И.Рамзина | январь 2012
Одним из важнейших навыков для подготовленного вокалиста является умение управлять силой своего голоса в процессе фонации (пения), и это умение реализуется для слушателя как изменение громкости вокала. Казалось бы, ничего сложного, говорить громче-тише мы умеем с детства. Говорить-то да… Но вокал – не речь! Изменение его громкости не так-то легко осуществить на практике, в момент самого пения!
Как было показано в предыдущих статьях «Сила голоса», «Как петь громче? Вокальная координация» Само СОЗДАНИЕ сильного, но, при этом, ВОКАЛЬНОГО звука – уже непростая задача! А ведь этой характеристикой (громкостью) нужно еще и управлять! То есть петь тише или громче в зависимости от СОБСТВЕННОГО желания, а не вследствие внешних причин – ветра, шума публики, громкости музыкального сопровождения. Да и необходимость петь с изменением ДИНАМИКИ (так правильно в вокале называется громкость) диктуется вовсе не внешними факторами. Не забывайте, ГЛАВНАЯ задача певца – передать публике ЭМОЦИЮ, заключенную в музыке! Вокальная техника лишь помощник в реализации этой ГЛАВНОЙ задачи.
«Неровная динамика вокала: самое большое различие между вокалистами-суперзвездами и нами, это не подача, тон или вибрато (Давайте взглянем правде в глаза: некоторые из лучших коммерческих исполнителей - ужасные певцы, по крайней мере, в классическом смысле). Скорее всего, «хорошего» певца от «великого» отделяет динамика. Великий певец знает, как управлять громкостью его голоса и, что еще более важно, когда изменить его громкость.»
www.songradar.ru
Как нельзя более серьезно к решению (управлению динамикой) подходят в вокале классическом. Репертуар требует! Ведь опера, мюзикл – род спектакля, эмоции героев обязательно должны «правдиво» выглядеть, и певец не может игнорировать необходимость динамического «оттенка» звука голоса в зависимости от того, что происходит на сцене. Раздумья и терзания главного героя нельзя петь ярко и мощно, так же, как скорбь и предчувствие беды. А вот праздник победы и/или любви не воспримется слушателем, если вокал певца не будет «на пределе» его громкости! Когда наша сборная показывает великолепный футбол (хоккей, баскетбол и пр.), обыгрывая мощного соперника, мы ведь орём от восторга!
Способность управлять силой своего голоса так, чтобы наилучшим образом передавать идейно-эмоциональную задачу самогО музыкального произведения называют в классическом вокале ФИЛИРОВАНИЕМ. Это - технический прием, несмотря на его связь с философией искусства.
"Хабанера" из оперы "Кармен"
Л.Казарновская "Чардаш Илоны" из оперетты "Цыганская любовь"
«Оттенки» громкости в музыке (и вокале, как ее части) принято делить на «ступени». Вот они:
Эти ступени - не физического свойства, они относительны. Вы читали в статье «Сила голоса», что сила звука с точки зрения физики оценивается единицей измерения, называемой ФОНОМ. В музыке все не так. Существует градация громкости, которую невозможно выразить точным физическим описанием, она, скорее, продукт «профессионального восприятия» музыкантами силы звука. Причем такая музыкальная градация громкости применима к КОНКРЕТНОМУ произведению, к конкретной песне, арии, романсу и т.д.
Так, например, меццофорте в быстром, праздничном, торжественном, «блещущем» произведении не будет (в фонах) соответствовать меццофорте в лирической песне, или «задумчивой» балладе. Хотя, скорее, в произведении такого характера будет не меццофорте, а меццопиано. Все дело именно в «характере» данного музыкального произведения. Возможно, вы подумаете, что это глупость, ну зачем такие сложности? Скорость меряют километрами в час или метрами в секунду, почему музыка не «хочет» быть «точной» с точки зрения физики? Потому что искусство – это «лирика», а не «физика», такие «сложности», во-первых, традиция, ведь вокалу, как искусству очень много лет, а во-вторых, и это, на мой взгляд, важнее, такая градация как нельзя лучше соответствует необходимости для вокалиста «вживаться» в данное конкретное произведение, как актер должен уметь вживаться в роль. Ну не будет же он на репетициях измерять громкость голоса каким-нибудь прибором! А вот эмоцией – должен!
А.Миронов "Белеет мой парус" из к/ф "Двенадцать стульев"
Зачастую именно АКТЕРЫ поют динамически более верно, чем даже профессиональные певцы. Несмотря на то, что «вокала не хватает». Это лишний раз подтверждает, что вокалисту не грех поучиться и театральному искусству, и не только для умения «вести себя на сцене».
Но уровни громкости – это именно «ступени». Нужно еще и «ходить» по этим ступеням! С точки зрения и музыки, и вокала «ступенчатое» изменение громкости нужно очень редко. Да и как будет звучать мелодия, если «прыгать» в ней от p к f чуть ли не на каждой ноте? Какое-то «динамическое стаккато» получится! И петь будет очень неудобно! Поэтому существуют даже более важные (с точки зрения вокалиста) понятия – «крещЕндо» и «диминуЭндо». Они обозначают ПЛАВНОЕ изменение громкости от «ступени» к «ступени». Вокал основан на длинных гласных звуках, громкость которых в момент их пения (фонации) можно увеличивать или уменьшать только плавно, пусть даже и в очень короткий промежуток времени. Ведь «плавно», это не «мгновенно»! Крещендо – увеличивая громкость (<), диминуэндо – уменьшая (>).
Запомнить просто, если представить, что знак напоминает открывающийся или закрывающийся… РОТ! Шире рот – сильнее звук, уже – тише.
Грамотный музыкант скажет: «Здесь крещендируй от Е к А…», а не грамотный: «Спой А громче, чем Е…» Музыкальный язык гораздо точнее передает необходимые в музыке ДЕЙСТВИЯ, чем обычный бытовой. Как, впрочем, и любой другой СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ язык.
Ну и ни в коем случае нельзя забыть об АКЦЕНТЕ. Акцент — выделение громкостью определенной ноты или доли в такте. Это – чисто музыкальный прием, применяемый в вокале при помощи изменения громкости, ведь чем же еще вокалист может акцентировать, если не громкостью? У него единственный инструмент – собственный голос.
ВОКАЛЬНАЯ ДИНАМИКА - элемент, необходимый для любых стилей, вот взгляните, как она проявляется, например, в джазе:
Вы знаете, что песня, состоит из двух-трех (иногда и больше) смысловых и музыкальных частей, которые повторяются в определенной последовательности. Это куплет, припев и, именно в современном вокале, бридж, некая «переходная» от куплета к припеву часть. Внутри этих частей динамические оттенки возможны и даже необходимы.
Л.Долина "Стена"
Динамика существует в вокале не только применительно к большим частям песни. Ведь сами эти части делятся на еще более мелкие – фразы, а фразы – на слова и слоги. И даже внутри слогов хороший вокалист почувствует необходимость применить динамику! Поэтому говорить о динамике в вокале необходимо с точки зрения самых мелких частей – слогов и отдельных гласных. Каждая гласная исполняется настоящим певцом динамически выверенно, так же, как и каждая нота в партии отдельного музыканта, даже если он играет в огромном симфоническом оркестре.
R.Gaines "Good Times"
Вспомните сейчас себя на школьных уроках. Читает одноклассник выученное стихотворение (Пушкина, например, или Блока…), а «как-то без выражения» читает… Вот! «Без выражения» - это и есть БЕЗ ДИНАМИКИ! Сопоставьте в своем восприятии чтение стихов с выражением и без него, а теперь мысленно перенесите это восприятие на вокал! Пение «без выражения» и отличает просто певца от Певца. Вспомните и еще раз послушайте свои любимые песни. Но, обращая внимание на «выражение», с которым их поют.
Исполнение ноты «высоко» или «низко» зависит не от вокалиста, а от самой музыки, в ноту нужно попадать «при любом раскладе», тембр же голоса, как его основная «краска», зависит именно от ДИНАМИКИ! В реальном вокале, а не в теоретическом. Поэтому певцу остается самая «выразительная» часть - вокальная динамика!
Таким образом, навыки управления силой голоса вокалисту необходимы, поскольку петь нужно уметь разный репертуар. Но эти навыки будут бесполезны, если не будет самой СИЛЫ, того, чем нужно управлять. Красивая, эффектная песня, исполненная «вполголоса» и без динамики просто потому, что вокал не развит, хоть и музыкально грамотен, воспримется слушателем как досадная «муха» - ну, прожужжала, и иди отсюда… Обращать на тебя внимание нет ни желания, ни времени… Не «зацепила»!
И наоборот! Пришел заниматься студент с сильным голосом, а менять, управлять этой силой не может. Не может – не беда, плохо, если НЕ ХОЧЕТ, научиться-то всегда возможно… Поэтому, как писала в статье «Тембр голоса и громкость голоса», сила вашего голоса на начальном этапе вокальных занятий большого значения не имеет, ее можно РАЗВИТЬ, вырастить. А вот «выражение», с которым вы будете петь ту или иную песню… всецело будет зависеть только от ВАС!
С чего начать «выращивание» сильного звука? С УПРАЖНЕНИЯ.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник