И.Рамзина | апрель 2013
Эта статья (вернее, первая часть, всего их – четыре) начинает новую небольшую рубрику, которая должна быть выделена из информации сайта в свой кластер. Речь пойдет о высоких нотах, о существующих в вокале различных техниках их создания. Само по себе понимание этих техник уже изобилует огромным количеством заблуждений, что-то, кто-то, где-то слышал, рассказал, дал послушать (как в известном анекдоте – «мне Рабинович напел»), но в тонкости не вдавался, отсюда масса сумбура в понимании, в общем-то, не таких уж сложных процессов.
Вот и постараюсь в этом небольшом цикле расставить «точки над Ё».
Вне всякого сомнения (я сужу по переписке сайта с посетителями и задаваемым вопросам), тема пения высоких нот является, наверное, самой популярной. Вне зависимости от возраста поющего или учащегося петь, вопросы в разных интерпретациях текста о том, как петь высокие ноты, встречаются постоянно. Юноши и девушки, мужчины и женщины – все интересуются таким важным для любого вокалиста предметом.
Это вполне естественно, ведь наши природные механизмы голоса предусматривают лишь один метод создания высоких звуков голоса – фальцетный (головной, верхний, высокий) регистр. Других способов нам ПРИРОДА не дала, зато люди научились «обходить» ее преграды. Правда, исследования ученых, которые в совокупности изложены в работе Л.Дмитриева с группой других авторов «Основы вокальной методики», выявили существование аномалии в некоторых голосах.
Аномалия эта заключается в том, что голосовые складки некоторых людей (их очень мало, но они, все же, есть) работают по-разному. Если не вдаваться в тонкости, то одна складка у таких певцов ВСЕГДА работает в режиме грудном, а другая – в фальцетном. Что это дает – будет показано дальше.
На сайте немало статей, в той или иной мере затрагивающих проблемы высоких нот, можно сказать, что практически во всех разговор, так или иначе, связан и с этой задачей, на определенном этапе развития голоса являющейся основной, главной для любого вокалиста.
Конечно, надо понимать, что на словах рассказать о том, КАК надо петь высокие ноты, практически невозможно, это та информация, которая не поддается словесному описанию. Можно лишь определить некоторые фундаментальные принципы такого явления и говорить об упражненческой базе, которая, при применении, постепенно натолкнет вокалиста на верные координации его голоса. В любом случае, что бы и кто ни говорил, только сам певец может выработать у себя те или иные реакции, которые приведут его к успеху.
Начнем с того, что понятие «высокие ноты» для каждого голоса индивидуально. Ведь для голоса более низкого по типу высокой станет такая нота, такая частота, которую более высокий по типу голос считает средней. Да и женский голос, будучи выше мужского, судит о «высокости» совсем иначе. То есть, в этом проявляется относительность такого понятия, высокие ноты не абсолютны, для любого певца они – индивидуальны.
Всем вокалистам, которые пока еще не развили свой голос до профессиональной степени, знакомо понятие порога, или переходных нот. Это – проявление природного строения голоса, того голоса, который не обучен, как скажут вокальные педагоги, еще не развит. Вдаваться в подробности о переходных нотах в этой статье не вижу необходимости, так как о них на сайте информации немало. Важно понять, что это явление присуще ВСЕМ людям, мужчинам и женщинам, независимо от их возраста.
Но, слушая вокал развитый, профессиональный, а, тем более, «звездный», мы недоумеваем – почему у этих певцов НЕТ такого порога, почему он отсутствует, ведь они могут петь от самых низких до самых высоких нот совершенно «ровно»! А я ну никак не могу!
Ответ-то прост – они научились его обходить, а вы – пока нет. Причем, дело это не простое и не быстрое, механизмы голоса – очень инертная штука. Как, впрочем, и все в нашем организме. Попробуйте-ка пробежать дистанцию со скоростью чемпиона или даже перворазрядника без многолетних тренировок! Или танцевать, как в «Тодесе», если только пришли в танцевальный зал впервые! Ну, очевидно же, что сразу не получится!
Все требует тренинга, специальных упражнений, настройки своих органов, их развития, закалки… Поэтому в 13 или в 17 лет и не получится спеть, как поет 30-летний певец/певица, да еще и «звезда»! И дело здесь вовсе не в каких-то особенных секретах и хитростях, дело – в тренировке.
Сами принципы пения, или даже, лучше сказать, «взятия» высоких нот довольно сильно различаются, если говорить о репертуаре разного типа, разных песнях, иными словами. Существует классический принцип воспитания голоса, в котором используется один вид, способ, технология, и существует вокал современный (поп, соул, r’n’b, рок), в котором такая технология отличается, причем существенно.
Но, как я писала чуть выше, механизмы голоса – очень инертная штука. То есть, обучившись одной технологии, можно и не освоить другую, ибо просто одни закрепившиеся в мышечной памяти реакции станут мешать другим, нужным для иной технологии. Это важно, поскольку меня часто спрашивают о том, можно ли, обучившись вокалу по академической (классической) модели, хорошо, «в стиле» исполнять песни западных поп и рок звезд. Пока нет свидетельств, что да, а вот свидетельств, что нет – предостаточно.
Вот оригинальное исполнение Беёнсе ее песни «Sweet Dreams» (акустическая версия).
А вот тот же отрывок в исполнении совсем другой певицы, имеющей за плечами другую вокальную школу.
Слышны «не стилевые» ноты (особенно вверху), отсутствует то качество звука, которое называется КОМПРЕССИЕЙ, поэтому у Беёнсе голос как будто бы плотнее, не так «летает», да и приемы соула, конечно, второй певице удаются лишь отчасти. Ее голос, пожалуй, поет балладу, а не соул.
Давайте сравним немного со спортом. Есть среди олимпийских видов такой, как пятиборье. В него входят пять «военных» умений – стрельба, плавание, фехтование, езда верхом и бег (кросс, причем всего на 3 км). Ну, как вы думаете, фехтовальщик профессиональный победит профессионального пятиборца? Думаю, да. То же касается и стрелков, бегунов, пловцов… Но, зато, ни один стрелок, бегун, пловец и так далее не сможет показать ОДИНАКОВО хорошие результаты во всех ПЯТИ видах. Они будут «чемпионить» каждый в своем, разумеется, оставляя соперника-пятиборца далеко позади.
Вот нечто подобное происходит и тогда, когда вокалисты обучаются «эстрадному» вокалу (читай – полуакадемическому), и желают потом петь произведения совершенно другого стиля, вернее, конкретного стиля, например – рок. Получается какая-то «жижа», а не рок. Тот парень, который с самого начала занимался только роком и ничем иным (при условии, что достиг определенного уровня, конечно), запросто «заткнет за пояс» таких соперников, в голосе которых будут проскакивать то и дело «не стилевые» ноты, явно подходящие для «эстрады», но только не рока.
Причем же здесь высокие ноты?
Дело в том, что именно на определенном участке диапазона голоса проявляется вокальная школа. На средних и, главным образом, на высоких нотах. Не забыли, что у каждого – они свои?
Или вот еще пример. Хотя очень высоких нот здесь нет, но послушайте, как явно по-разному в разной стилевой технике звучат голоса!
В сущности, половина, если не больше, всей вокальной учебы, постановки голоса (и техники, как неотъемлемой и важнейшей части этой работы) сводится именно к созданию некоего искусственного голоса, «обученного», в котором нет естественного механизма разделения регистров, нет порога и переходных нот. Только вот подход к этой задаче в различных школах разный, потому что САМ РЕПЕРТУАР разный и требует, чтобы это учитывали!
Я рассмотрю в последующих текстах ТРИ основных способа – классический микст, микст «современный», или «риггсовский» (по имени автора американской методики воспитания голоса, отличающейся от русской и классической, и эстрадной), и бэлтинг, хотя о нем на сайте уже много написано. В этом цикле бэлтинг рассмотрим «в связке» с другими техниками, позволяющими создавать высокие звуки, а не отдельно от них.
Следующая статья этого небольшого цикла называется – «Что такое микст?»
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник