А.Егорова | ноябрь 2013
(Продолжение. Начало см. в статье «Экстремальный вокал»)
Начнем с того, что абсолютно все экстремальные вокальные стили - микрофонированные, то есть они появились на свет с изобретением микрофона и используются только с ним. Поэтому то, что вы слышите в зале или в записи как конечный результат, далеко не соответствует тому, что изначально выходит изо рта рок-вокалиста.
То, что может казаться сокрушительным рыком обезумевшего демона, без микрофона звучало бы в лучшем случае, как рычание дворового пса, в худшем - как урчание в желудке. А то, что вы слышите, как оглушительный визг, выбивающий стекла, а заодно и барабанные перепонки, на самом деле не многим громче визга кота, которому отдавили хвост.
Все дело в том, что микрофон обладает свойством особенно хорошо усиливать некоторые частоты голоса, а также шумовые эффекты. Кроме того, вокалисты, практикующие экстремальный вокал используют и специальную технику обращения с микрофоном: например, зажимают его между двумя ладонями, создавая дополнительный рупор, и/или сильно приближают его ко рту, практически кусая.
Экстремальные вокальные стили (или эффекты) разделяются на 2 группы по наличию в них основного тона, то есть фундаментальной частоты: эффекты с наличием основного тона (мелодии) и без таковой. Некоторые эффекты принадлежат сразу к обоим группам.
К первой группе чисто шумовых эффектов без наличия мелодии относятся: vocal fry, growl (grunt), scream (exhale scream: low scream и screams, inhale scream), pig squeal, rattle.
Ко второй группе относятся distortion, scream (exhale scream: high scream, inhale cream), rattle.
Как вы заметили, некоторые эффекты относятся сразу к двум группам, так как могут быть использованы, как в сочетании с мелодией, так и без нее, а также присутствовать в качестве добавочного компонента в составе разных экстремальных стилей.
Vocal fry создается нерегулярной вибрацией расслабленных (мягких) голосовых связок, и подробно о нем рассказано в одноименной статье, так как он является эффектом, употребляемым не только в экстремальном вокале. Потому нет смысла на нем подробно останавливаться здесь.
Напомню только, что fry образуется при слабом подсвязочном давлении и минимальном количестве воздуха. При любой попытке форсировать fry, выталкивая его более мощной струей воздуха, он неминуемо превращается в зажим ложных связок.
Growl в переводе с английского означает рычание. В разных странах используются разные названия: так в Америке его называют growl, в Голландии - grunt (англ.- ворчание). Кто-то разделяет эти два стиля, утверждая, что grunt звучит более глубоко и «утробно». Но поскольку физиологическая сущность создания данных стилей одна, с незначительными вариациями окраски звука и наличием (отсутствием) перкуссивного эффекта (rattle или «погремушка»), то нет смысла рассматривать их по отдельности.
Также известны такие названия, как death growl (хрип смерти), death metal vocals и другие.
Этот стиль фонации используется вокалистами death metal и других подвидов стиля heavy metal. «Хрипы смерти» часто критикуют за их уродство. Тем не менее, они являются неотъемлемой частью эстетики death metal, своего рода одним из главных инструментов данного музыкального стиля.
Это связано с ударным, жестким и брутальным характером такого вокала, который призван усилить агрессивную и жестокую тематику стиля. Смешно было бы петь об обглоданных костях, жажде крови и пути к дьяволу оперным голосом, не правда ли?
Звук фонации «темный», глубокий, утробный, всегда только низкий, отсутствует основной тон, то есть мелодия. По сути вокалист не поет, а просто рычит слова песни под аккомпанемент группы. Присутствует перкуссивный эффект rattle, в большей степени в grunt, в меньшей - в growl. В growl - меньший объем в гортани, меньше вибрирующих элементов.
Еще одной разновидностью является pig squeal, принцип тот же, но добавляется сильный твэнговый элемент.
Growl (Grunt) создает пустой звук при помощи нерегулярной и вялой вибрации мягких голосовых связок, то есть в его основе лежит fry. При этом ложные связки должны оставаться мягкими, чтобы так же свободно вибрировать.
Если сжать ложные связки, то их мягкость сразу же утеряется, кроме того закроется гортань, и свободная вибрация станет невозможной. Так что в данном стиле экстрима ложные связки должны находиться в положении от нейтрального до раскрытого. Плюс добавляется эффект rattle: вибрация черпаловидных хрящей, клиновидных хрящей, черпалонадгортанных складок и надгортанника, что усиливает эффект рыка. Для достижения звучности добавляется необходимый twang.
Сложность состоит в том, что выдох должен быть достаточно сильным, а подсвязочное давление слабым, и чтобы не уйти в зажим необходима хорошая анкеровка. Нерегулярное смыкание связок (fry) в случае приложения силы, то есть создания сильного подсвязочного давления, может спровоцировать сухость, узлы на связках и другие серьезные проблемы.
Ограничения стиля состоят в том, что:
- это всегда низкий звук;
- довольно сложно артикулировать узкие гласные.
Scream - в переводе с английского означает вопль, пронзительный крик и визг. Это фонация, при которой человек производит очень громкой звук за короткий промежуток времени. Звук громкий, так как присутствует сильное подсвязочное давление, но при этом воздушный поток совсем небольшой. Это не совсем естественная ситуация, особенно для тех, у кого не развит механизм крика. Потому данный стиль - более сложный по сравнению с growl.
По способу фонации scream делится на exhale (или outward) scream: на выдохе, наружный; и на inhale (или inward) scream: на вдохе, внутренний.
Также он бывает двух видов:
- без основного тона (без мелодии) - exhale scream: low scream screams, inhale scream,
- основным тоном (с мелодией) - exhale scream: high scream, inhale scream.
Scream применяется в различных стилях рок-музыки: от агрессивных подвидов heavy metal (death metal, black metal, thrash metal и др.) до более мягких в hard rock, hardcore punk rock. Пользуются им фрагментарно (предпочтительно вторым видом и только на выдохе) также и некоторые исполнители gospel, blues и R&B.
Эффект scream передает различные эмоции: энтузиазм, ужас, агрессию, истерию.
Звук фонации разнится в зависимости от вида:
- Низкий вопль с отсутствием основного тона и межгармоническими шумами при low scream, называемый иногда fry-scream. Это низкий звук с эффектом высотности за счет наличия высоких частот на низах. Это вид exhale scream, то есть осуществляется на выдохе.
- Высокий крик или визг без основного тона при screams, иногда добавляется эффект rattle и визг приобретает более агрессивный и истеричный оттенок. Это высокий звук и также вид exhale scream.
- Высокий и мощный с эффектом distortion, без или с основным тоном, при inhale scream. Этот вид scream непросто распознать. Обычно его применяют в сочетании с growl (grunt) для контраста, резко меняя вокальности даже в одном и том же слове.
- Высокий мощный эмоциональный крик или визг на определенной ноте или нотах (то есть с основным тоном), иногда и с эффектом rattle, при high scream. Это высокий звук, то есть основная частота высокая.
В основе scream без основного тона, не мелодического, лежит vocal fry, то есть голосовые связки мягкие и вибрируют нерегулярно, ложные связки находятся между нейтральной и сжатой позицией (контролируемый зажим).* Иногда добавляется эффект rattle, как и в случае с growl (grunt), а также может быть добавлен twang в необходимой мере.
* При контролируемом сжимании ложных связок сокращается только их передняя часть.
Что касается мелодического scream, то здесь вместо fry в основу положена фонация на тонких или жестких связках (фальцет и его разновидность «усиленный фальцет» или stop closure), с обязательным добавлением twang. В остальном рецепт аналогичный предыдущему. Могут быть добавлены другие эффекты: distortion, rattle.
Сложность всех видов scream состоит в том, что выдох (или вдох, при inhale scream) должны быть минимальными, а подсвязочное давление сильным. При этом ложные связки находятся в позиции, располагающей к зажиму, компонент twang также ему содействует, потому необходима очень хорошая анкеровка, а также умение пользоваться минимальным количеством воздуха. При малейшем толчке воздуха на выдохе или на вдохе ложные связки неминуемо уходят в зажим, закрывая гортань, создавая ощущение царапины, «подранного горла» и приводя к вокальной травме.
Ограничениями являются:
- для scream без основного тона то, что он не громкий и ограничен в диапазоне;
- для scream с основным тоном - не громкий, в нижней части диапазона.
О других приемах и видах экстремального вокала продолжим в следующей статье.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник
>