И.Рамзина | сентябрь 2011
«Вокальное упражнение номер один» - это название данной статьи. Пусть оно Вас не обманывает, для различных методик номером один может быть совершенно другое упражнение. Я считаю, что самым первым вокальным упражнением для начинающего должно быть то, о котором я пишу на странице «Вокал для взрослых. С чего начать?», однако это не умаляет важности данного упражнения.
В нашей психологии так сложилось, что под номером один мы воспринимаем не только порядковое место чего-либо в ряду соседей, но и САМОЕ ГЛАВНОЕ, САМОЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ, САМОЕ ОСНОВНОЕ. Вот с этой точки зрения данное вокальное упражнение можно считать НОМЕРОМ ОДИН! Для чего? Для нахождения пресловутой ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ.
Кто и когда придумал это упражнение, мне неизвестно. Если знаете, поделитесь, буду благодарна, ибо это вокальное упражнение действительно может творить чудеса! Я, не буду скрывать, познакомилась с ним, как и многие другие мои коллеги, изучая вышедшую несколько лет назад в России книгу С.Риггса «Пойте, как звезды!»
Сущность упражнения довольно проста – нужно исполнить трель, используя губы.
Что же сложного? А Вы попробуйте…
Кто помнит свое детство, может сказать, и будет прав, что так дети, зачастую, имитируют работу мотора. Например, игрушечного автомобильчика. Очень похоже, верно? Почему же у взрослого возникают сложности и звук «рассыпается», его сбалансированность куда-то исчезает? ВОТ! В этом вся прелесть, или, как говорят «вся фишка»!
Даю цитату из своего вокального учебника «Технические основы пения» (в этой статье цитаты из него выделены цветом):
«Если вибрация не получается, то, скорее всего, Вы используете много воздуха, и в процесс вмешиваются внешние мышцы, создавая зажатия. Придется научиться подбирать его ОПТИМАЛЬНОЕ количество.»
В данном случае губы некоторым образом «отражают», или «повторяют», или «соответствуют» (выберите сами, что Вам ближе) работе наших вокальных складок. А в чем это соответствие? В том, что губы будут колебаться, издавая звук мотора только в том случае, если количество воздуха изнутри будет в точности совпадать с ОПТИМАЛЬНЫМ для данного процесса.
Усильте выдох – мотор превратится в сигнал, ослабьте – мотор заглохнет (губы перестанут вибрировать). Только оптимальное количество воздуха заставит «мотор» работать правильно.
«А сколько нужно воздуха, Ирина Андреевна?», - бывают и такие вопросы… Ну и как отвечать?
Вот именно, само упражнение для того и придумано, чтобы КАЖДЫЙ, кто его исполняет, НАШЕЛ для себя это КОЛИЧЕСТВО воздуха!
На отрезке видеоролика с 36-ой секунды по 40-ю происходит постепенное переключение связок в фальцетный режим, в данном случае студент еще не умеет проходить регистровый порог голоса плавно, но именно это упражнение помогает постепенно добиться такого эффекта.
«Переход от низких нот речевого регистра к высоким может вызвать трудности, особенно в первый раз. В любом случае необходимо стараться выполнять упражнение без резкого «перелома» голоса (появления фальцетного звучания), добиваясь ровности, связанности тембра. Достигать этого тоже нужно при помощи регулировки количества воздуха. Можно облегчить себе исполнение упражнения, если по мере «подъема вверх» постепенно наклоняться вперед.»
Упражнение выполняется под фонограмму (хотя можно и без нее), при этом соблюдается принцип постепенного увеличения нагрузки, о котором я пишу в статье «Вокальное упражнение и распевка». То есть Вам придется петь такую трель все выше и выше… Однако, мелодия, под которую можно исполнять это упражнение, может быть совершенно разной, дело не в ней, а в самом приеме - трели губами.
«Губы можно слегка растянуть пальцами, но при этом все: и губы, и другие мышцы лица и горла должны оставаться расслабленными. Вибрация поддерживается только засчет воздуха! Губы вибрируют свободно и как можно более равномерно. Чем меньше скорость вибрации, тем лучше, но начните с быстрой, замедляя постепенно по мере привыкания к упражнению.»
При этом усердствовать в растягивании губ не нужно, в любом случае правильное исполнение должно происходить без помощи пальцев, но в начале помочь себе можно:
И главная прелесть в том, что постепенно поднимаясь по диапазону и следя ТОЛЬКО ЗА ТЕМ, чтобы губы вибрировали (то есть количество воздуха было оптимальным), Вы абсолютно свободно преодолеете регистровый порог собственного голоса! Ух ты, а я уже в головном регистре, и даже не заметил (не заметила), как я там оказался! Абсолютно справедливо, именно так и происходит!
Этому помогает импеданс, о котором я пишу в статье «Как развить голос… мычанием!» Если читали, то понимаете, о чем идет речь. Ваш рот при исполнении данного упражнения закрыт, связкам легче справляться с давлением, возникающим под и над ними, ваше внимание может быть направлено исключительно на поддержание вибрации губ – об остальном просто не нужно задумываться! Координируйте воздух, чтобы губы вибрировали, вот главная задача.
Регистровый механизм голоса сработает все равно на какой-нибудь, присущей Вашему голосу, высоте, но связки при этом не растянутся МГНОВЕННО, а будут плавно видоизменяться, что не даст голосу «свалиться» в фальцет. В этом упражнении фальцета вообще быть не может, потому что сначала «рассыплется мотор», губы перестанут вибрировать. Это можно наблюдать в первом видеопримере. А вот уже другое, более «продвинутое» исполнение:
Подобная координация работы связок с воздушным потоком происходит и в процессе непосредственно пения. Как губы в «вокальном упражнении номер один» наши связки оптимально вибрируют лишь в том случае, когда посланный на них поток воздуха по своему количеству и интенсивности соответствует возможностям обработки. Вспомните автомобильные пробки! Сравнение, конечно, грубое, но наглядное. Не может перекресток «обработать» количество машин – пробка! И, как следствие – зажим…
Такое упражнение применяется ВСЕМИ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ преподавателями современного вокала (в России принято говорить – эстрадного), оно используется, как распевка, и «звездами» - ведь это «вокальное упражнение номер один»! Любая современная «звезда» его когда-либо выполняла или выполняет до сих пор, ведь оно прекрасно подходит для разогрева голоса подготовленного вокалиста! Кроме того:
Привыкайте также к РЕЗОНАНСНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ - ощущениям того, где рождается у Вас внутри звук. На низких нотах кажется, что он идет прямо изо рта, по мере повышения звука Вы начинаете чувствовать, что он идет все дальше и дальше из-за мягкого нёба.»
А вот как это упражнение могут исполнять мастера!
В заключение скажу, что КАЖДОЕ занятие вокальной техникой лучше начинать именно с этого упражнения. И даже больше – не освоив этого упражнения вряд ли стоит двигаться дальше…
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник