Заголовок

Вокальные упражнения «в стиле soul». Общие принципы

А.Егорова | январь 2013

Если при прочтении предыдущих статей об истории музыки соул и ее характерных особенностях у вас возникло желание освоить новый стиль, или вы уже практикуете его, но хотите совершенствоваться дальше, то добро пожаловать в мир упражнений, разработанных специально, дабы открыть широкую дорогу вашему голосу.

Ранее я уже упоминала о том, что при условии интереса к данному стилю и проявлении усердия, его основами вполне может овладеть любой желающий. Дальнейший выбор будет за вами: вы сможете успешно применять полученные навыки в любом другом стиле современной музыки. Поскольку, как мы выяснили ранее, он помогает как развить голос, так и разнообразить репертуар, делая песни более интересными, насыщенными и импровизационными.

Техника соул широко применяется в популярной и рок-музыке, равно как и стать исполнителем песен, написанных в данном стиле, вполне возможно, почему нет? Американцы любят говорить: «Аретой (Френклин) стать нельзя, Аретой можно лишь родиться....» Безусловно, как и любой другой неповторимой личностью, ибо все мы индивидуальны.

И вокальные данные тоже у всех индивидуальны: при условии природной «голосистости» можно стать новой звездой музыки соул, а при не столь выявленном вокальном даре (так как нет людей, у которых нет голоса, в этом я совершенно четко уверена) можно помочь себе «вытащить» и развить голос, сделать его более гибким, и даже научиться петь любимые песни той же Кристины Агилеры, Уитни Хьюстон или Селин Дион, казавшиеся ранее недосягаемыми.

Вы готовы? Тогда к делу.

Перед началом упражнений необходимо обязательно познакомиться с общими рекомендациями, поскольку они, как бы, «выносятся за скобки» и должны применяться вне зависимости от того, с каким упражнением или песней вы работаете. Это важно! Поэтому отнеситесь внимательно, и не игнорируйте информацию, изложенную ниже, для пения современной музыки она столь же важна, сколь и опора – это, если хотите, «краеугольные камни».

Первое: певческая лицевая позиция с точностью противоположна той, что мы привыкли видеть у оперных певцов. Никакой опущенной вниз и вдвинутой назад челюсти, а наоборот - широкая свободная улыбка, как будто вы кусаете большое яблоко или же вам только что сообщили, что «вы выиграли миллион долларов» (пример моего преподавателя по вокалу). Улыбка не должна быть натужной, мышцы лица должны быть расслаблены так, как это естественно для вас, когда вы радостно улыбаетесь или смеетесь. Представьте, что вы, как Alicia Keys получаете «Грэмми»!

Можно потренироваться перед зеркалом, если данная позиция лица при пении вам еще не свойственна. Поскольку улыбаться нарочно, по заказу, не так-то просто, то на первых порах может наблюдаться подрагивание лица в области уголков губ, и это - хороший знак, это значит, что мускулы свободны.

Если вы посещаете спортзал, то наверняка знаете, что после занятия с гантелями, например, при расслаблении руки она может подрагивать. Это нормальная реакция расслабленного мускула, что вам и нужно. И далее, чем выше вы поете, тем больше должно быть раскрытие рта, то есть сразу отбрасывайте в сторону все комплексы по поводу пломб, неважно почищенных зубов или размазывания губной помады! Задача – звук!

Если рот широко не открывать, то нужный характер звука не получить, каким бы сильным он ни был, он получится, но не таким, каким он должен быть для пения поп музыки (ибо данная рекомендация не имеет отношения к конкретному стилю соул, а действенна для всей популярной музыки). Посмотрите на популярных западных «звезд» и сами убедитесь.

Второе: необходимо обязательно петь все мелодические упражнения на разные слоги, так как то, что получается на одну гласную, часто не получается на другую, в силу их специфики - открытости-закрытости и, соответственно, удобства произнесения; слоги же нужны ради согласных, от которых легко «отталкиваться» для взятия гласной и для того, чтобы потом, будучи исполнителем, не петь только гласными так, как это делают неважные оперные певцы, нисколько не заботясь о передаче текста, когда сидишь в зале и, листая брошюру с либретто, пытаешься догадаться, о чем ария...

Рекомендую пользоваться следующими слогами и в такой вот определенной последовательности: ла(ма)-лэ(мэ)-ли(ми)-ло(мо)-лу(му). Не путать с известным упражнениям всех времен и народов: ма-мэ-ми-мо-му, так как слоги поются не все подряд, а по-отдельности: сначала работаем со слогом «ла» (или же «ма», они альтернативны) и потом переходим к работе со следующим и т.д.

Третье: надо сказать несколько слов и о последовательности освоения.

Поскольку вокал – это некий вид ремесла, овладение определенными приемами ведет к овладению следующими. Тут мысль сложная, но постарайтесь ее правильно воспринять и понять. Внутри каждого приема существуют некие мелкие частички, детали, из которых он состоит. Любой красивый вокал – это совокупность массы отдельных мелких деталей, каждая из которых исполнена безукоризненно. И соул – не исключение, а даже стоит на первом месте.

Овладение предыдущей техникой влечет за собой «строительство» фундамента для следующей. Вокальная учеба в принципе своем состоит из наработки одного навыка, за которым следует другой. Именно в определенном порядке.

Ну, например, если не постигнуть, что такое опора, и не добиться этого эффекта в своем голосе, любой вокал станет недостижим. Как угодно можно пытаться работать с различными стилевыми «примочками», но результат будет удручающим, поскольку нет основы.

В освоении вокальных приемов соула нужно тоже соблюдать последовательность. И не переходить к следующему, пока не получился предыдущий. Так, например, взятие нот «с подтяжкой», которое пойдет чуть позже под номером 1, является некой основой для пассажей running, разговор о которых будет позиционироваться, как упражнение номер 3.

Поэтому спешка, желание сразу попробовать все - к успеху не приведет. Хотя может сложиться впечатление, что заняться освоением вокального rattle можно независимо от, например, приема drift. В принципе – да, но надежнее, все же, осваивать в предлагаемой последовательности.

*****

Итак, если информация из этой статьи понятна и не только принята к сведению, но и внимательно прочитана дважды – можно переходить непосредственно к самим упражнениям. Первое из них – взятие нот с подтяжкой и второе – тремоло (переходы из регистра в регистр) будут рассмотрены в следующей статье. Хотя, в сущности, первое упражнение – это получение свободной и радостной широкой улыбки на лице, как обязательного атрибута певицы популярной музыки, так что начинать нужно с нее…

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика