Заголовок

Певческое дыхание. Миф о «животе». Часть II

И.Рамзина | апрель 2014

Продолжение темы. Начало см. в предыдущей статье.

Воздушная струя, в среде которой и образуется звук, должна быть очень точно управляемой. Ведь ее воздействие на голосовые складки крайне велико. Если не уметь именно управлять силой своего набранного и выдыхаемого воздуха, то никогда не добиться координации, воздух всегда будет занимать по отношению к работе складок не согласованную позицию. То его мало, то много, но никак не могу попасть, чтобы нота была плотной и качественной… Проблемы с верхами, с силой голоса, с «киксами», голосовая усталость… Одной из основных причин всех этих неприятностей является неуправляемое дыхание.

Давно, опять же, замечено, что певческое дыхание отличается от разговорного в первую очередь своей, что ли, «растянутостью», длительностью и ровностью фонационного выдоха. В повседневной речи фразы могут быть разными, кто-то говорит коротко и односложно, а кто-то шпарит сложносочиненными предложениями. А посмотрите на речь диктора? Это уже совсем другое дыхание, сбалансированный и ровный, длительный выдох. Речь устойчивая по тембру и силе, с хорошей дикцией, с передачей эмоционального оттенка...

Вокал - еще более высокий уровень владения своим дыханием. Тут и длительность гласных совершенно другая, и сила голоса, и высотность...

Ученые, занимавшиеся изучением дыхания при пении, обратили внимание на то, от чего зависит ровный и устойчивый фонационных выдох - энергетическая основа звука. Энрико Карузо по этому поводу говорил: «На умении набрать достаточно воздуха и умении его пра­вильно и экономно использовать зиждется все искусство пения.» Эта фраза не менее актуальна для любого современного вокального стиля, чем для классики.

«Какие же дыхательные движения характерны для опытных певцов? Несмотря на большое разнообразие и индивидуальность этих движений, можно обнаружить здесь и некоторые общие черты. При выполнении того же задания (тянуть звук с одинаковой силой) у опытных певцов, как правило, наблюдается очень незначительный спад дыхательных кривых... Это говорит в пер­вую очередь о большой экономии расходования воздуха опытными певцами. По собственному признанию Э. Карузо, он стремился использовать для звукообразования «каждую частицу воздуха», выходящего из легких.»

В.Н.Морозов «Тайны вокальной речи»

Грудная клетка у опытного певца опадает со значительно меньшей скоростью, чем у неопытного! Как пишут классики, хороший певец поет, задерживая воздух, а не выпуская его весь и сразу. «Внутреннее дыхание» экономно регулирует расход воздуха, силу воздушной струи, скоординированность потока воздуха с высотой ноты, всегда поддерживая оптимальное подсвязочное давление. Вот что помогает плотности смыкания связок и получению чистого и качественного звука!

Если же воздуха сразу хватануть много, чему способствует, как раз, «дыхание животом», то кроме срочного желания выпустить, выбросить лишнее, проявится еще и вот такой эффект:

«Теперь нам становится ясно, почему большой перебор воздуха и пение на максимальном вдохе оказываются вредными для голоса: под влиянием сильного давления в легких и максимального раздвижения ребер диафрагма уплощается, опускается и не может совершать свои ре­гулирующие, парадоксальные движения. Кроме того, как подметил еще Л. Д. Работнов, быстрое спадение стенок грудной клетки во время фонации в такой же мере является нежелательным, так как лишает диа­фрагму опоры, которая необходима ей для совершения своих парадоксальных движений. Остается один выход — сохранять во время пения состояние лишь очень умерен­ного вдоха, что мы и наблюдаем у квалифицированных пев­цов.»

В.Н.Морозов «Тайны вокальной речи»

А умеренный вдох - это вдох естественный, к которому мы привыкли в жизни.

*****

Так что певческое дыхание, действительно – «краеугольный камень» всего процесса. Если свет слишком яркий – мы не видим вокруг ничего, но ведь то же самое, если свет слишком тусклый… Все требует ОПТИМУМА! Любому процессу нужна точность. Могу даже привести пример из далекой от вокала темы – биологии.

Известен факт того, что когда-то в Австралию завезли кроликов. А поскольку этот вид животных не обитал в Австралии раньше и не приобрел естественных врагов, кролики размножились до степени национальной угрозы. И люди вынуждены были воевать с поголовьем этих «безобидных» зверьков с оружием в руках, чтобы сохранить свои посевы… Везде должен быть баланс…

*****

Таким образом, естественное (косто-абдоминальное) дыхание свойственно нам по жизни. Я в своей практике очень часто наблюдала, что приходящие заниматься молодые люди УЖЕ дышали таким верным способом, зачем их переучивать?

Хватало воздуха и на длинную ноту, и на фразу. А когда снималось излишнее психологическое напряжение, звук становился качественным без всякой его «дыхательной» обработки. И вибрато появлялось вполне достаточное. В данном случае соглашаюсь с выводами известного в мире специалиста (Сэта Риггса), что излишнее внимание к певческому дыханию скорее вредит, чем помогает. Если оно естественное и, при этом, не костальное (ключичное), то зачем вмешиваться в регулировку самой природы?

Но бывают и иные студенты… У которых именно верхнее ключичное дыхание уже превратилось в рефлекс… Вот тут да, тут надо возвращать его в природное русло, так скажем. Особенно часто такое наблюдается у жителей больших городов. Причина? Думаю, ритм жизни, скорость общения с самого детства...

Хотите проверить, есть ли у вас ключичное дыхание? Встаньте перед зеркалом. Вдохните быстро! Если при вдохе плечи и верх груди поднимаются вверх и втягивается живот – есть. Если плечи немного ОТКЛОНЯЮТСЯ НАЗАД, а по высоте при этом остаются на месте – все нормально.

*****

Так почему вокальные педагоги с первых уроков начинают «переделывать» студенту способ дыхания? Что ими движет? Откуда «пошла есть…»?

Как всегда – от классики… Вернее, от какого-то упрощенного прочтения классических канонов. Сейчас уже невозможно точно определить, кто стал учить «дышать животом», но эту неверную установку растиражировали (не вникая в суть) с годами ТАК, что сегодня у нас в России ИНЫХ, верных рассуждений, уже практически не встретишь… Да и не только в России. Весь многоязычный YouTube на эту тему полон роликами, где наличие выпяченного при вдохе живота преподносится, как единственно истинный способ дыхания.

А ведь мои слова о том, что ученые, в том числе и российские, давно выяснили, каким должно быть верное дыхание при пении, относятся именно к классическому вокалу. Да-да! В России-то, как в Америке, например, никто вокал другой и не изучал! Поскольку ВОКАЛОМ считается только голос классический, других, как бы, нет, остальное – «попса», не заслуживающая внимания.

«Эстрадники», как попугаи, повторяют эту «мантру о животе» не один десяток лет, не утруждая себя необходимостью все-таки разобраться досконально, что есть что. А ведь тут существует серьезная особенность.

Само музыкальное строение классического репертуара таково, что требует «медленного» и относительно глубокого дыхания. В большинстве своем. Пусть классики не кидают в меня всякие предметы, в сложных произведениях есть филигранные пассажи, требующие очень тонкого управления воздушным потоком, я это не оспариваю. Однако замечу, что петь такие пассажи удается классическому вокалисту после многих лет обучения, когда «искусственность» превратилась в естественность, выработался необходимый рефлекс, а это дело долгое. Да и количество такого материала относительно всего сонма произведений для вокалиста-классика – всего несколько процентов.

Другие, НЕ КЛАССИЧЕСКИЕ стили вокала могут и осваиваться значительно быстрее, и, главное, звучать без оперной «характЕрности», в них не нужен слишком мощный ток воздуха, в них важнее другое – скоординированность на базе естественных положений вокальных структур.

Опера – это многое другое, кроме дыхания. Это и положение гортани, и приемы прикрытия, и (как следствие) строгая позиционированность вокального тракта, нюансы мимики, даже жестов… Современные стили не требуют такого скрупулезного следования определенной, именно оперной, технике, у них техника своя, которая требует и своей воздушной поддержки, очень во многом отличающейся от классической.

Даже хотя бы вспомнить, что ряд видов вокальности в опере просто недопустим. Там нет фальцета, субтона, йодля, бэлтинга, гроула и так далее… А ведь для реализации такой техники обязательно требуется соответствующее воздушное «воздействие».

И получить это воздействие возможно только на базе естественного, природного косто-абдоминального дыхания, при котором вокалист вовсе не раздувается при каждом вдохе, как воздушный шар. Супер профессионалы совсем не выпячивают свой живот, когда поют, взгляните:


Справедливости ради необходимо сказать, что в опере тоже дыхание косто-абдоминальное, а вовсе не брюшное. Это подтверждают многочисленные как русскоязычные, так и итальянские источники. Настоящий оперный певец не станет глупо «дышать животом», поскольку ему требуется та же управляемость. Хотя, разумеется, сила воздушной подачи (которую чуть ли не все неопытные вокалисты путают с ОПОРОЙ), при пении классики, как правило, более велика.

Тут опять эффект баланса. Научившись управлять только мощным грузовиком, не всякий сможет быстро совладать с автомобилем, пересев за руль легковушки. Аналогично и наоборот. Привыкнув ездить на легковом автомобиле, попробуйте-ка так же с первого раза повести мощный грузовик!

*****

Учить же с первых уроков «дыханию животом» просто вредно, поскольку это вводит студента в заблуждение. Да, так проще почувствовать то, на что раньше внимания не обращал. Но зачем обращать, если и так все хорошо? Если природа сама отрегулировала этот процесс, без педагогического вмешательства? Эффект сороконожки, которая споткнулась, задумавшись, с которой ноги ей шагнуть…

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика