Заголовок

Вокальное упражнение и распевка

И.Рамзина | сентябрь 2011

Учеба вокалиста немыслима без вокальных упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с этим утверждением бесспорно. Просто на собственной практике оценили пользу вокальных упражнений не один раз. И не десять, и не сто… В сущности, РАЗВИТИЕ вокальных навыков – это определенный набор вокальных упражнений, исполненных определенное количество раз вашим конкретным голосом. Причем, как сам набор, так и количество раз может быть совершенно различным для разных людей. Но, в любом случае, ВОКАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ – главный инструмент вокалиста.

Вокальным называется только такое упражнение, при исполнении которого происходит фонация, то есть вокалист ПОЁТ. Очевидно, что не все упражнения, которые применяются для развития голоса – вокальные, есть и много других (дыхательных, артикуляционных, дикционных), но вокальное – смотри предыдущий абзац.

Известна старая легенда о знаменитом певце мирового (по тогдашним меркам) уровня, приведенная в книге профессора К.И.Плужникова «Механика пения»:

«Никола Порпора, композитор, представитель неаполитанской оперной школы, один из самых знаменитых вокальных педагогов XVIII века, однажды спросил молодого певца-кастрата: «Можешь ли ты дать мне слово слепо слушаться меня и повиноваться мне все то время, пока я буду твоим педагогом?» «Да, маэстро, - ответил тот, - слово я вам даю». Порпора взял тогда страницу линованной бумаги, обозначил там диатонические и хроматические гаммы, восходящие и нисходящие трели, группетто, форшлаги, различные отрывки вокализов и трудные интервалы. «Пой эту страницу», - сказал Порпора своему ученику. Ученик пел ее в течение года. В конце концов, он начал роптать, но педагог напомнил ему о данном обещании. Эти упражнения выполнялись еще два года. В конце четвертого года маэстро добавил к этому уроки артикуляции, произношения и декламации. Потом, когда раздосадованный ученик думал, что он все еще у азов своего певческого образования, Порпора сказал ему: «Иди, сын мой, тебе больше нечему учиться: ты первый певец Италии и мира!» Он говорил правду, так как этим учеником был Гаэтано Майорано по прозвищу Каффарелли.»

Страница линованной бумаги, которую дал учитель ученику, известна до сих пор как «Листок Порпоры» и почитается классической вокальной школой даже в наше время.

Вы можете и сами найти упражнения, написанные в «Листке Порпоры», если поищете эту информацию в Интернете. В этом листке всего… 17 вокальных упражнений! И этого хватило Каффарелли! Правда, пел он их четыре года…

Легенда поучительна во многих смыслах, но вернемся к одному из них – к вокальному упражнению.

Невозможно пересчитать все, придуманные вокальными педагогами вокальные упражнения, их слишком много. Однако в своей практике любой вокальный педагог использует ограниченный набор, ибо нет никакого смысла пытаться применить все, что изобретено за века. Тем не менее, большинство известных и популярных (потому что действенных) вокальных методик используют преимущественно небольшое количество одинаковых упражнений. Ну, во-первых, потому, что создать что-либо новое и эффективное в этом деле крайне сложно, «все уже придумано», во-вторых, зачем искать «от добра добра»? Важно в этом деле другое.

Важно, чтобы вокалист понимал, ЧТО и ЗАЧЕМ он делает. Возможно, Каффарелли потребовалось бы меньше времени, но, видимо, Порпора мало что ему объяснял (шучу!)…

Итак.

Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из СЕКВЕНЦИЙ. Секвенция – мелодический или гармонический оборот на другой высоте, следующий непосредственно за первым проведением. В музыке мастером секвенций заслуженно считается П.И.Чайковский. Что касается вокального упражнения, то его секвенции КАК ПРАВИЛО, хотя и не всегда, отличаются друг от друга на ПОЛТОНА.

Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных МЫШЦ человеческого организма, а для развития мышц требуется ПОСТЕПЕННОЕ увеличение нагрузки на них. В данном случае речь не об их росте, как в спортзале, а о приобретении ими соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объеме, иначе – фальшь в голосе, пестрота тембра, перенапряжение и усталость.

Полтона в европейской музыке – наименьший музыкальный интервал. Он называется МАЛОЙ СЕКУНДОЙ. Естественно, малая секунда – минимальная порция увеличения нагрузки.

Сама секвенция в вокальном упражнении может состоять из звуков, расположенных в достаточно большой тесситуре, в октаву!

И даже в полторы!

Как же так? Минимальная нагрузка и, вдруг, октава и более? Обратите внимание, сама секвенция – это «кусочек» некой мелодии, а мелодию нельзя рвать на части, иначе она перестанет быть мелодией. То, что данная мелодия пока вокалисту недоступна, говорит лишь о том, что ему пока рано использовать данное упражнение как инструмент для развития собственного голоса. Поездите пока на «Жигулях», до «Феррари» нужно дорасти. Зато потом вы сможете многократно повторять (повторение – мать учения) такую сложную мелодию, но уже на разных высотах, и вот тут вступит в силу принцип постепенного увеличения нагрузки.

Вывод следует очень простой – встретившись с новым вокальным упражнением необходимо, в первую очередь, очень хорошо выучить ОДНУ секвенцию (как мелодию – в песне). Часто вокалисты, желая побыстрее достигнуть результатов, пытаются петь вокальное упражнение на всем доступном им диапазоне, не запомнив, как следует, его мелодии. Такая работа – работа впустую, интервалы и последовательность звуков в вокальном упражнении специально подобраны, исполнять его нужно точно. Как себе в этом помочь? Очень просто!

Разучивать любое вокальное произведение (а упражнение, это тоже вокальное произведение) следует обязательно в небольшом темпе. Вы сами поможете себе запомнить все нюансы мелодии, набор определенных гласных и точки перехода от одной гласной к другой, если не будете спешить. Нужно уметь «не проскочить поворот», выражаясь автомобильным языком. Никогда не пытайтесь исполнить новое для вас вокальное упражнение сразу в том темпе, который вы услышали в исполнении подготовленного вокалиста. Это для него упражнение привычно, а для вас – неисследованная территория, подходить к которой нужно с соблюдением мер предосторожности, то есть – без спешки!

Чуть выше я говорила о том, что большинство методик обучения вокальным навыкам имеют в своем составе небольшое количество вокальных упражнений, но их вполне достаточно. Это потому, что каждое вокальное упражнение – мультизадачное (мульти – много). Исполняя любое упражнение, вокалист вырабатывает и тренирует сразу НЕСКОЛЬКО навыков. Соответственно, исполняя одно и то же упражнение в РАЗНОЕ время, можно обращать особое внимание на РАЗНЫЕ аспекты, то есть, иными словами, использовать один и тот же инструмент для разных работ.

Общераспространенное название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы и т.п. Да, это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения певцу уже хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идет. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста) упражнения. Как в спортзале, для разминки используют снаряды с небольшим весом, чтобы потом на тренировке работать с большим. Любая вокальная «звезда» имеет в своем распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» - не совсем тождественны, хотя и близки.

По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определенных усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные, «родные». Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.

Для певца, владеющего ВСЕЙ возможной палитрой технических навыков, даже распевка выглядит, как нечто совершенно невыполнимое в глазах начинающего вокалиста, вот послушайте, упражнение выполняется приемом acapella, без музыки:

В следующей статье я, на примере одного из самых начальных и популярных для современного вокалиста упражнений, постараюсь показать некоторые особенности подхода к разучиванию и исполнению вокального упражнения.

Ибо лучше показать на примере.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика