у всех, но у большинства слышен явно чрезмерный «всос» воздуха при вдохе между фразами! А теперь прислушайтесь к западным исполнителям... Там, как раз, такой эффект редок. Квалифицированный профессиональный певец «берет дыхание» совсем не так, как учат наших «эстрадников», в результате и звук чище, и тембр лучше, и диапазон шире...

Прислушайтесь к моментам взятия дыхания Нюшей и Адель...

*****

А в следующей статье продолжу о развитии диапазона, поскольку это еще не все...

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика