А.Васильев | май 2014
Эта небольшая статья наполнена различными визуальными материалами, я решил, что таким образом, собрав различную видеоинформацию в одном месте, можно поподробнее продемонстрировать, что же такое ТВАНГ
Для начала - тванг в классическом вокале называют Высокой Певческой Формантой (о ней есть на сайте отдельная статья), но в современной терминологии, описывающей другой вокал, лучше применить именно данный термин.
Вот и начнем с видеоролика, рассказывающего о ВПФ.
Как видите, в голосе Шаляпина существовал ярко выраженный ТВАНГ (точнее - ВПФ), причем в звуках НИЗКОГО голоса, хоть и в верхней части диапазона.
Тем не менее, данная форманта свойственна вовсе не только классическим голосам.
В следующем небольшом видеоролике я продемонстрирую, что же такое ТВАНГ, на примере голоса певицы Арианы Гранде. Характерность голоса, плотность и звонкость его звучания на слух явно говорят о том, что ТВАНГ у нее есть. Но давайте посмотрим, как он ВЫГЛЯДИТ при анализе с помощью приборов.
Собственно, достаточно воспользоваться компьютером, на котором установлен какой-либо аудиоредактор. Мне в этом смысле нравится программа Секвойя, вот ею я и воспользуюсь. Морозов ведь голос Шаляпина изучал тоже по записи, а возможности компьютерной техники сегодня почти безграничны...
Итак, для начала нужно найти какой-либо пример, где Ариана поет а капелла, чтобы при анализе звука ее голоса не мешали частоты фонограммы. Я воспользовался одним из роликов, размещенных в YouTube.
Из этого ролика вытаскиваем аудиодорожку и сохраняем, как отдельный аудиофайл. Ну и подвергнем аудиозапись небольшому анализу...
Я рассмотрел одну-единственную ноту. Но это в видеоролике, на самом деле не одну, конечно, и даже в нижней части диапазона голоса Арианы наблюдался ТВАНГ, хоть и менее ярко выраженный. Тванг на низах, вообще, сложнее получить, чем на верхах, но тем не менее...
А теперь рассмотрим какую-нибудь ноту в голосе другой девушки, которая профессиональной певицей не является, а только учится вокалу. Будет ли тванг у нее?
Это нота Ре диез первой октавы. Пиков в спектре больше, это уровень речевого звука и связки толстые. Но посмотрите, в области 2,5 - 4 тысяч герц едва уловимые всплески. Тванг практически отсутствует.
Возьмем более высокую ноту, Си бемоль первой.
Звучание явно фальцетное, нет в звуке плотности и яркости. Это отражено и на графике спектра. Утоньченные связки дают три пика в спектре голоса, но в районе тванговых частот нет ничего. Лишний раз подтверждается, что при фальцете тванг родиться не может, первое требование здесь - умение точно координировать воздух с высотой ноты. Любое лишнее его количество переведет связки в жесткое состояние, они перестанут хорошо смыкаться, характер звука будет фальцетным, а не тванговым.
Каждый может и сам проанализировать таким образом свой собственный голос. Программ-аудиоредакторов множество, и немало из них оснащено функцией звукового анализатора, на Секвойе свет клином не сошелся...
Конечно, прочитав эту статью и посмотрев различные примеры, вы еще не знаете, как научиться твангу и получить это качество в своем голосе. Могу сказать только, что это не просто, очень не просто. Однако возможно. ТВАНГ нельзя вырастить на пустом месте, нужно предварительно верно «удобрить почву».
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник