И.Рамзина | декабрь 2011
С фальцетом у меня всё хорошо, но я не могу открыть громкий фальцет, я не понимаю, как его найти и открыть, он мне очень нужен в песнях. С педагогом мы занимаемся на упражнении слова ДА. Сначала вниз, а потом резко наверх, но я не могу его найти! Подскажите, пожалуйста, что мне сделать?
Анна
Хорошо, попробую. Только приготовьтесь к тому, что ответ будет долгим. Невозможно все объяснить в «двух словах»…
Сначала хочу сказать о том, что ОТКРЫТЬ громкость невозможно. Просто слово «открыть» - это совершенно не то слово. Понимаете, открыть можно что-то, что является скрытым, что на самом деле присутствует, просто не умеет пока человек ВЫЗВАТЬ то, что и так есть.
В случае с фальцетом (да и не только с фальцетом) нет никакой существующей, но куда-то «запрятанной» функции. Ее просто изначально в голосе НЕТ! Поэтому нужно такую функцию СОЗДАТЬ!
Фальцет – другой регистр работы вокальных складок, что уже вам, наверняка, и так понятно. Но «режим работы» складок не имеет никакого отношения к ЗВУКУ, который вы создадите, используя этот регистр. Для того, чтобы создать звук, одного «режима» мало. Нужен еще воздух.
Ведь почему фальцет получается тихим, блеклым, «белым»? Потому, что во время пения с использованием такого «режима работы складок» вокалист использует избыточное количество воздуха. Я не раз это пишу в различных статьях сайта и в ответах на вопросы. Поток воздуха должен быть СКООРДИНИРОВАН со степенью натяжения складок.
Вот отрывок из упражнения, которое поможет вам понять, что такое эта пресловутая координация.
Слышите? Скрипение в данном случае является вспомогательным приемом для того, чтобы ЕСТЕСТВЕННЫМ образом уменьшившееся количество воздуха в вашем выдохе «провзаимодействовало» (корявое слово, но точное) со складками ПОЛНОСТЬЮ! Чтобы не было в голосе воздуха ЛИШНЕГО, который приводит к рефлекторному срабатыванию окологортанных мышц, расположенных вокруг и около самих складок.
Налицо фальцет, складки-то растянулись! Но этот фальцет – плотный! А в самом конце примера – он еще и громкий!
НО! Такая техника применима лишь в том случае, если вы «не трогаете» гортань! Я имею ввиду то, что гортань НЕЛЬЗЯ ни понижать, что требует традиционный академический вокал, ни повышать, что часто наблюдается в пении народном. Если производить над гортанью какие-то «махинации», то все будет напрасно. «Обнимите» свое горло кистью руки, постарайтесь не допускать сдвига гортани. Не рукой, конечно, она просто будет способом КОНТРОЛЯ. И начинайте этот тренинг с удобно «напеваемых» звуков, если «включить» громкость, то ничего не получится, вокальный аппарат моментально «переключится» в привычный режим сдерживания воздуха. Вы все равно не успеете этому воспрепятствовать, процесс миллисекундный.
Известно и из вокальной теории, и из вокальной практики, что правильный, красивый певческий звук возникает, если голос звучит «опёрто». Но ведь СУЩНОСТЬ опоры – это КООРДИНАЦИЯ! Как говорил Энрико Карузо: «Необходимо обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха… » КАЖДУЮ! Не должно быть в голосе воздуха ЛИШНЕГО! Так чем же фальцет-то должен отличаться? Да ничем! То же самое, что и в грудном голосе. Просто воздуха требуется ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше! Только и всего!
В дальнейшем вы будете постепенно «раздувать» найденный звук, добавляя воздух. Но не рывками или скачками, а плавно, не теряя НАЙДЕННОГО ЗВУЧАНИЯ. Послушайте, как звучит голос в самом конце примера еще раз.
Главное в этом тренинге – добиться координации. Дальше будет все проще и проще… Знаю по опыту работы со своими студентами. Это - как с автомобилем – трудно научиться СДВИНУТЬСЯ с места, но коль это получилось, то потом будет все легче и легче.
Такая работа достаточно длительна, за месяц может и не получится все освоить, впрочем, многое зависит от вашей работоспособности, мотивации, желания… Количества занятий, кстати, тоже.
Найдя и привыкнув к нужному количеству воздуха (это совершенно индивидуальное свойство, да никто и не мерил его, это количество), вы сможете работать с фальцетом (теперь уже не фальцетом, а головным звуком) так же, как и с голосом в грудном регистре. Упражнения, по сути – те же, только в другой тесситуре. Развитие будет происходить постепенно, конечно, но вам будет, что развивать. Хотя от трудностей вы не застрахуетесь, они, конечно, будут.