Заголовок

Как правильно петь? Вокальная опора

И.Рамзина | сентябрь 2010

Правильно я пою, или нет? Таким вопросом задается каждый начинающий вокалист. И верно, чтобы уметь петь «как угодно», сначала нужно научиться правильно петь. На этом сайте я уже говорила о существовании единого фундамента любого вокала в статье «Общий фундамент любой вокальной техники». Частью такого фундамента, его функцией является еще одно свойство, которое вокалист должен постигнуть, если хочет получить ответ на вопрос «как правильно петь».

Путешествуя по просторам Сети, я не раз обнаруживала, что одним из самых загадочных терминов вокала для начинающих вокалистов (да и не только начинающих) была, есть и остается вокальная опора. «Как опирать голос?», «Как почувствовать опору?», «Если я ощущаю (то-то и то-то), значит, у меня есть опора?» - масса вопросов на форумах, сервисах вопросов и ответов и прочих ресурсах. Немало и объяснений, то есть ответов на подобные вопросы. Все ответы разные и изобилуют описаниями различных ощущений, которые должен испытывать певец при достижении опоры.

Разные ответы, потому что, действительно, ощущения у людей совершенно различны. Вот как трактуется это фундаментальное понятие в вокальном словаре:

ОПОРА - термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»). При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники. Субъективное ощущение опоры у разных певцов может быть различно. Одни чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц; другие как столб воздуха, упирающийся в нёбо или зубы; третьи — как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука», «опора звука на дыхание» и т. п.). Чувство опоры не является прирожденным, оно развивается в процессе освоения вокальной техники. Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры.

Итак, опору нельзя назвать «ощущением» при пении, скорее соответствующие ощущения возникают ВСЛЕДСТВИЕ достижения певцом опоры. Очевидно, что любые объяснения, использующие «ощущательную» лексику будут малоэффективны, ведь другой человек ту же самую опору может ощутить, когда ее достигнет, иначе, чем его визави. Есть и доля вредности в таких объяснениях. Дело в том, что, стараясь достигнуть при пении именно того (или тех) ощущений, о которых ему говорили, вокалист тыкает «пальцем в небо». Вместо того, чтобы искать ощущение, нужно научиться «правильно оформлять певческий звук», как об этом говорит вокальный словарь, вырабатывая у себя технические навыки. Опора и есть совокупность таких навыков.

Что же такое «правильно оформленный звук»? Разных техник и школ много, есть разные вокальные манеры, жанры и стили, неужели есть что-то, что одинаково для всех без исключения, и для рокера, и для джазовой певицы, и для певца классического стиля? Есть. Техника вокального выдоха. Я специально не употребляю более распространенный термин – дыхание. Дыхание, это и вдох тоже, а вот вдох у певца-классика и рок-звезды может быть совершенно различным. И так оно и есть!

Для вокалиста не новость, что «дышать нужно диафрагмой». Вдыхать, точнее. Это утверждение давно стало «расхожим», но мало кто задумывается, что иначе дышать просто невозможно. Дело, на самом деле, не в диафрагме, она-то всегда работает. Кому интересно, в чем же дело, вот статья: «Певческое дыхание. Миф о «животе». Часть I».

Но пока оставим разговор о диафрагме, просто вдохните, как умеете…

*****

Итак (первая фаза упражнения), вдохнули, набрали воздух в легкие. Говорят при этом «набрали в живот». Потому что живот, наверняка, сразу выпятился вперед… Такой способ дыхания совершенно не верен, но в данном случае, пока, это не важно, пока мы говорим о другом.

Диафрагма, расположенная под легкими, прогнулась вниз внутри тела и вытеснила органы брюшного отдела, а они могут вытесниться только вперед. Кажется, что тело превратилось в воздушный шарик, так много набралось воздуха. Пора выдыхать, срочно! Организм требует! Выпускаем все наружу, да так, что живот аж втягивается внутрь. Ф-ф-ф-у-х! Выдохнули. Стоп! Остановитесь, так вы опору не найдете. И не только потому, что использован не верный механизм вдоха, сейчас важно другое.

Основная ошибка - набрали слишком много воздуха, для пения совершенно не нужно большое количество воздуха, при следующей попытке уменьшите его количество сразу наполовину. Впоследствии может оказаться, что даже половина от максимального объема легких – это все равно много, подбор идет постепенно опытным путем. Но смотрите, чтобы при вдохе не поднимались плечи!

Ага! Взяв меньше воздуха, вы уже не стремитесь срочно его выпустить, так? Все правильно. Появилось время на осмысливание того, что нужно делать дальше. Обратите внимание, когда вы набрали воздух, ваш живот слегка напрягся. Не мышцы брюшного пресса, а внутри напрягся. Подчеркиваю – слегка. Это легкое внутреннее напряжение означает, что какие-то ваши мышцы «пришли в тонус». Попробуйте, позадерживайте дыхание таким образом, почувствуйте их «в тонусе» в момент задержки.

*****

Вторая фаза упражнения: после того, как вы задержали воздух в легких и почувствовали тонус внутренних мышц, перенесите внимание выше, на связки, но не расслабляйте внутри ничего, оставьте в таком «замороженном» состоянии! А теперь чуть подайте воздух вверх, «уприте» его в связки. Не очень понятно, как это – «упереть в связки»? Представьте, что вы уже начали что-то говорить, но в последнюю секунду вдруг остановились, поняв, что этого сейчас говорить нельзя! Или вас оборвали на полуслове… Я ска… И воздух уперся в связки.

Вторая фаза происходит через секунду после первой, описываю долго, а процесс-то короткий! Повторяем:

Вдох половины объема легких (примерно) – задержали дыхание, не расслабляясь внутри (все в тонусе) – сомкнули связки и уперли в них воздух снизу. Расслабились и выдохнули. На весь процесс ушло 2 секунды. Обязательно повторите это несколько раз для запоминания цепочки действий.

*****

Теперь пора переходить к третьей фазе упражнения – к звуку. После упора воздуха в связки нужно издать звук, это уже просто. Какой? Обязательно гласный, лучше А или Э. На какой высоте? На любой, вам удобной, не зацикливайтесь сейчас на этом, упражнение преследует другие цели. Спеть гласную лучше коротко. У кого-то, возможно, звуки будут извлекаться с небольшим щелчком, что совершенно нормально.

Внимание! Специально подчеркиваю!

Я предлагаю воспользоваться тем, что называется «твердой атакой звука». Пусть вам пока этот термин ни о чем еще не говорит, но он многое скажет вокальному педагогу.

Так вот, твердая атака звука в устах начинающего – прием достаточно «скользкий». Все дело в том, что она может спровоцировать вокальный зажим (см. статью «Что такое вокальный зажим или как научиться петь свободно?») Поэтому данное упражнение не нужно постоянно практиковать, оно призвано только для того, чтобы ДАТЬ УСЛЫШАТЬ, как зазвучит ваш собственный голос «на опоре»!

Не забывайте о предупреждении!

*****

Теперь повторяем всю последовательность сначала. Повторение, причем многократное, необходимо. Постепенно выработается нужная координация работы диафрагмы, складок, и вы сможете больше внимания обращать на сам звук, доверив остальное автоматизму.

Постепенно, начиная со следующего дня, гласную нужно удлинять, доводя ее длительность секунд до десяти, а также пробовать и другие гласные – У, О, И. Но! Начав петь гласную, сохраните ее ровность (по громкости и высоте) до конца! Пусть сначала это будут всего 2 секунды, двигайтесь небольшими шагами. И лучше не злоупотреблять этим упражнением, если вы еще начинающий, главное – услышьте, КАК звучит ваш голос и стремитесь в будущем не терять этого качества.

Вот такие гласные и станут первыми вокальными звуками, которые вы поете «с опорой». Чувства же и ощущения, которые при этом у вас возникнут, будут принадлежать только вам.

В примерах звучит женский голос, и его можно охарактеризовать понятием «головной регистр». На самом деле не важно, в каком «регистре» воспроизводить звук, практиковать предлагаемые действия нужно так же. В мужском голосе или в более низком - модальном регистре (в том числе и у женщин) действия должны быть такими же. А вот звуки будут разными! Потренируйтесь, меняя регистр.

При таком вокале гласные звучат звонко и плотно, правда? Вот это и есть опора. Но в вокале от понятия «опора» неотделимо и другое понятие – «вибрато». Что это, и с чем его едят?

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика