И.Рамзина | апрель 2014
Певческое дыхание… Тем, кто серьезно интересовался и интересуется различными техническими аспектами пения, думаю, не раз приходилось натыкаться во многих источниках на разнообразную информацию, связанную с этим, поистине фундаментальным понятием.
Поскольку певческое дыхание, действительно, играет в вокале исключительную роль, ничего удивительного в этом нет. Однако, как любой другой основополагающий фактор, певческое дыхание – плод непрекращающихся споров и рассуждений. Далеко не все авторы текстов едины в своем мнении о том, каким же оно должно быть. За исключением оценки важности его роли в целом, конечно.
Я постараюсь в двух статьях рассказать более-менее популярным языком об этом необходимом для любого вокалиста аспекте техники. По традиции сайта постараюсь избегать излишне «эмоционально-выспренних» словосочетаний и выражений. Давайте подойдем к делу с точки зрения логики процесса.
Чем, собственно, певческое дыхание отличается от обыкновенного? От каждодневного и ежесекундного, начинающегося с первым вдохом младенца и заканчивающегося последним выдохом на «смертном одре»? А если точнее, то чем оно ДОЛЖНО отличаться?
Сказать: «Ничем!», нельзя, определенные отличия все же есть, и они нужны, но вот только О-О-ОЧЕНЬ часто мы слышим и читаем, что дыхание певца – это особенный «мир», супер навык, сложнейшая техника, требующая кардинальной перестройки чуть ли не всего организма… Не умеешь дышать правильно, значит, хорошо петь никогда не научишься – вот такой «знак равенства» автоматически устанавливается огромным количеством вокальных педагогов.
Но что значит «дышать правильно»?
Функционально система дыхания человека великолепно адаптирована природой к реалиям жизни. Мы дышим во сне по-своему, при физических нагрузках иначе, в загрязненной среде третьим способом, при разговоре четвертым… И ведь никто не задумывается при этом, что он как-то «неправильно» дышит! Воздуха хватает, никто не задыхается (за исключением, конечно, людей, у которых с органами дыхания какие-то проблемы, болезни).
А при пении, значит, должен существовать некий «вид» этой функции, какой-нибудь пятый или десятый способ? А мозг, следовательно, все эти способы должен учитывать и «переключать», (усилием сознания, воли) дыхание в певческое в нужный момент? А не слишком ли это сложно, если посмотреть на всю картину в целом?
Все, без исключения, авторы различных работ о вокале в один голос утверждают, что при пении процесс дыхания должен быть естественным. А НЕ ИСКУССТВЕНЫМ! Но если вырабатывать новый, не свойственный человеку по жизни навык, то иначе, как «искусственный», его назвать нельзя.
Правда, возможно возражение – сначала это будет искусственный навык, тот, о котором нужно постоянно или периодически задумываться и контролировать, а потом он перейдет в навык естественный, в постоянную привычку, которая реализуется бессознательно. Как работа над музыкальным слухом. Сначала – каждую ноту «ловишь», а потом попадаешь, уже не задумываясь, просто не можешь «не попасть».
Именно такой подход к вопросу превалирует на данный момент в работе подавляющего большинства российских вокальных педагогов (не всех, конечно). Но единственно верным он не является. Более того, в иных мировых школах вокала такой подход считается кардинально неверным. А судя по количеству прекрасно поющих людей в западных странах, которым никогда не «ставили дыхание», наверное, стоит прислушаться к соответствующим выводам…
С точки зрения процесса дыхание подразделяют на три вида – ключичное («верхнее» или костальное), грудо-брюшное («смешанное», косто-абдоминальное) и брюшное («нижнее» или абдоминальное). Есть и промежуточные типы, но статья – не диссертация, этими видами принципиально описывается ВСЯ палитра, поскольку в реальности картина выглядит так -
«В вокальной педагогике часто говорится о трех типах дыхания певца: верхнегрудном, грудобрюшном (среднем) и нижнебрюшном. Следует, однако, заметить, что в чистом виде эти типы дыхательных движений не существуют, так как при дыхании певца всегда колеблются все участки тела. В то же время замечено, что у хороших певцов движения в области верхней части грудной клетки минимальны при хорошей подвижности в средней части туловища и низа живота. У неопытных певцов как раз наоборот: преобладает верхнегрудное дыхание при слабой подвижности нижней части грудной клетки и живота. Поскольку при верхнегрудном типе дыхания поднимается весь плечевой пояс, то этот тип дыхания нередко именуется «ключичным» или «плечевым».
В.Н.Морозов «Тайны вокальной речи»
Возможно, вы уже догадались, что, как правило, наши вокальные педагоги учат студента с первых шагов дыханию «нижнему», то есть абдоминальному. Соответствует этому типу сентенция «дышать диафрагмой», а по простому – «дышать так, чтобы живот надувался», «дышать животом».
На самом-то деле дышать, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ ДИАФРАГМУ, невозможно, поскольку эта мышца ВСЕГДА задействована в акте дыхания. Но тогда странно, не правда ли, что разговор идет о каких-то «типах дыхания»? Если всегда работает диафрагма, то какие могут быть типы-то? Он один, по идее…
Э-э-э…нет!
Диафрагма работает всегда, но все дело в том, КАК и НАСКОЛЬКО она работает, а также, КТО ЕЩЕ в эту работу включается! Как раз, и в пении, и в речи основные усилия по увеличению объема легких при вдохе производятся межрёберными мышцами, а вовсе не диафрагмой! Наука различает «внешнее» и «внутреннее» дыхание. Так вот к мускулатуре, ответственной за дыхание внутреннее, относят диафрагму и гладкие мышцы в стенках бронхов и бронхиол, а дыхание внешнее (заметное на глаз) производится при помощи межреберных мышц (и некоторых других).
Наш внутренний «парашют» (диафрагма) - довольно сложная тонкая мускулатура, движения которой могут быть вариативными в зависимости от включения в процесс и других «участников» тоже. И даже независимыми. Еще в 50-х годах учеными был замечен факт, который они потом назвали «парадоксом дыхания».
По простому, если петь (или даже говорить) А-И или И-А, пре переходе от одной гласной к другой движения диафрагмы наблюдаются в противофазе. То есть на И мышца работает «на выдох», как ей и положено, а вот на А, хотя фонация не прекращается, вдруг начинает работать «на вдох»!
Наука объясняет этот эффект тем, что таким образом организм регулирует подсвязочное давление, поскольку более «импедансная» И требует для обеспечения той же силы и громкости голоса большего воздушного давления, чем А. Так что диафрагма может совсем не подчиняться воле человека, и какие движения она совершает в тот или иной момент мы все равно никогда не поймем.
Так что не стоит считать, что показ «выпяченного живота» учит чувствовать свою диафрагму...
При самом «вредном» для вокалиста ключичном дыхании, диафрагма колышется лишь едва, легкие расширяются мало, воздух набирается в верхние отделы. Но вот работа-то по расширению легких, «внешнее дыхание», опять же, не диафрагмой осуществляется, а, главным образом, верхними рёбрами, что можно увидеть по заметному подъему плеч и верхней части груди.
А при дыхании брюшном (живот вперед) легкие увеличиваются так, что наполняются воздухом «под завязку». Причем, главным образом, отделы нижние. При этом сам воздух стремится как можно быстрее «выскочить наружу», так его много накопилось при вдохе (см. статью «Как правильно петь? Вокальная опора»). Обратите внимание – при таком дыхании НЕ РАБОТАЮТ РЁБРА! Ну или почти не работают…
Что же происходит? Образуется неправильная певческая установка! Вот что пишет об этом профессор Морозов:
«...фиксация дыхательного аппарата в состоянии вдоха у хороших певцов происходит не в фазе максимального вдоха, как у неопытных певцов, а скорее в фазе оптимального, очень умеренного вдоха. Удержать стенки грудной клетки от спадения, а следовательно, и сэкономить расход воздуха в этом положении несравненно легче, что и наблюдается у хороших певцов. Этой особенностью дыхания опытных певцов, по-видимому, объясняется незаметность их дыхания для постороннего взгляда. Понаблюдайте за хорошим певцом на сцене: вы не увидите никаких чрезмерных и резких дыхательных движений. Певец как будто бы «не дышит», хотя голос его льется непрерывной струей. Вместе с тем дыхание неопытного певца легко обнаружить простым глазом: плечи у него высоко поднимаются при каждом вдохе. Недаром в вокальной педагогике подобные дыхательные движения плечей считаются признаком заведомо-неправильного дыхания. »
Итак, «вредно» вокалисту ключичное певческое дыхание, и только, почему же тогда все как один начинают с «живота»? Даже именитые вокальные педагоги, в том числе и классики-академисты? Да потому что привычка - вторая натура. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».
Учеными уже давно выяснено (и российскими, в том числе), что наиболее естественное дыхание, то есть то, которое свойственно нам по жизни, это средний вид – косто-абдоминальный. Его еще называют «нижнерёберно-диафрагматический», хоть это словосочетание и сложно прочитать с первого раза.
В данном случае в работу включается не столько «живот», сколько нижние рёбра, «раздвигающие» легкие, помогая диафрагме. Точнее, включаются соответствующие мышцы, которые и управляют этими ребрами, их движением.
Обратите внимание и на себя, и на своих друзей/близких, разве при разговоре у вас/них все время выпячивается живот при каждом вдохе? Да, когда человек делает глубокий вдох, вполне вероятно, что у многих можно наблюдать «невооруженным глазом» движение живота, хоть и редко. Но это когда глубокий вдох! И какова при этом пауза в разговоре? А так много вдохнув, люди могут что-нибудь говорить, предварительно не выдохнув часть набранного воздуха? Вот понаблюдайте…
Продолжим в СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ...
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник