Заголовок

Что такое микст?

И.Рамзина | апрель 2013

Продолжение темы. Начало см. в предыдущей статье.

Говорим пока о мужских голосах. Начнем с рока.

Вызывающие «восторг души» рОковые высокие ноты создаются таким видом звукоизвлечения, который называется МИКСТом. Это – форма работы вокального аппарата, не присущая обычному человеку, этому нужно научиться (повторяюсь, но…).

В данном звукоизвлечении, в механизме работы самого аппарата, «грудной» и «головной» голос как бы присутствуют одновременно. Как такое возможно? Ну, вы же слышите. Возможно.

На самом деле сказать, что в миксте смешаны два регистра – это верно лишь с точки зрения оценки самого звучания голоса. Это на слух кажется, что так, но если забраться в глубины и рассмотреть, как же на самом деле возникает такой звук, то, оказывается, все совсем не так. Изменяется существенным образом сам механизм создания звука.

Такой механизм дает певцу возможность «забыть» о пороге, о переходе. В самом деле, порог существует МЕЖДУ чем-то и чем-то, а когда ОБА этих фактора исчезают, поскольку меняется вся физиология и биомеханика, о каком пороге можно говорить? Его и нет!

Есть, правда, одно важное замечание. Микст в роке - это не всегда чистый вокал. В такой голос часто подмешивается певцом скриминг или гроулинг (подрыкивание), и у голоса может появляться характерный роковый «дребезг». Так вот этот «дребезг», эта «краска» к миксту не имеет отношения, не путайте. Вот обратите внимание на разницу в звучании голоса во втором и третьем примерах.

Вот пример исполнения песни средним мужским голосом, баритоном. Первая половина фрагмента - «грудной», модальный регистр, характерные низкие звуки, голос богат обертонами. С середины фрагмента вокалист использует то, что мы обозначаем словом микст. Звук более легкий, в нем меньше «мяса», при этом кажется, что звучит экспрессивнее. Если по поводу первой половины можно употребить слово «спокойно», то относительно половины второй - вряд ли!

Теперь вспомните о таких певцах, в голосе которых проявляется аномалия, две складки работают по-разному. В предыдущей статье я об этом пишу. Так вот, такие голоса не имеют порога от природы. Представляете, какие это дает им певческие возможности?! Правда, Дмитриев «со товарищи» в конце 60-х прошлого века изучал только классические голоса, а не брал людей с улицы… «Эстрада» по-испански – улица.

*****

Микст – «придумка» классического вокала. Мужского! Правда, микстовые ноты классических певцов звучат совсем иначе, чем у рокеров, не правда ли? Но не надо забывать о влиянии СТИЛЯ, оперные партии и рок-песни – очень разные вещи. Кроме того, в оперной технике вокала присутствуют приемы понижения гортани и прикрытия звука. А року эти действия не свойственны и даже мешают. От репертуара зависит ОЧЕНЬ многое, и техника вокала нужна тоже разная.

Вот пример, достаточно интересный. Дуэт ярчайшего представителя классического («белькантового») пения Лучано Паваротти и не менее яркой звезды американского мюзикла, введшей в моду «белый» бэлтинг, Лайзы Минелли. Причем, песню они поют не классическую, и каждый своей привычной манерой! «Нью-Йорк, Нью-Йорк».

{mp3}Minelli_Pavarotti_New_York_New_York{/mp3}

А вот классический микст в произведении классического типа, для которого и были «придуманы» такие голоса.

Если немного вернуться назад, к року, то да, существуют произведения рока, в которых классический мужской вокал и нужен, не спорю, но это же довольно редкие примеры, то есть - исключение из правил.

*****

Одна из существенных ошибок начинающих вокалистов заключается в том, что они относятся к миксту, как к некоему «промежутку» на диапазонной шкале своего голоса. Например. «Вот до Фа я пою грудью, а дальше, значит, надо петь микстом, чтобы фальцета не было?»

Никто из людей не может петь грудью. Звук создается голосовыми связками и усиливается, а также «фильтруется» (то есть изменяется его спектр) системой резонаторов-полостей, находящихся НАД связками. Все, что находится ПОД связками не является резонаторами. Ощущения вибрации в костях грудного отдела возникают не по причине резонанса, а по причине КОНСОНАНСА, а это совершенно иной механизм, не имеющий отношения к созданию звука.

Аналогичны и ощущения вибрации в костях головы, когда речь идет о «головном» голосе. Они тоже возникают по причине консонанса. Ну, не придет же в голову сказать, что мы поем головой… В смысле тем, что есть в голове КРОМЕ глотки, рта и носа… В голове других полостей нет, и даже слово «безмозглый» не свидетельствует о существовании под черепом большого пространства вместо мозгов)))

Если вокалист берет Фа чисто «грудным механизмом» создания звука, поскольку не умеет еще микстовать, то следующая Соль получится только фальцетом! Причина в том, что голос «дотянут» до порога, а ЗА НИМ он может измениться только и исключительно скачком. По-другому просто невозможно! Ну, или, «сев на гортань», форсируя…

Последний пример кажется похожим на микст в роке, но слишком уж гортанный микст! Юноша уже на правильном пути, но овладевать этим приемом нужно и дальше, вырабатывая более щадящую механизмы голоса технику.

*****

Чтобы не произошел явно слышимый переход между регистрами, микст создается значительно ниже, раньше по высотной шкале, чем будет достигнут межрегистровый порог. То есть поменять механизм голосообразования, или «регистр», нужно заблаговременно. Всех певцов учат это делать, но – по-разному! Классиков – одними способами, а другие вокалисты используют иные методы.

Если тесситура песни такова, что требует высотной кульминации, например, нот Си, До (второй), то никто из обученных певцов не будет «тащить грудь» до предела, наоборот, микстовое звукоизвлечение начнется гораздо раньше, например, с До первой, и всю первую октаву, всю тесситуру, приходящуюся на первую октаву, певец будет петь именно микстом!

В последнем примере вокалист вообще сразу начинает петь микстом, и в течение всей песни другие способы звукоизвлечения использует лишь фрагментами, нет необходимости.

Неопытному вокалисту кажется, что кумир поет «грудным голосом», потому что нота достаточно низка. Соответственно, он (неопытный) начинает петь так, как привык сам, не подозревая, что уже даже на достаточно низких нотах профессионал поменял механизм звукоизвлечения. Это же не слышно невооруженным ухом! Это очень тонкая разница, которую уловит лишь опытный слушатель или вокальный педагог.

Как результат – более высокие, и даже средне-высокие ноты новичку не удаются… И это вполне закономерно, поскольку он не умеет еще изменять механизм.

*****

Нужно также понимать, что микст – такая технология создания звука (или звукоизвлечение), которая создает определенную громкость голоса.

Причиной этого является перестройка спектра голоса, ответственен за которую наш вокальный тракт, полости-резонаторы. Чем выше нота, создаваемая таким механизмом, тем больше в ней «режущих» частот, попадающих в область максимальной чувствительности слуха (статья «Сила голоса»).

Часто самостоятельно учащиеся вокалисты ошибочно принимают за громкость тот эффект, который вызывается толчком воздуха. То есть, чтобы петь громче, нужно «поддать жару», крикнуть. Но это не так. Толчок воздуха обязательно приведет к срабатыванию «вокального зажима». Для освоения микста же ОГРОМНУЮ роль играет координация. То есть воздуха не должно быть ни много, ни мало, его должно быть СКОЛЬКО НАДО, ОПТИМАЛЬНО!

Вот теперь понятно, почему, согласно принципам классического (да и «зстрадного») вокального обучения так важно внимание к дыханию! Школа пения – школа дыхания! Вот поэтому! Потому что без верно КОНТРОЛИРУЕМОГО дыхания микста не получить, не будет в голосе высоких нот! И здесь (в который раз пишу) важно не «много и сильно», важно найти баланс, что труднее, конечно…

«Тихие» ноты – это piano. Вроде бы не микст… Но нужно сравнить piano в оперных ариях с тем же piano в «камерных» песнях, в современном репертуаре, в авторской песне, чтобы понять разницу. По АБСОЛЮТНОМУ показателю громкости оперный вокал даже на piano существенно превосходит вокал камерный. Вот это я имею ввиду, когда говорю о «тихо».

В момент партии голоса оркестр если и играет, то только та группа инструментов, которая не производит мощного и пронзительного звучания. Голос звучит негромко, но это с точки зрения сидящего в зале зрителя! Если бы этот зритель подошел бы вплотную к певцу, то он бы услышал, что такой вокал достаточно силен, хотя ноты, вроде бы, «тихие».

Выходит, микст – это всегда громко и пронзительно? Ну да, относительно, конечно. Причем говорю о вокале современном, о роке, о популярных стилях. Классику не затрагиваю… А с другой стороны - микст для того и создан! Обязательно нужно рассматривать такую технику в совокупности с тем репертуаром, для которого она применяется! Высокие ноты существуют для кульминационных моментов произведения, для всплеска эмоций, заключенных в музыкальную форму.

Кульминация, экспрессия, будь-то хоть в арии оперной, хоть в рок-песне, всегда выражается усилением динамики, громкости звука. И микст тут очень кстати!

*****

Переходный участок, порог голоса, о котором сказано выше, есть и в женских голосах. И что-то с ним нужно же делать, чтобы можно было петь высоко.

Классическая вокальная школа об этом давно задумалась и выработала способы воспитания женского микста, который, применительно именно к женским голосам, в классике называют «медиум». То есть - средний. Принципы его создания те же, просто несколько иная реализация в звуке, поскольку все же женские вокальные органы существенно отличаются от мужских.

Что в итоге получает вокалистка? Академический голос.

Либо голос «эстрадный», который, в сущности, не слишком далеко ушел по своему звучанию от академического, хотя, конечно, проигрывает ему по большинству параметров, выигрывая лишь в характере звучания. Он становится более близким к разговорной речи на низких и средних нотах, но вверху явно проявляется академическая вокальная техника.

Однако, в роке женский микст может быть и совершенно другим, аналогично различиям классического и рОкового микста у мужчин. Если мы говорим о роке, то женский голос, воспринявший такую тренировку (при условии, опять же, что достигнут определенный уровень развития!), превосходно справляется с рОковыми песнями. Причем, он не становится по характеру «академическим», «эстрадным», что, как уже обсуждали, совершенно точно портит стилевые особенности, уводит в вокальное «пятиборье».

Только нужно понимать, что речь идет не только о принципах школы, ведь есть люди с разными способностями, талантами. Не всем удается достигать в этом деле «высот».

*****

В следующей статье затронем еще один способ пения высоких нот, тот, которому обучает вокальная техника «Пение на речевом уровне» (SLS), связанная с именем Сэта Риггса.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика