Заголовок

Техника соула – отличительные черты

А.Егорова | январь 2013

Что же является характерными особенностями и техническими приемами стиля?

1. Неопределенное взятие нот

Первое, и одно из главных - неопределенное взятие нот. Это коренное отличие от белой европейской музыки других стилей, начиная с классики и эстрадных песен советских лет до современных техно, рок и разных танцевальных жанров. В вышеперечисленных стилях ноты берутся прямо или определенно, то есть так, как мы поем сольфеджио - ценится попадание «в яблочко», «До» - это должно быть «До» и «Ми бемоль» - это всегда он самый.

В соул-музыке все совершенно иначе, спетая с прямым попаданием песня той же Whitney Houston легко превратится в песню Ирины Аллегровой, а знаменитая Georgia On My Mind (Ray Charles) - в патриотическую песню Кобзона, и утеряет весь соул колорит.

Ray Charles “Georgia On My Mind ”

Ноты в музыке соул берутся, как бы, с форшлагом, но это должен быть не такой форшлаг, как в классике, ярко выраженный, очерченный, а незаметный, едва уловимый, и, как правило, полутоновый сверху или снизу. Прием этот был позаимствован из блюза с его блю-нотами, для которого свойственны как фортепианные полутоновые форшлаги и гитарные подтяжки, так и подобные голосовые нюансы.

Не надо путать данный, требующий определенной наработки, прием, со взятием ноты «с подъездом», что, обычно, свойственно певцам с плавающей интонацией. У певца-соул с интонацией все в порядке, но в пении чередуются форшлагированные ноты с прямыми, с превалированием первых, особенно, когда речь идет о пассажах running, о которых еще предстоит рассказать.

Могу сказать, что именно на этом «погорает» бОльшая часть неопытных исполнителей соул, исполняя песни Etta James, Whitney Houston, Stevie Wonder или же Mariah Carey такими «квадратными» четкими европейскими нотами, как учили в музыкальной школе. Пример: All In Love Is Fair (Stevie Wonder) Попробуйте спеть эту песню прямыми нотами, ради эксперимента, получится чуть ли не патриотическое произведение.

Stevie Wonder “All In Love Is Fair”

Поэтому советую вокалистам, желающим попрактиковаться в технике soul, научиться петь с оригинальной записи, то есть «снимать» вокальную партию исполнителя на слух, а не петь по готовым нотам.

Дело в том, что в нотах таких обозначений нет (равно как и обозначений других специальных приемов), поскольку написать их просто невозможно, для этого потребовалось бы профоршлагировать почти все ноты, прописать все пассажи, да и музыка soul предполагает некоторую импровизационность (пусть меньшую, чем в джазе), личную интерпретацию. Но прежде чем интерпретировать лично, надо впитать основы стиля, перепевая пассажи мастеров.

Сторонникам академического подхода, то есть тем, кто без нот не представляет освоение нового произведения, стоит научиться видеть за нотами то, что в них не написано, то есть опять же, слушая исполнителя и, возможно, делая себе пометки.

2. «Игра» регистрами – это не йодль

Второе - переходы с грудного голоса на фальцет и обратно в отдельных фразах (Hurt - Christina Aguilera, Never Give Up - Yolanda Adams) или в характерных тремоло (часто называемых российскими вокалистами йодль (от нем.jodeln).

Christina Aguilera “Hurt”

Совершенно не согласна с таким обозначением, так как эта игра регистрами, опять же, пришла из блюза (пример: Let’s Go Get Stoned - Ray Charles) и к тирольскому пению никакого отношения не имеет.

Ray Charles “Let’s Go Get Stoned”

Кроме того, для йодля характерен и специфический звук, отличительный для тирольского пения, в соул же звук совершенно обычный, просто идет игра регистрами и не обязательно на высоких нотах. Своего рода лидером в этой технике является певица Mariah Carey. Вот одно из произведений, где таких пассажей-тремоло с игрой регистрами великое множество: One Sweet Day (Boys2Man & Mariah Carey).

Boys 2 Man & Mariah Carey “One Sweet Day”

3. Пассажи running – подобие классических мелизмов

Третье - знаменитые пассажи running (в классическом понимании они очень похожи на мелизмы). Это такие фразы, большие или не очень, которыми обычно заполняются длинные ноты или паузы, и которые служат, это я особенно подчеркиваю, для особой выразительности. Как я уже писала выше, данные пассажи (особенно, когда они длинные) должны начинаться с форшлагированной ноты, равно как и в середине пассажа часто при его повороте, изменении движения, пограничная нота форшлагируется.

Обычно в running используются восклицания, типа yeah, yes, oh, ah, uh или же распеваются гласные и слоги в словах. Как же все это выглядит наглядно?

Вот примеры короткого и длинных пассажей, хотя, в нотах произведений Вы этого никогда не найдете, как и в случае с другими приемами, их надо слушать и «снимать» на слух. В первом примере две фразы, одна из которых типичный ход, взятый мною наобум, а вторая - взята из песни Yolanda Adams

Второй и третий примеры-фразы из песни Yolanda Adams “Still I Rise”, «снятые» мною на слух.

 

А теперь все же лучше их послушать. Пример: Still I Rise (Yolanda Adams), и вот в более быстрой вещи: небольшие в запеве и длинные (их слышно даже «невооруженным» ухом) в припеве: Summer Soft (Stevie Wonder)

Yolanda Adams “Still I Rise”

Stevie Wonder “Summer Soft”

Ранее я не случайно подчеркнула, что пассажи служат для большей выразительности мысли, заложенной в песне, личных чувств исполнителя, поэтому, помимо технического совершенства их исполнения, они должны быть, в первую очередь, оправданны, убедительны. Их нельзя вставлять потому, что это «круто», просто ради демонстрации своей виртуозности и уж тем более «лепить» везде и повсюду. Тут главное - не переусердствовать!

Ведь, как известно, во всем нужно иметь чувство меры, а иначе вместо произведения soul получится или же пение муллы, или же учебный вокализ. Вот тут, конечно, дело вкуса, но я предлагаю сравнить исполнение одной и той же песни «At Last» Etta James (она, собственно, и прославила ее) и Christina Aguilera. Агилера, безусловно, мастерски владеет голосом, но здесь (на мой взгляд, опять же), вкус ей немного изменил, особенно в заключительной части, которую она превратила в бравуру владения своим голосом, уведя слушателя от смысла произведения, эмоционального накала.

Etta James “At Last”

Christina Aguilera “At Last (Live Etta James Cover)”

Прием running широко используется в импровизациях солиста на фоне хора (приеме, пришедшем из музыки госпел), где служит для заполнения пауз, создания диалога с хором и, в конечном итоге, здорово «заводит» публику. Вот здесь это очень хорошо слышно в припевах: Пример: “As”(Stevie Wonder)

Stevie Wonder “As”

4. Тембровые приемы соула

Пятое - тембровые приемы: rattle, «компрессированный» голос (на средне высоких нотах), полуголос (или субтон).

Насчет приема rattle (или вокального рычания) уже столько говорено-переговорено, что наверное, больше не скажешь. Как только кто-то хочет начать петь рок или же соул, то, почему-то, хочет чуть ли не сразу овладеть именно этим эффектным приемом.

К написанному в интернете могу только добавить, что данный прием должен быть освоен не в первую, а, пожалуй, в последнюю очередь, при условии очень хорошей певческой опоры. Поскольку на сайте уже есть статья, посвященная этой теме, и освящена тема очень хорошо и полно, то повторяться смысла нет.

Единственное, что стоит повторить – соул(овый) или джазовый rattle более мелодичен, нежели «металлический» и, обычно, музыкально озвучен, то есть в рыке должна прослушиваться определенная нота, а не просто шум. Этот прием пришел именно из джаза, от подражания инструменту, в частности трубе с сурдиной, в чем очень преуспел Луи Армстронг. И еще, как и в случае с running - этот прием именно украшение, аксессуар, коих, как известно, не должно быть много.

Но если в случае с многочисленными аксессуарами максимум чем рискует их носитель - это обвинение в плохом вкусе, то в случае с многочисленными rattle певец, помимо первого, всегда актуального, рискует еще и «посадить» связки (!).

Примеры rattle встречаются как в классических произведениях R&B и soul (Hit The Road Jack - Ray Charles), так и в современных, как, например, в саундтреке к фильму «Dream Girls» And I Am Telling You I’m Not Going (Jennifer Hudson). Ну и весьма преуспела в нем, также, Christina Aguilera, в ее песнях такой прием можно найти почти повсюду, поэтому примеры приводить излишне.

Ray Charles “Hit The Road Jack”

Jennifer Hudson “And I Am Telling You I’m Not Going”

«Компрессированный голос» - прием, помогающий закрыть при помощи сжатия или компрессии резкий звук на средне высоких нотах, когда они должны быть более нежными или таинственными. На очень высоких нотах это технически не возможно, да и высокие ноты, как правило, это накал, кульминация.

Пример «компрессированного» голоса очень хорошо прослушивается в припеве песни Calling You (Jevetta Steele). Первая нота берется компрессированным полным голосом, затем постепенно переходит просто в полный. Я не случайно добавила слово «полный», так как тут важно осознавать, что «компрессированный» голос - это не фальцет, это абсолютно полный голос с закрытым звучанием, которое и создается особым приемом. О нем расскажу позже в разделе стилевых упражнений.

Jevetta Steele “Calling You”

Полуголос или субтон - очень широко употребляемый прием не только в музыке soul, но и в поп-музыке, включая российскую. Состоит он в том, что отдельные фразы поются как бы вполголоса или же шепотом и служит, соответственно, для выражения определенных эмоций исполнителем (боль, скорбь, волнение и т.п.), дабы подчеркнуть отдельные смысловые фразы песни.

Справедливости ради стоит сказать, что не все пользуются данным приемом правильно и, в частности, российские вокалисты. Западная американская (да последнее время и европейская) вокальная педагогика ставит знак равенства между понятиями субтон и фальцет. В то же время российская вокальная педагогика считает фальцет безопорным пением, что ошибочно. Отсюда и происходит проблема, что многие российские вокалисты поют данным приемом безопорно. Более того, некоторые не слишком профессиональные певицы пользуются данным приемом, дабы скрыть неважное владение голосом в целом, и грудным регистром в частности.

Думаю, многие без труда вспомнят певиц, работающих в таком шепчуще-нимфеточном стиле и «шепчущих» так всю свою карьеру. К субтону это, естественно, не имеет никакого отношения. Более того, неправильное использование данного приема очень сильно вредит голосовым связкам (вопреки распространенному мнению, что только громкий неправильный звук ведет к повреждению), которые не смыкаются в здоровом режиме, поэтому прежде, чем начать «шептать», надо разрешить все вопросы с певческой опорой.

Примеры субтона (или полуголоса) хорошо слышны в песне After Tonight (Mariah Carey), там идет постоянная игра между шепчущими фразами и фразами, взятыми в полный голос. Повторяю, это не фальцет, на самом деле полуголос и вокальный «шепот» - это полноценный полный голос, взятый особым приемом, на котором подробно я, опять же, остановлюсь позже.

Другой пример субтона - песня Save Me From Myself (Christina Aguilera), это как раз тот редкий пример, когда вся песня исполняется полуголосом, в разных его проявлениях - от просто полуголоса до шепота.

Mariah Carey “After Tonight”

Christina Aguilera “Save Me From Myself”

Ну что? Вперед? В следующей статье начнем работать с упражнениями.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика