Заголовок

Язык в пении

И.Рамзина | март 2015

Любому вокалисту, желающему добиться серьезных результатов в своем «ремесле» (чтобы оно стало впоследствии мастерством), полезно и даже необходимо в определенных пределах знать собственную вокальную анатомию. Какие органы и как «отвечают» за создание того или иного звука, накладывают отпечаток на его окраску (тембр), помогают или, наоборот, мешают свободной работе вокального аппарата.

В данной статье затрону один из важнейших мышечных комплексов, который оказывает чрезвычайно важное влияние на звук голоса человека - язык.

*****

Язык - это действительно мышца, но состоящая из нескольких мускулов, поэтому правильнее назвать ее не просто мышцей, а именно мышечным комплексом. Анатомия выделяет 8 отдельных мускулов (хотя привычнее называть все же мышцами), деля их на 2 группы - скелетные и собственные мышцы языка.

В первую группу включаются шилоязычная, подъязычно-язычная, подбородочно-язычная и хрящеязычная мышцы. Во вторую - нижняя продольная, верхняя продольная, поперечная и вертикальная.

Благодаря такому сложному строению язык человека, как известно, может совершать сумасшедшее количество различных движений, но, что самое главное, принимать гигантское разнообразие своих форм. Как выразился кто-то из ученых: «...напоминает водяной шар - если вы деформируете его в одном месте, то он сразу же изменяется и в других местах...».

Вот эта возможность языка принимать совершенно разные формы и важна вокалисту.

*****

Ведь в сущности вокал - это гласные звуки. Именно от того, как звучит ГЛАСНЫЙ и зависит восприятие голоса. Конечно, важна дикция, важно умение верно и понятно передать текст песни, а за это отвечают как раз согласные звуки, но...!

В пении (независимо от его стиля) длительность согласных звуков по сравнению с длительностью гласных ничтожно мала, на то оно и ПЕНИЕ, а не речь. Особняком стоит рэп, конечно, но никто не говорит, что рэп нужно петь, принято выражаться - «читать рэп».

Таким образом, качество голоса и его возможности оцениваются слушателем практически на 100% по звучанию гласных звуков. И вот именно в звучании гласных язык принимает самое непосредственное участие! Несколько парадоксальное заявление, не правда ли?

В массе источников (как литературных, так и сетевых) можно встретить как раз совершенно иную точку зрения - язык не должен принимать участие в создании гласных в вокале, поскольку его «включение» в процесс обязательно изменит форму основного, то есть ротоглоточного резонатора, а это ни в коем случае недопустимо. Давайте поподробнее посмотрим на всю эту «кухню».

*****

Если «статистически» посмотреть на то, как пишут о положении языка различные специалисты (и серьезные, и «несерьезные»), то можно прийти к двум основным выводам:

- в пример и доказательство, как правило, приводится исполнение классических произведений;

- превалирует мнение, что язык должен быть «уложен», причем некой «ложечкой», упираясь кончиком в нижние передние зубы (или касаясь их), и ни в коем случае не должен «стоять горбом».

Существует, конечно, масса других «правил» и «подправил», однако при вдумчивом рассмотрении все их можно свести к основным двум.

В вокале (да и не только в нем) принято рассматривать язык, выделяя не столько его анатомические особенности, сколько некоторые условные «зоны» этой мышцы. Взгляните на рисунок, вот эти зоны.

Zones of tonque

Здесь 1 - корпус языка, 2 - кончик, 3 - плоскость, 4 - спинка, 5 - корень.

Для вокала, прямо говоря, нужно не так уж много. Необходимо научиться «не проваливать» корень языка. И этого вполне достаточно. Хотя язык, занимая большой объем ротоглотки, все равно будет влиять на любую гласную, ведь разные звуки, разные высоты… Да и сам язык мышечно связан с гортанью, поэтому ее движение так или иначе будет оказывать влияние на положение и форму, в первую очередь, корня языка.

Но в данном случае, как совершенно справедливо пишет «Вокальный словарь»:

«Вопрос рационального положения языка в пении решается индивидуально, исходя из наибольшего для певца удобства, наилучшего качества звука голоса и чистоты произношения гласных.»

То есть универсальных правил, получается, нет. А почему же тогда так часто встречается утверждение о том, что язык непременно должен быть «уложен ложечкой»?

*****

Моя коллега Анастасия Егорова нашла ответ на этот вопрос. В Италии. Вот он:

«Язык «ложечкой» является одним из самых нелепых распространяемых в вокале мифов. Почему «ложечкой»? Да конечно же не из-за его формы! Как думает огромное количество вокальных педагогов, добиваясь от учеников его низкого положения, да еще и с вмятиной посередине. Некоторые и вовсе доходят до того, что придавливают ученику ложкой корень языка, заставляя держать язык как можно ниже (что может вызвать рвотный рефлекс – прим. моё).

В итальянской вокальной школе, откуда и пошла техника, язык «ложечкой» - это сжатый язык. Состояние, когда сзади корень выдвигается вперед, и при этом спинка языка упирается в верхние зубы, а кончик языка завернут назад. Язык, таким образом, укорачивается и создает больше места во рту для резонанса.

Старые итальянские мастера вокала использовали ложку для позиционирования языка, но отнюдь не для его продавливания. Они опирали ложку о кончик языка так, чтобы ученик толкал язык в направлении этой ложки, как бы выталкивая ее. При таком упражнении корень языка передвигался вперед, а кончик языка уходил назад, а язык, соответственно, создавал некий горб в своей средней части.

В последующем, естественно, ложка убиралась, и ученик должен был сам упражнять такое положение языка.»

Для читающих на английском в подтверждение того, о чем я пишу, вот эта статья - http://www.voiceteacher.com/tongue.html.

Как видите, универсальное правило все же существует, и формулируется оно именно так:

КОРЕНЬ ЯЗЫКА НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОВАЛЕН, А САМ ЯЗЫК ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ ФОРМУ ГОРБА С ВЫСОКОЙ СПИНКОЙ .

То есть, все наоборот, а совсем не так, как учат многочисленные «гуру» в российских вокальных классах и в Рунете.

Взгляните, чем выгодно отличается ВЫСОКОЕ положение языка от низкого, с проваленным корнем:

Nizkaya poziciya yazyka Vysokaya poziciya yazyka

Как раз именно в высоком положении язык способствует открытию глотки, а ведь она, в свою очередь, создает низкую форманту, без которой ни один гласный звук в пении не будет звучать полноценно! Глотка должна быть ОТКРЫТА. Кстати, на рисунках голубым цветом схематично изображен поток ЗВУКА, а не воздуха.


*****

У современного вокалиста «тяга» к высокому положению языка должна быть даже больше, чем у классика. Сегодня хоть популярный репертуар, хоть рок, хоть соул и госпел поют, используя именно высокую позицию. ЯЗЫКА! Не путайте с пресловутой «высокой позицией», о которой постоянно напоминают классики, это разные вещи.

Кроме того, одной из разновидностей высокого языка является СЖАТЫЙ язык (о котором написала Анастасия), часто используемый в интенсивном вокале, на мощных и харАктерных нотах. При таком положении кроме создания «горба» наблюдается еще и загиб кончика языка вниз. Благодаря этой практике вокалист стремится как бы сжать язык в направлениях от кончика и корня к середине этой мышцы. Чем еще больше способствуют нужному резонансу в ротоглотке в данный конкретный момент исполнения!

Присмотритесь к тем видео, где достаточно хорошо заметен язык в открытой ротовой полости певца (певицы). Если язык находится в низкой позиции, «уложен ложечкой», то, как правило, его не видно. А вот если он ВИДЕН во рту певца, то это может быть лишь в одном случае, когда язык принял высокую позицию. Ведь камера не смотрит на вокалиста «сверху», обычно ее располагают на уровне лица или даже ниже. И уж если при таком расположении язык виден… Сами должны понимать, будь язык внизу, камера бы его не зафиксировала.

Конечно, увидеть возможно лишь при крупном плане и на достаточно высоких нотах, когда ротовое отверстие расширено.

VysPoz VysPoz2

Язык в данном случае – в высокой позиции.

*****

Язык определенным образом связан с гортанью (в статье об этом написано чуть выше). И, естественно, когда гортань понижается, то «тянет» вглубь и вниз корень языка, в некотором смысле «запирая» глотку. Вот вам еще одно свидетельство того, что чрезмерное понижение гортани при пении (которое часто требуют выполнять педагоги-академисты), на самом деле портит вокал, а не помогает ему.

«Пение на зевке» - достаточно устаревшее требование, в частности еще и потому, что такой мышечный прием, как зевок, практически не позволяет получить высокий (и сжатый) язык, ведь мышцы-антагонисты не могут работать одновременно.

Однако существуют упражнения, которые позволяют вокалисту научиться управлять положением гортани независимо от формы и положения при этом своего языка. Разорвать, так сказать, мешающую связь. Конечно, упражнения достаточно непростые.

Разработаны они в рамках той деятельности, которую проводит международная организация Estill International, и включены в комплекс обучения вокальной технике, названный Estill Voice Training (EVT). В настоящем 2015 году этот тренинг впервые появился и в России.

*****

Перефразируя высказывание барона Мюнхгаузена в исполнении Олега Янковского из культового фильма «Тот самый Мюнхгаузен» стоит призвать тех вокалистов, кто хочет достичь реального успеха: «Тренируйтесь, господа, тренируйтесь!»

Вот только для хорошего пения не нужно «тренировать диафрагму», есть масса других мышц, которые нужно тренировать, и язык – лишь одна из них.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика