Заголовок

Вокальная опора и поддержка. Что такое анкеровка?

А.Егорова | апрель 2014

«Певческая опора» - как «А» в алфавите: заглавный термин обучения вокалу, термин, известный не только вокалистам любого уровня, но даже тем, кто никогда с вокалом не соприкасался. Если вокалист поет неважно, то любой, уважающий в себе эрудированную личность человек, скажет: «Опоры ему не хватает! Звук не опертый!»

Таким образом, певческая опора превратилась в магическое заклинание, миф, своеобразную стену, о которую часто разбиваются самые радужные мечты о вокале, а заодно и в призрак, так как мало кто способен на научном (а не эмпирическом) уровне объяснить, что же это за «зверь», и тем более научить ей. С подобной проблемой много лет назад столкнулась и я, и на долгие годы понятие «певческой опоры» стало для меня роковЫм.

*****

С самого детства я любила петь, и как только научилась подбирать песни на слух (где-то в 3 классе музыкальной школы), только и делала, что пела, аккомпанируя себе на фортепиано. Чаще всего это заканчивалось плохо: приходила мама и говорила: «Так петь нельзя! Голос звучит плохо!» На мой вопрос «почему», следовал неизменный диагноз: «Потому что ты поешь не на опоре!»

Иногда, правда, происходило чудо, и голос вдруг вырывался сам собой, и тогда я слышала: «Ну вот, наконец-то, на опоре!» Правда, странным образом, «опора» срабатывала почему-то лишь в определенных обстоятельствах: после хорошего отдыха на каникулах, хорошо выспалась, случайно приняла необычную позу (которой, к слову, тогда не придавала никакого значения), и только на классическом репертуаре: романсы, арии из опер.

В современном репертуаре, сколько бы я тогда ни билась, никакой опоры почувствовать не удавалось. Далее было обучение на музыкальном факультете с обязательными двумя часами академического вокала и опять... полный ноль.

Преподаватель предлагала держать себя за широкие ребра и чувствовать, как она не «сдувается», и как из нее при этом вырывается мощный поток какой-нибудь арии.

Все это казалось каким-то фокусом, разгадать который было выше моих умственных возможностей. А потом неудачная попытка поступить на Ордынку, на эстрадный факультет, и новый провал с уничижительным вердиктом: «Голос хороший, но не поставленный, нет опоры!»

*****

Надо сказать, что все те годы я не сидела, сложа руки, а пыталась докопаться до сути этого магического явления под названием «певческая опора», обратившись, как к литературным источникам, так и к объяснениям очевидцев, то есть педагогов по вокалу. То, что я слышала, звучало довольно абстрактно и противоречиво: «Надо дышать диафрагмой и на нее же опираться. Должен быть воздушный столб! Петь надо не горлом и не на связках, а класть звук на этот воздушный столб. Надо набрать воздух в живот и тужиться, пытаясь удержать его... Петь надо расслабленно!». Этот список можно продолжать до бесконечности, но уверена, что многие читатели сделают это сами.

Обладая логическим мышлением и вечным желанием вникнуть в теоретическую суть процесса, что неизменно помогало мне на практике, в данном случае я осознавала, что зашла в тупик.

Главное, что никак не укладывалось в голове - как же соединяются такие полярные понятия, как «опираться», что, как известно, требует определенного усилия, и «расслабляться». Как можно одновременно быть расслабленной и опираться на что-то? Богатое воображение сразу рисовало пьяного, привалившегося к фонарному столбу. Опустим подробности о том, на какие мысли наводила меня логическая цепочка из «тужиться-удерживать-расслабляться»....

*****

В ходе последующего обучения и долгих поисков истины что-то начало проясняться. Впервые стали вырисовываться такие понятия, как «поддержка» и «опора», что, согласитесь, не одно и то же. Когда вы в первый раз встаете на коньки, то обопрётесь ими о лед, и, соответственно, лед станет вам опорой.

Но если ваш наставник вовремя не ухватит вас за рукав, то вы очень быстро окажетесь на льду, но уже не коньками, а более болезненной частью тела. В данном случае ваш наставник - это поддержка. Правда, по мере того, как вы совершенствуетесь в катании, функцию поддержки начинает выполнять равновесие.

Финалом всех мытарств стало открытие анкеровки: понятия вокального Метода Voice Craft, открыто заявляющего, что дыханию не учит, так как это «бизнес преподавателей по вокалу».

На практике же концепция Voice Craft единственная, научно объяснившая то, что оставалось для меня тайной много лет. Пазл, наконец, сложился. Из хаотичной мозаики сложилось слово «Анкеровка».

*****

Название происходит от английского слова «anchor», что означает якорь, соответственно «to anchor» - «бросить якорь, встать на якорь».

Anchor Ship Anchor
Sting Anchor

Она выполняет несколько функций.

• Подобно якорю, удерживающему корабль и не позволяющему уплыть в неизвестном направлении, поддерживает выдох вокалиста и не дает ему «сдуться» в один момент, «ударив» по связкам мощным потоком воздуха, а заодно и «уплыть» в интонировании.

• Подобно каркасу из арматуры, препятствующему как деформации, так и развалу железобетона, выравнивает «костяк» вокалиста: правильное соотношение головы, шеи и тела, не позволяя звуку деформироваться или «сломаться».

• Подобно атлантам, держащим небо на «каменных плечах», принимает на себя основную тяжесть вокальной работы, дабы снять нагрузку с голосовых связок.

Anchor Female

Таким образом, анкеровка - это использование крупных мышц (головы, шеи и тела) для поддержки воздушного потока и мелких мышц голосовых связок. Анкеровать, значит петь с поддержкой.

Anchor Male

Анкеровку принято разделять на 2 группы:

1) голова, шея
2) тело

Это связано с тем, что, во-первых, контролировать изолированно каждую группу проще; во-вторых, потому что задачи у них несколько разные.

Анкеровка тела влияет на вокальный выдох, то есть создает поддержку звуку. Попробуйте спеть что-нибудь, развалившись на диване в расслабленной позе. А теперь встаньте в позу оперного певца и спойте ту же песню и сравните звук.

Анкеровка головы и шеи создает пространство для гортани в целом, позволяя ей двигаться свободнее. Если вам приходилось лазать в детстве по канату или по тонкому столбу, то вы наверняка заметили, что чем фиксированней основа, тем легче лезть. То есть по гнущемуся и качающемуся канату лезть сложнее.

Общее для обеих анкеровок то, что они помогают освободить, «разгрузить» голосовые связки.

*****

На этом знакомство с понятием «анкеровка» заканчивается, а в следующей статье поговорим о ней более детально, применительно уже к практическим навыкам.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика