И.Рамзина | июнь 2015
Мне 20 лет, тип голоса, скорее, лирический баритон, начал серьезно увлекаться вокалом лет, наверное, с 18 (поздновато, но никуда не деться, тянет к этому делу). В начале моего, так скажем, «творческого пути», грудью пел от F#-G большой октавы до B-B# малой, сейчас же диапазон груди от D большой до F-F# первой октавы, форсированием могу достать A# но уже проблематично, фальцетом достаю до G#-A второй октавы. Уже на протяжении нескольких месяцев пытаюсь разобраться в пресловутом миксте, хочется петь выше, т.к. являюсь поклонником рок-музыки, где ноты от A первой до C-D второй не редкость, но туда без фальцета не добраться. При переходе на фальцет тембр абсолютно пропадает, сейчас работаю над микстом и, безусловно, когда все получается, звук объемный и звонкий на высоких нотах (только фальцетом так не получится спеть), но опять же груди и тембра голоса как-то не ощущается, может ли быть такое? И какой регистр в миксте должен преобладать, грудь или голова? Еще один вопросик, очень нравится вокал Пьера Эделя (участника проекта «Голос», https://www.youtube.com/watch?v=agjwWX45adw), по разговору слышно, что он баритон, но верха он, как я понимаю, поет хорошим микстом, в котором даже тембр голоса улавливается, так ли это, или он поет при помощи какой-то другой техники?
Александр
Ну вот, с самого начала: «…грудью пел от F#-G большой октавы до B-B# малой, сейчас же диапазон груди от D большой до F-F# первой октавы…»
Это развитие диапазона вполне естественно при постоянных занятиях. В принципе, даже не занимаясь специальными упражнениями, вокалисты, как правило, за некоторое время действительно осваивают свой голос в указанных пределах. Те, кто поет, кто действует, а не только раздумывает, но и при условии, что тип голоса подобен вашему, то есть средний мужской с легким весом.
Все же «лирический баритон» - название классическое, если вы не поете классических произведений, то резоннее называть тип голоса иначе.
Происходит такое от постоянной тренировки мышц, ответственных за работу голосовых связок, и тех органов, которые им помогают. Грубо говоря, вокалист за некоторое время постепенно начинает использовать ВЕСЬ свой… Диапазон? Нет, не диапазон, тут все несколько сложнее…
В данном случае нужно выделить из полного диапазона, полных возможностей голоса ту часть, которая реализуется, если связки имеют так называемое «толстое» смыкание. То есть смыкаются большой долей своей поверхности (см. статью «Как создается вокальный звук»), причем степень смыкания (его сила или плотность) постепенно изменяется от более низкой ноты к более высокой.
Вы употребляете понятие «грудь», но это тоже рудимент. Причем тут грудь? Ну, так говорят… Да мало ли что, и кому, и как говорят, лучше сразу привыкать к терминам, обозначающим РЕАЛЬНЫЕ процессы, а не использовать «оторванные от действительности» обозначения.
Когда вы только начинали, достижение лишь верха малой октавы было обусловлено тем, что ваши «толстые» связки еще не могли удерживать давление воздуха в состоянии менее плотного смыкания. Со временем при тренинге мышц это произошло, а ваш диапазон толстых связок расширился до Фа первой. Ну и, конечно, новые возможности ваших мышц дали вам более низкие звуки.
«Толстые» связки являются неким основным механизмом создания звуков речи, и в пении, конечно, такой механизм совсем не редок, да вот только одного его совершенно недостаточно…
Далее: «…форсированием могу достать A# но уже проблематично, фальцетом достаю до G#-A второй октавы»
Хорошо тут то, что вы осознаете, что достигаете A# именно ФОРСИРОВАНИЕМ! А не как-нибудь иначе. Да, механизм «толстых связок» имеет свои пределы. Связки не могут все время поддерживать себя в состоянии «толстом», смыкаясь всей поверхностью.
Сначала, как у вас от B малой до F первой, постепенно уменьшается степень их смыкания (не вид!), а потом, независимо от степени смыкания, меняется САМ ВИД! Связки спонтанно растягиваются и переходят в то их состояние, которое называется «жестким».
Вся беда в том, что этому процессу способствует воздух. И в итоге в звуке получается фальцет.
Форсирование – силовое удержание состояния связок в «толстом» механизме смыкания. Да, организм позволяет это сделать, но не надолго, вернее, не на много, вот у вас от Фа до Ля, и все.
Фальцет – это не аналог звучания высокой ноты. Сами подумайте, оперные певицы поют довольно высокие ноты, но разве кому-то придет в голову назвать их пение фальцетом? В мужской опере фальцет «запрещен», хотя некоторые партии исполняются именно им, но это редкие случаи.
Фальцет – это присутствие в звуке явно слышимых воздушных шумов. Этакое пение с сипом. Не всегда сип слышен, но тут дело в «ухе» слушателя, специалист услышит фальцет там, где не специалист не заметит. Низкие ноты ведь тоже можно исполнить «с воздухом». В России это называют субтоном, да и не только в России.
А причина фальцета достаточно проста – растянувшиеся связки стали смыкаться не всей поверхностью, а только своими краями, соответственно, их возможности по сдерживанию силы воздушной струи резко уменьшились… А сила воздуха осталась прежней… Ту часть, которую не «удержали» связки, не переработали в звук, мы и слышим, как сип.
Именно при наличии «лишнего» воздуха состояние связок, их смыкание, становится «жестким». Связки растянулись, поскольку уже не могут быть толстыми на такой высоте, но стали хоть и тонкими (толстое-тонкое), но и жесткими, поскольку их мягкости мешает лишний воздух. Геометрически они именно тонкие, поскольку растянутые, но дело не только в геометрии, а и в биомеханике. И вот в данном случае уместно выделять состояние работы связок в отдельный термин – жесткость.
Так что фальцетом вы поднимаетесь до довольно высоких нот, но нужного тембра жесткие связки создать не могут, поскольку у них очень слабое смыкание из-за сильного воздушного потока. Вы и сами это замечаете: «При переходе на фальцет тембр абсолютно пропадает …»
Тембр не пропадает, он становится фальцетным, потому что, повторяю, нет хорошего смыкания. А СТЕПЕНЬ смыкания дает ОЧЕНЬ МНОГОЕ!
Далее: «…сейчас работаю над микстом и, безусловно, когда все получается, звук объемный и звонкий на высоких нотах (только фальцетом так не получится спеть), но опять же груди и тембра голоса как-то не ощущается, может ли быть такое?»
Вот интересное замечание – КОГДА ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. А что все? Получается нужный звук. А КАК он получается? А Бог его знает… Как-то случайно получается. Поэтому и «когда». А когда нет, то не получается…
Старая проблема.
Получается у вас нужный звук, когда вы, неосознанно пока, убавляете воздушный поток. Ваши тонкие связки не становятся жесткими, поскольку воздух им уже не мешает, и степень их смыкания в растянутом, «тонком» состоянии значительно увеличивается. Вот и весь секрет.
Хотя не весь, конечно, я говорю пока только о состоянии и степени смыкания связок, а в механизмах звукоизвлечения принимают участие и другие вокальные органы. И влияние их очень существенно!
Именно их участие дает то, про что вы пишете «…но опять же груди и тембра голоса как-то не ощущается…» Вот чтобы он в звуке ощущался (только не надо опять про «грудь», именно про тембр лучше), необходимо научиться задействовать и другие структуры, существующие в организме. Лучше говорить о ПОЛНОТЕ голоса, а не о «груди», согласитесь, это определение как-то более полно описывает нужный вам тембр на высоких нотах.
Так вот полнота голоса достигается и на тонких связках (но не жестких!), и для этого нужно научиться создавать то, что называется твангом.
Ну и: «И какой регистр в миксте должен преобладать, грудь или голова?»
Да никакой… Сама постановка вопроса совершенно бессмысленна.
Что понимать под термином РЕГИСТР? Если способ звукоизвлечения, то есть сам механизм создания звука, то ни грудью, ни головой звук не создается, он создается голосовыми связками. Название «микст» - тоже рудимент классического вокала, «смесь» тут обозначает только характер слышимого звука, не более того. «Смешивание грудного регистра с головным» - уже чистейшая выдумка в попытке как-то разобраться, а как же такой вот вид звука возникает. Но мы уже живем в XXI веке! Наука уже узнала, КАК ИМЕННО возникает то, что называется «микстом», и никаких смешиваний регистров или резонаторов, или подобной ерунды нет и в помине!
При «миксте» (хоть от этого слова тоже надо отказываться уже, ну да ладно) связки находятся в тонком состоянии, они мягкие, хорошо смыкаются, поэтому могут удерживать достаточной воздушное давление для создания относительно громкого звука. Фальцет-то громким не бывает.
Никаких «полутонких» или «полутолстых» связок не бывает, они либо толстые, либо тонкие, либо жесткие в тот или иной момент фонации. То есть механизм их работы, тип состояния – вещь дискретная, или-или, смешиваться они не могут.
Но, как писала выше, не одним типом смыкания создается звук голоса! В этом процессе огромную роль играет система акустической фильтрации – то есть резонаторов, создателей формант.
И если связки тонкие (повторяю – не жесткие!), поток воздуха невелик (это крайне важно!), вокалист помогает созданию нужного тембра звука, выстраивая определенным образом систему своих резонаторов – надсвязочную полость, глотку, рот и нос. Если умеет, конечно.
Надсвязочная полость ответственна за тванг, третью, высокую певческую форманту, которая и придает звуку тонких связок металлический и пронзительный призвук, добавляет в голос то, о чем вы сказали «груди не хватает». Как видите, чтобы хватало «груди», то использовать нужно вовсе не грудь…
Кажется, как может из тонких связок родиться нечто «толстое» по звуку? Ну вот может, оказывается. Процессы сложны, поэтому и не были известны, пока ученые не заглянули в сам механизм работы голоса. Создание надсвязочной полости (это еще нужно научиться делать, это не так то просто!) оказывает влияние опять же на степень смыкания тонких связок. Смыкание становится еще более плотным, и вот такая метаморфоза дает в звуке «толстость», «мясистость», а мы думаем, что это «грудной регистр» примешался… Да нет, конечно, все иначе…
Вокалист может манипулировать своим микстом, создавая различные звучания голоса, различные тембры. Меньше тванга – голос «головной», без «мяса», с легким звуком но без средней частоты в голосе, объемный, но не «мощный». Больше тванга – больше примеси средних частот, голос «груднее» на слух, собраннее.
Положением гортани вокалист может регулировать характер тембра, приближая его к оперному, классическому, или отдаляя, положением языка приближать или отдалять звук, применением анкеровки влиять на его яркость, силу, «пробивную мощь»… Не меняя при этом состояние работы своих связок… Все это в целом – вокальная техника!
Именно так и поет Пьер Эдель свои верхние ноты в «Доме восходящего Солнца» - тонкие связки с прекрасным твангом, в результате голос хоть и не «грудной», но достаточно богатый по тембру, пронзительный и звенящий. Можете называть это микстом, как хотите, но только отдавайте себе отчет, что же и с чем тут на самом деле смешивается…
Ну а за вокальной техникой приходите или приезжайте на один из тренингов EVT, которые теперь и в России будут проводиться на постоянной основе. Поработав по программам двух базовых ступеней, вы за полгода шагнете в своей технике так, как многие не могут за десяток лет. Если будете трудиться, конечно, тренинг вам даст в руки только «инструмент», узнаете, с чем и как именно нужно работать, чтобы создать себе голос не хуже, чем у Пьера Эделя!