Заголовок

Как петь эстраду?

И.Рамзина | март 2013

Как петь эстраду? Вот такой обобщенный, можно сказать, вопрос встречается в Интернете (да и, преимущественно, вне его) настолько часто, что невозможно не оставить свой след на этом перепаханном вдоль и поперек поле. Но это «поле» потому и перепахано, что до сих пор на нем ничего толком не растет. Смелое заявление? Ну, скажем, личное мнение, а уж насколько оно имеет право на жизнь, рассудите вы, посетители этого сайта…

Так сложилось в нашей стране, что понятие «эстрада» стало неким обобщающим, в которое входят практически все вокальные стили, которые не отвечают другим таким же обобщающим понятиям. Я в данном случае говорю исключительно о вокале, иная музыка - инструментальная, электронная – за пределами рассмотрения.

То есть, при слове «классика» сразу понятно, о каком вокале идет речь. Его характерные звуковые особенности отличают на слух все, мало-мальски интересующиеся вокалом люди. Не сложнее дело обстоит и с понятием «народное пение». Фольклор - попевки, плясовые песни, колыбельные, казачьи песни, песни различных народов, населяющих нашу страну, частушки, АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (о как – академические!) точно так же отличимы от других, благодаря своему характерному звучанию голосов.

Однако, МЕЖДУ этими двумя сегментами лежит, как в России считают, третий – ЭСТРАДА. Трудно сказать, почему именно это слово стало определяющим огромную совокупность совершенно разных вокальных жанров и их симбиотов, присутствующих в нашей стране. Скорее всего, пошло все от послевоенного времени, когда появился «облегченный» стиль пения, отпочковавшийся как от классического, так и от народного звучания, ставший в то время отдельно существующей музыкальной реальностью.

А дальше – по привычке. Советская музыкальная культура была практически полностью оторвана от мировой на очень длительный срок. В ней появление новых музыкальных жанров не то, что не приветствовалось, а прямо уничтожалось. Иллюстрирует реалии тех лет известный слоган, печатавшийся даже в газетах: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра – Родину продашь!»

Достаточно вспомнить фильм «Стиляги». Или рассказы наших, теперь уже пожилых, рокеров, о том, как они «снимали» песни «Beatles» и «Rolling Stones» через едва пробивавшиеся сквозь глушилки радиопрограммы BBC и «Голоса Америки». Все это было…

Со временем, правда, мракобесие закончилось, но джаз с «эстрадой» соединили (почему-то не заметив других музыкальных ответвлений), и стали наши вокалисты, которые не хотели петь академ или народные песни, учиться на «эстрадно-джазовых» отделениях и факультетах.

Продолжая усугублять устоявшийся стереотип восприятия.

*****

Сегодня мы во многих «отраслях» жизни стараемся перенять у западных стран, ушедших далеко вперед, технологии и производства, и построения взаимоотношений в обществе и государстве, и научные концепции, которые, к сожалению, упустили по политическим мотивам.

Да, там тоже далеко не все «в шоколаде», огульное копирование чужой жизни в нашу особенную среду проводить нельзя, все требует некоторой адаптации к условиям российской действительности, традициям и укладам… Но! Не обращать внимания на то, что в мире развито в значительно большей степени – тоже глупо.

В западных странах никогда не использовалось понятие «эстрада» (это слово, кстати, испанское, и переводится как «улица»), хотя нечто подобное нашей «эстраде» было в стиле crooning, в котором пел Фрэнк Синатра, да и сейчас работают некоторые певцы и певицы. В западной музыке существуют четкие стилевые градации: поп-музыка, рок-музыка, соул и фанк, мюзикл, госпел, r’n’b и разнообразные другие стили, сильно отличающиеся иногда музыкальным материалом, техникой вокала, приемами и фишками, употребимыми в одном и неуместными в другом изложении.

*****

Относительно той области, в которой специализируюсь я, то есть в области обучения вокальным навыкам, как раз и наблюдается такое «незамечание», что ли, давно уже существующих мировых тенденций. Российская вокальная школа, увы, лишь за исключением классического вокального образования, чрезвычайно отстала от мирового мэйнстрима.

Ведь что наблюдается в подавляющем большинстве случаев?

В первую очередь, расхожий стереотип – мнение, что достаточно постигнуть навыки классического пения, как можно запеть все, что душе угодно! А что именно угодно? Если российскую «эстраду», то есть некоторое облегченное воспроизведение не сложных в музыкальном и вокальном отношении песенок, то да! Кто бы сомневался! Правда, чтобы их петь, вовсе не обязательно постигать все премудрости академа, это могут и простые певцы-самоучки, никогда не бравшие уроков у классиков, да и зачем?

Почему-то, многие российские «эстрадные» звезды не ограничились отечественной школой, а проходили обучение и стажировку за границей. Очевидно, потому что у нас не знают, не умеют и не хотят научиться тому, что умеют делать вокальные педагоги на Западе.

Отсюда вытекает второй аспект – отторжение репертуара, привлекающего молодежную аудиторию. Ведь в наушниках плееров у подавляющего большинства молодых российских граждан звучат вовсе не отечественные песни! Этот факт нельзя обойти стороной, потому что это – факт! А петь так, как учат «там у них», не учат у нас, поэтому сорванных голосов не меньше, чем голосов стандартизированных, когда и не понятно, чем одна певица (или певец), исполнившая русский шлягер, отличается от другой, спевшей его же.

Я совершенно не хочу сказать, что Россия бедна талантами, как раз наоборот. Вот только рано или поздно многие таланты попадают в «ограняющую» машину вокального обучения, которая срезает массу по-настоящему отличительных особенностей, индивидуальных граней, превращая многих (не всех) в некий стандарт. В «эстраду».

Так и хочется сказать: «Если хотите классно петь – не идите учиться вообще!» Вот такое кощунство в моих устах!

Скажите, вокальные педагоги, у кого не было учащихся, выбиравших себе репертуар мировых звезд? Да, согласна, тринадцатилетние девчонки, желающие петь песни Агилеры или Кларксон, просто еще не понимают, что им это не удастся сделать сразу. Но здесь ключевое слово – СРАЗУ! Почему же не получится потом, в 18, 20 лет? Что мешает?

А кто научит? Кто подскажет и покажет, как это делать? Ведь понятно давно, что если обучаться, используя академические или «эстрадные» вокальные технологии, то так не споешь никогда! И самые смелые, те, кто жить не может без такого вокала, который им хочется воспроизвести, либо работают самостоятельно, постигая премудрости методом проб и ошибок, «снимая» на слух любимые песни, либо уезжают (у кого деньги есть) учиться в другие страны… И если научатся, то зачем возвращаться? На российской сцене они будут – «не формат»!

*****

Приведение вокальной техники к стандарту, как это принято делать в академическом пении, очень вредит развитию жанровости и индивидуальности. На оперной сцене нельзя петь по-другому, существуют каноны, традиции, но в современной-то музыке традиция одна – если твой вокал уникален, то, значит, ты и есть состоявшийся певец!

А уникальный вокал – это тот, который впитал в себя всю многогранность этого понятия, существующую на сегодняшний день. А мы всех учим «под копирку»… Не разглядывая оттенков и стремлений, не вытаскивая из студента его действительно уникальной особенности. На стереотипах…

*****

«Эстрада» - это «ни рыба, ни мясо», это бульон. У сайта очень обширная переписка как с вокалистами и педагогами, так и с людьми, которые пытаются сами чего-то достичь в этой области. В области обучения, а не сцены, речь не идет о «продвижении» кого-либо куда-либо.

Так вот, подавляющее большинство тех, кто пишет и задает всевозможные вопросы, дают, как правило, свои ориентиры в этом «бульоне». Кто-то хочет научиться петь так, как…, а кто-то, как… И в этом проявляются определенные тяготения. И они нужны! Ну ведь нельзя сравнивать Земфиру с Фабиан, а Буланову с Хьюстон… Однако, в понимании вокальной педагогики, все это – «эстрада»! Да побойтесь Бога! Если так сваливать в одну кучу столь разноплановые явления, то давайте вообще говорить, что есть просто ПЕНИЕ - воспроизведение музыкальных звуков человеческим голосом. И какая разница между пением академическим и народным? Не все ли равно? И то, и другое – звуки голоса!

И «Феррари» с «Копейкой» - одно и то же! Просто легковые автомобили. Хотя, чего только легковые-то брать, «Камаз» в ту же кучу добавим, бронетранспортер…

«Знаешь, поучишься в нашей школе водителей, будешь ездить запросто на всем, что движется. Правда практика у тебя будет на БТР…»

По-настоящему больших успехов сможет добиться тот, кто изначально старается «бить в одну точку», время универсалов давно прошло. Стилевое обучение необходимо практически с первых шагов, чуть только «дыхалка встала на опору» (что, без сомнения, фундамент единый, хотя и там – свои нюансы), поскольку иначе вокалист станет «усредненным», одинаково неважно поющим как в одном стиле, так и в другом.

С этой точки зрения большего уважения заслуживает парень-рокер, который пришел учиться петь рок, а не что-либо другое, или девушка, которая слушает исключительно западную поп-музыку, желая петь не хуже Мэрайи Кэрри – у них хоть есть конкретная направленность, цель, смысл вокала. А их – в «эстраду» - «нет опоры, смешивай, представь, что звук в макушке, округляй, зевни наполовину, фальцет – это недостойно…», словом, всех под одну гребенку…

Фундаменты современных стилей – это совсем не российская академическая или полуакадемическая («эстрадная») вокальная техника. С точки зрения постановки голоса – все давно уже изменилось. Нет, без проблем, шансон можно петь «эстрадным» голосом, он другим и не бывает, шлягеры-однодневки тоже не требуют особых навыков, такие голоса «пекутся» сотнями, могут петь балерины, телеведущие, парикмахеры, политики… Тут «эстрада» - кстати!

Вот только все это «искусство» не имеет отношения к вокалу, это несколько другая стезя…

*****

Так как «петь эстраду»? В первую очередь, определиться с КОНКРЕТНЫМ направлением, жанром и стилем. Абстрагироваться от стереотипа о превалировании классики над всем остальным. Поизучать немного теорию и выяснить особенности собственного голоса, его отличительные черты, и на них строить развитие. Слушать то, что нравится слушать и стремиться петь то, что нравится петь. Педагог не может научить вас тому, что вы ХОТИТЕ? Найдите другого!

Обучение – процесс двусторонний, педагог должен прислушиваться к вашим желаниям не меньше, чем вы – к его. В противном случае вы станете петь так, как хочет он, а не так, как хотите вы. Впрочем, если ваши и его стремления совпадают – это залог успеха.

*****

В настоящее время существует несколько принципиально отличающихся друг от друга методик воспитания голоса. Чего греха таить, в вокальной педагогике давно повелось, что под словом «методика» понимается чуть измененный набор стандартных вокальных упражнений, снабженный подписью какого-либо конкретного человека.

В Интернете можно встретить массу «методик», которые не отличаются друг от друга «в принципе», а лишь разнятся несколько видоизмененными упражнениями, их набором, последовательностью использования, замечаниями, описаниями и т.д.

Так вот, первая ПРИНЦИПИАЛЬНО отличающаяся методика – воспитание классического (академического) голоса. У нас ее часто называют «бельканто», хотя настоящая итальянская школа бельканто – это другая штука. Ну, так принято. Хотя, я не претендую в этом отношении на абсолютную точность. Важно одно – способы работы с голосом, выдающие «на гора» классический вокал. Правда, в России популярна, несмотря на то, что многими оспаривается, фонопедическая методика В.Емельянова. Он сам относит ее применение к воспитанию детских голосов, поэтому я говорю об этой методике несколько абстрагированно.

Часто в Интернете встречается понятие «методика Дмитриева». Наш соотечественник Л.Дмитриев с группой других авторов написал в конце шестидесятых ХХ века большой научный труд. Но это – не методика, это обобщение и систематизация известных на тот момент методов воспитания академического голоса, которое подано в научной форме. Вы не найдете в книге Дмитриева вокальных упражнений, например.

Вторая, опять же, принципиально отличающаяся – методика «Пение на речевом уровне» (или в речевой позиции), появившаяся в России для массового «употребления» с выходом книги американского вокального педагога С.Риггса. Тоже на данный момент вещь известная. И тоже должна сказать, что принципы, изложенные в ней, вошли во множество других западных вокальных «методик», позиционируемых от имени других педагогов. Несколько меняются упражнения, стиль изложения, язык подачи, но в целом – ПРИНЦИП один.

Третья – Метод Estill Voice Training. Методика воспитания того голоса, который мы слышим у американских (преимущественно) поп-звезд и артистов мюзикла. Те, кто в теме, поймет, что это такое, если сопоставит понятие «бэлтинг» именно с ней. Эти методы «секретны». Они не распространяются через Интернет и не печатаются в книгах. Занятия по курсу EVT проводятся только через аккредитованных специалистов. Теперь такие тренинги организованы и в России!

Некоторые фундаментальные принципы EVT показаны в статьях рубрики «Соул – основа современного популярного и рок-вокала» на этом сайте, которую ведет певица, вокальный педагог Анастасия Егорова, живущая и работающая в Италии.

*****

Как видите, не все так просто, как видится нам из России. И не все можно спеть, освоив академический вокал, для многого нужен совсем иной подход с самого начала становления голоса.

Поэтому не спешите с вопросом «Как петь эстраду». По-разному. А лучше вообще прекратить думать о современном вокале настолько обобщенно. Вам же поможет!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика