Заголовок

Леонид Дмитриев «Основы вокальной методики»

Фундаментальный труд Дмитриева, написанный еще в конце 60-х годов ХХ века, по сей день служит основой для вокальных педагогов, занимающихся развитием голоса по классической модели.

Мне иногда в Сети встречались, особенно на форумах, рекомендации прочитать эту книгу тем, кто обучается вокалу. Рекомендация, безусловно, правильная, но… Нужно понимать, что «Основы вокальной методики» написаны в первую очередь для специалистов в данной области, это не научно-популярная литература. Автор очень подробно, интересно, доказательно рассказывает о функционировании голосового аппарата, строении и функциях голоса, психологических аспектах вокала и многом другом. На основании сделанных выводов в последнем разделе ВОКАЛЬНЫМ ПЕДАГОГАМ даются некоторые рекомендации для работы с голосом певца. Работы исключительно по классической вокальной методике (собственно, то, что написано Дмитриевым и есть, практически, классическая методика).

Читая эту книгу, постепенно укрепляешься в правильности мысли о том, что вокальная методика не есть просто определенный набор упражнений, выполнив которые столько-то раз неизменно получаешь единственно возможный и положительный результат. К работе с каждым голосом приходится подходить индивидуально, ибо все люди разные, то, что годится для одного, может совершенно не подойти для другого. Но если в сознании учащегося сформирован некий эталонный образ звучания голоса, работа, как для студента, так и для педагога значительно облегчается.

Книга не учит петь, у нее совсем другая задача. Она призвана обобщить и «расставить по местам» все знания о голосе и работе с ним, которые присутствовали на тот момент времени, когда книга была написана, рассказывает об эталонном образе голоса того времени. Однако, ее нельзя считать «устаревшей». Ничего не изменилось в строении наших органов и функциях голоса за такое короткое время, все, о чем написано в этой работе, совершенно актуально и сегодня. Вот только методы воспитания голоса найдены несколько другие, и задача этих методов несколько другая – развить ваш голос, приблизив его к вашему собственному эталону, который может отличаться от любого другого.

К сожалению, встретила на одном из форумов такое мнение: «О школе Дмитриева вспоминаем, только как о печальном обстоятельстве нашей постсоветской вокальной действительности». Я и сама не являюсь сторонницей тех методов обучения вокалу, которые были созданы на основе работ Дмитриева, но все же это чересчур. «Основы вокальной методики» никому ничего не навязывают, Дмитриев пишет о КЛАССИЧЕСКОМ ЭТАЛОНЕ голоса, и надо помнить, что в те времена других эталонов в нашей стране не существовало.

Так что я, как и многие, очень рекомендую обязательно прочитать эту книгу, для общего развития вокалиста она чрезвычайно полезна.

Вернуться к обзору


Подвал Яндекс.Метрика