Заголовок

Что такое «связанный» голос?

И.Рамзина | апрель 2013

Продолжение темы, начало см. в статье «Высокие ноты и вокальная техника их создания».

Работа над «выращиванием» другого микста вот уже скоро как полвека ведется знаменитым американским вокальным педагогом С.Риггсом, создателем своей принципиально новой методики Speech Level Singing (Пение на речевом уровне). Именно американские звезды, многие, пусть и не все, поют таким микстом. Правда, сам Риггс называет его «связанным» голосом. Наверное, это правильно, все же такая техника пения слишком отличается от традиционной классической.

Но, в любом случае, «связанный голос» - это иной механизм звукоизвлечения, отличающийся от того, который присутствует у нас «по жизни», то есть в нашем модальном («грудном», речевом) регистре.

Правда, «связанный» голос – это, все-таки, то звукоизвлечение, которое проявляется на определенном диапазональном участке. Его, скорее, нужно отнести не столько к нотам высоким, сколько к средне-высоким.


Джош Гробан – один из самых известных учеников школы Риггса, и в его голосе хорошо проявлен тот тип звука, который воспитывает эта школа. Можно заметить, также, что, несмотря на почти классический характер этой песни, в технике голоса совершенно нет классических приемов – пониженной гортани, прикрытия, «купола» и т.д. Это проявление техники «пения на разговорном уровне».

*****

А начинается воспитание единого голоса с преодоления, скрашивания переходного участка, причем, обратите внимание – на базе других построений. Не надо, как в вокале классическом, опускать гортань, ее вообще трогать не надо (поднимать тоже, по мнению Риггса), и обязательно нужно стремиться к иной вокальной координации, к иному количеству воздуха. Сильное подскладочное давление, необходимое классику, помешает получению нужных в этом методе реакций.

Вся концепция выстраивается на той основе, что при ПЛАВНОМ уменьшении количества воздуха, при отлично отработанной вокальной координации, механизм создания звука в модальном регистре ПЛАВНО видоизменится на механизм регистра высокого, «фальцетного». Перетечет один в другой, так сказать…

Методы Риггса подвергаются сомнению в том смысле, что его утверждение о стабильной гортани при пении (он называет это «речевой позицией») не верны, поскольку при подъеме вверх гортань все равно будет стремиться подняться, это природное явление. То же, что Риггс, Мэннинг, да и учащиеся принимают за стабильное положение гортани, связано не с гортанью, а с переложением усилий, необходимых для фонации, на мышцы тела. Это называется анкеровкой.

В определенный момент времени усилия окружающих гортань мышц переходят в область контроля более массивной мускулатуры. Этим снимается напряжение с «внешних мышц гортани», о которых пишет Риггс, но снимается оно совсем не тем образом, который он кладет «во главу угла».

Как факт – школа Сэта Риггса (и Брэтта Мэннинга, которую многие знают по каналу на Youtube) никогда не занималась изучением реального процесса вокальной фонации с приборами в руках.

Одним из ярчайших представителей вокала, о котором и говорит Риггс, был Майкл Джексон, занимавшийся вокальной техникой с Риггсом более 22 ЛЕТ! Но, обратите внимание, Майкл все свои основные, оставшиеся в памяти людей хиты поет «микстовым механизмом», его модальный регистр совершенно не проявляется. Это и стиль, конечно, но, как пишу ниже, каждый певец сам выбирает свой собственный стиль, без этого он не состоится, как «звезда»…

*****

В предложениях Риггса немало правильного и справедливого, вот та же вокальная координация, например, постижение которой дало многим звездным голосам свободу от периодически возникающих вокальных травм и «усталости голоса».

Однако, не все так просто… В характере современного вокала крайне ценен эффект ПОЛНОГО ГОЛОСА, который вряд ли достижим при способах тренировки «по Риггсу». И Джексон, и Гробан тому примеры. Кроме того, примером могут служить собственные высказывания Риггса о такой технике, как бэлтинг. Он считает ее травмоопасной и относится к ней, как к некоему «наросту» в вокальном искусстве, жить которому недолго.

То же можно сказать и познакомившись с методами Мэннинга. Его попытки рассказать о бэлтинге довольно невнятны, ощущается, что человек не знает (в данном случае), о чем он говорит.

*****

ПОЛНЫЙ ГОЛОС – это и не «грудь» и не «микст». Это своя, особая ипостась звука. Такой голос мы слышим в примерах Фабиан, Дион, Агилеры, Дэвида Фелпса, Адама Ламберта, Уитни Хьюстон. Если говорить о самых известных именах, конечно… И Меркьюри пел голосом ПОЛНЫМ.

Вот именно то, что мы часто называем «петь грудным голосом высокие ноты», еще не зная ни терминологии, ни тонкостей вокальной техники, и есть – голос полный. И механизм его реализации совершенно отличается от того, о чем говорит Сэт Риггс. Он лишь частично построен на вокальной координации, точным управлением своим выдохом. Но вот все остальное, увы, происходит иначе...

*****

Тем не менее - Риггс о дыхании высказывается совершенно иначе, чем апологеты классической вокальной техники! И это совершенно справедливо! Цитата из его работы: «Дыхание во время пения – это очень расслабленный процесс. Когда мы говорим, что им можно управлять, мы имеем в виду только то, что вы позволяете этому процессу протекать так, чтобы вдох и выдох происходили максимально комфортно по отношению к музыкальным задачам.» Никаких, как видите, «мощных опор», «дыхания по-Стрельниковой», «набирания воздуха в спину» и так далее…

Рассказывать о всех тонкостях системы Риггса нет смысла, опять же, по причине того, что, во-первых, на сайте довольно много об этом информации, она просто применена в разных статьях, а, во-вторых, каждый может познакомиться с работой «Пойте как звезды» самостоятельно. В Интернете можно и скачать, и купить.

*****

Если послушать Гробана (и другие его песни, конечно), то его нельзя назвать супер выдающимся вокалистом (прошу фанатов Джоша не обижаться на мое высказывание!). Он хороший певец, но сравнить его с Меркьюри или Паваротти было бы слишком, не правда ли? Это лишний раз говорит о том, что сами СПОСОБНОСТИ к вокалу у разных людей – разные, и не только в школе или преподавателе дело. И вокал Джексона далеко не всем нравится, хотя бы потому, что – СТИЛЬ был особый! Вот ключевой момент!

Подход на Западе к вокальной технологии больше похож на некий конструктор, состоящий из разных модулей – стилевых вокальных приемов и техник. Вокалист осваивает базовые навыки, а затем учится различным стилям, постигая их особенности и тонкости, учась выполнять характерные для них приемы и техники. Ну а какой стиль в конечном итоге становится основополагающим для его вокальной карьеры, какую «конструкцию» своего голоса «соберет» из таких «модулей» вокалист, выясняется в процессе.

Келли Кларксон - «южный» голос (родилась и жила в Техасе). В ее вокале проявляется явный женский рОковый микст, хотя она тоже была ученицей Риггса. Воспитывает ли метод Риггса такой голос?

Сказать об этом точно невозможно, ведь именно определенный стиль своего вокала выбирает сам певец, а не его преподаватель техники! Просто, с течением времени, получив у Риггса необходимую БАЗУ, Кларксон в дальнейшем стала применять ее по-своему. Задачей педагога является максимальное раскрытие возможностей своего ученика, просто для этого школа Риггса использует методы, которые не практикует классика или русская «эстрада». Методы ОБУЧЕНИЯ, конечно, а не самого пения.

Сравните вокал Рики Мартина и Майкла Джексона, что, похоже? Нет, конечно, а ведь оба они работали с Риггсом. И Стиви Уандер тоже, отец и сын Иглесиасы, Луиза Чикконе (Мадонна), Вупи Голдберг, Шайнис Уилсон, Эл Джарро… Кто только с ним из «звезд» не работал, а поют все по-разному. И именно такое обстоятельство можно и нужно считать основным достоинством метода Сэта Риггса. Хороший учитель не навяжет СТИЛЬ, он поможет раскрыть голос, он работает не с ЛИЧНОСТЬЮ, а с голосом.

Требовать от ВОКАЛЬНОГО педагога «взятия» с нуля и доведения до высоких гонораров – глупо, его задача совершенно в ином!

Таким образом, используя вокальные технологии «Пения на речевом уровне» можно «вырастить» в своем голосе разные «миксты», разные манеры пения высоких нот, которые будут звучать, возможно, едва отличаясь друг от друга, а возможно, и разнясь кардинально! Не забывайте, разный репертуар требует разных характеров звучания высоких нот, иными словами - разного микста (смеси).

Но, кстати, «риггсовский» связанный голос может реализовывать и тихие ноты, а не только пронзительные и громкие. И в этом проявляется еще одна отличительная особенность воспитания голоса такими методами.

Есть ли другие способы пения высоких нот? Да, конечно. О них – в следующей статье.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика