Заголовок

Фальцет и head voice (головной голос)

И.Рамзина | апрель 2013

Продолжение темы, начало см. в статье... «Высокие ноты и вокальная техника их создания».

Итак, различные виды микстового механизма звукоизвлечения, о которых речь шла в предыдущих статьях, можно назвать «искусственными» способами создания высоких и средних нот. А существуют ли другие, по антиномии относящиеся к «естественным»?

Пожалуй, единственным естественным механизмом для высокого регистра звуков можно назвать только фальцет. Почему я так говорю?

Тут, сначала, нужно пояснить, что в западной вокальной терминологии под названием «фальцет» понимается только такой голос, в котором явно слышны шумы от большого количества воздуха, «не обработанного» связками.

То есть, фальцет может присутствовать и в низком регистре звуков, а не только на верхах. У нас же такой «низкий фальцет» называют субтоном, то есть налицо некоторая разница в терминах, учтите это.

Я же в данном случае говорю о том фальцете, который мы привыкли слышать у новичков, еще не опытных вокалистов, за пределами их переходных нот. В этом случае и проявляется естественный механизм – никакие внутренние «части» вокального аппарата певцом не изменяются, воздух подается с обычной, привычной для функции речи силой. Получается звук писклявый, с шипением, тембрально бедный и, в результате, некрасивый. Хотя, если быть объективной, такой звук используется звёздами поп-сцены нередко – для выражения особых эмоций, только как прием.

Вот в примере ниже Лара Фабиан использует массу различных вокальностей, меняя их по ходу песни, в том числе и фальцета тут немало, но только фрагментами.

При этом механизм звукоизвлечения тоже меняется. Связки становятся растянутыми и тонкими (смыкаясь краями), но из-за большого потока воздуха – не эластичными. В остальном вокальный тракт остается прежним.

*****

Этот механизм создания высокого звука, как уже отмечалось в первой статье рубрики, является естественным, в отличие от микста. Вообще о «естественности» и «искусственности» говорить можно лишь для понимания разницы в механизме создания. Это тоже суждения относительные.

Скажем, говоря о мебели из ДСП, нам не придет в голову назвать ее металлической или пластиковой. Мы назовем ее деревянной, хотя это же не абсолютная точность. Просто ДСП - такой материал, который сделан больше из деревянного сырья (опилок), чем из какого-нибудь другого.

С этой точки зрения фальцет (или, при развитии – головной голос), является наиболее естественным для пения высоких нот, но, по этой же причине, он становится и наименее употребляемым! Грубо говоря, высокие ноты фальцетом споет любой, чему тут учиться то?

*****

Вот именно, фальцет мало интересует вокалистов, гораздо больше их интересует тот вид звука, который называют «головным голосом» или в англоязычной версии – head voice.

А вот такие примеры приводит в своей работе Брэтт Мэннинг. Вот фальцет:

А вот head voice, или головной голос:

Часто головной голос путают с фальцетом, поскольку он звучит на взгляд неопытного человека почти так же. Но, на самом деле, отличия есть, и существенные. В первую очередь отличие заключается в гораздо большей плотности звука, в отсутствии шумов воздуха, «прорывающихся» сквозь голосовую щель. При верном «головном голосе» ВЕСЬ воздух превращается в звук, а не только какая-то его часть.

Кроме того, есть отличия и в механизме – голосовые связки тонки и растянуты, как при фальцете, НО! Они эластичны! Поскольку за это качество отвечает баланс воздуха, а в head voice он есть, в отличие от фальцета.

Как этого добиваются? В данном случае довольно хороши методы, о которых пишут Сэт Риггс и Брэтт Мэннинг.

Ключ к получению из фальцета «головного голоса» - это вокальная координация, о которой я писала и в предыдущей статье, да есть и отдельная статья об этом навыке. Научившись хорошо контролировать силу своего выдоха, можно устранить на верхних нотах лишние воздушные шумы, что придаст звуку плотность и определенную звонкость, хотя он все равно будет слушаться более «бедно», чем если спеть ту же ноту, умея брать ее микстовым механизмом.

Поэтому в рок-песнях вокалисты не слишком приветствуют «головные верха», сам характер звука требуется иной, «драйвовый», что ли, поплотнее, «по-мясистее»… Риггс же и Мэннинг показывают, как вырастить «ровно изменяющийся по тембру» голос (от модального регистра через «связанный звук» к head voice). А такой голос не совсем подходит для определенных стилей современного вокала. В частности, средние по типу голосА к верхним нотам первой октавы придут уже на head voice, а не «роковым микстом»…

Не спорю, возможно «головной голос» хорош для «эстрады» (особенно русской), где уже сложились определенные вкусы публики, но эти вкусы складывались десятилетиями, и под мощным воздействием академического вокала, ведь наша «эстрадная» песня вся вышла из него. Такой вид высоких звуков нередко применяется и в фолк-музыке, причем не только русскоязычной.

Попытки же петь «головным голосом» западные поп и рок хиты, я уж не говорю о таких стилях, как соул, r’n’b, funk, выглядят довольно смешно. Пример есть в статье «Пять ошибок вокальной педагогики».

*****

Таким образом, упражнения по системе SLS (Speech Level Singing) Сэта Риггса помогут развить голос в целом, «срастить» основные регистры, дадут неплохую базу. Но они не разовьют стилевую технику, которая интересует, конечно, уже более подготовленных вокалистов, такую «базу» имеющих.

Путь к развитию современной стилевой техники вокала предлагает Метод Estill Voice Training, построенный на научных исследованиях и изысканиях западной вокальной школы, но совсем не «риггсовской».

*****

Осталось рассмотреть то, какие способы взятия высоких нот используют звезды мирового уровня наряду с теми, о которых уже написано в предыдущих статьях этой рубрики. Чему не учит академическая, эстрадная школа, а также Сэт Риггс и Брэтт Мэннинг?

Об этом – в следующей статье.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика