И.Рамзина | декабрь 2013
Эта статья написана по материалам итальянского сайта «Voce Artistica». Текст, выделенный цветом - цитаты из этого сайта. Перевод - Анастасии Егоровой.
С течением времени появилась необходимость рассказать дополнительно о таком интересном явлении, как вибрато. В статье «Вибрато» рассказано достаточно подробно о причинах и проявлениях этого удивительного свойства певческого голоса, но существует информация, которая расширяет и дополняет тему. И мы не могли пройти мимо нее.
Таким образом, данная статья как бы продолжает рассказ, начатый в статье «Вибрато», и для полноты информации советуем читать обе статьи в связке друг с другом.
Вибрато - многогранный эффект, это понятие имеет множество разнообразных проявлений в голосе, и, возможно именно поэтому, различных мифов о вибрато тоже достаточно. Вернее, даже не мифов много, а просто недостаточно знаний, понимания того, что же это такое, каким оно бывает, и можно ли его как-то вызвать и развить искусственно. Да и надо ли.
Итак.
«Многим меломанам хоть однажды пришлось столкнуться с ситуацией, когда голос вокалиста показался им неприятным и раздражающим слух. Это не было связано ни с несовершенством техники, ни с интерпретирующими навыками исполнителя, а относилось к характеристикам его вибрато, или слишком узкому, мелкому, как козье блеянье, или слишком широкому, колеблющемуся, которое можно назвать «танцующий голос». В подобных случаях слушатель чувствует некоторую досаду, что не может в полной мере насладиться пением исполнителя исключительно по причине данного дефекта.
Но что же такое вибрато, и какими характеристиками оно должно обладать, чтобы быть приятным слуху и считаться «нормальным»?
Согласно акустической физике, вибрато происходит от частоты колебаний во времени, интенсивности и тембра голоса. Вибрато присутствуют даже в пении некоторых птиц, а также используется при игре на струнных и духовых музыкальных инструментах. Такие инструменты, как орган и челеста обладают, в свою очередь, техническими механическими или электронными устройствами, которые позволяют получить эффект вибрато».
То есть вибрато может быть двух типов - амплитудное (громкостное) и частотное. Конечно, вибрато амплитудное встречается значительно реже и имеет другие характеристики, чем гораздо более известное частотное вибрато, которое мы и имеем ввиду, говоря о данном эффекте в голосе.
Но, тем не менее, нужно сказать и о нем для полноты картины.
«Когда голосообразование характеризуется периодическими изменениями интенсивности во время фонации, следует говорить об амплитудном вибрато. Этим типом вибрато обладают далеко не все вокалисты, оно не всегда присутствует и в том же самом голосе, и с точки зрения колебаний в секунду его характеристики не всегда одинаковы.
Частотное вибрато - гораздо интереснее предыдущего, так как является постоянным, состоит из небольших вариаций тональной высоты с меняющимся ритмом: от 3 до 8 и более изменений в секунду...
... Амплитудное вибрато, как мы уже говорили, гораздо более изменчиво, чем частотное и зависит от морфофункционального состояния надсвязочных резонансных структур.
Частотное вибрато, напротив, присутствует у всех вокалистов и, безусловно, имеет гортанное происхождение, потому для вокальной фонации хорошего уровня и приятной на слух должно поддерживаться в точных физических пределах. У вокалиста, обладающего хорошим уровнем вокального образования и профессиональной подготовки, отлаженным механизмом косто-абдоминального дыхания и не поющего, говоря жаргонным языком, «мясом» (то есть толкая голос мускулатурой гортани), вибрато становится автоматическим и может находиться под влиянием высших нервных центров, в частности может сознательно регулироваться корой головного мозга, хотя и испытывая влияние стресса и эмоционального напряжения.»
Вот здесь нужно обратить внимание на два важных аспекта. Во-первых, не зря говорится о дыхании косто-абдоминальном, то есть среднем, а не глубоком абдоминальном, или «животом», если по простому. Именно средний тип дыхания для вокала является самым оптимальным, это дыхание хорошо управляемое и значительно быстрее помогает вокалисту освоить координацию голоса. Как видим, оно и вибрато помогает создать и освоить.
Как уже отмечалось в статье «Как расширить диапазон голоса», надуваясь, как шарик воздушный, хорошего вокала не получить.
Во-вторых, пора ставить, наконец, точку в вопросе о том, что же вызывает это «дрожание» звука, называемое вибрато. Любые разговоры на тему, что это связано с работой диафрагмы - чушь, ничего подобного. У вибрато - «гортанное происхождение».
«Уже электромиографические исследования Mason (Мейзона) и Zemlin (Землина) в 1966 году, показали, что частотное вибрато берет начало от перстнещитовидной мышцы, подтверждая, что будучи явлением тональных изменений высоты, оно связано с мышцами, ответственными за такие изменения.»
На рисунке слева под номерами 1 и 2 показаны 2 пучка перстнещитовидной мышцы, расположенной между перстневидным и щитовидным хрящами гортани.
Каким же бывает частотное, главное вибрато? Разным.
«Фониатрия выделяет 3 типа вибрато:
• вибрато низкой частоты (3-4 колебания в секунду) с модуляциями-изменениями высоты и переменной интенсивности, наблюдаемое у некоторых афроамериканских певиц популярной музыки, джаза и соула. В академическом пении такая частота вибрато считается неэстетичной и приравнивается к «танцующему голосу»;
• вибрато промежуточной частоты (между 4 и 6 колебаниями в секунду) и с модуляцией тональной высоты в пределах полутона, типичное для профессиональных оперных певцов;
• вибрато высокой частоты (6-10 колебаний в секунду и более) и с широкими контрастами вокальной интенсивности, называемыми тремоло. Тремоло, кроме случаев, когда оно является специальным украшением, нежелательно и представляет чрезмерную форму вибрато (козий голос).»
Таким образом, если рассматривать всю совокупность жанров и стилей вокальной музыки, то только «козлиный голос», блеяние, слишком частое вибрато считается некрасивым и недопустимым. А вот более редкое, медленное вибрато, называемое «танцующим голосом» - вполне допустимый тип этого явления, часто присутствующий в голосах певцов определенных жанров.
Но нужно же понимать, что речь идет о подготовленных, профессиональных, давно практикующих артистах, а не новичках-учащихся! Потому что у последних, как раз, явления могут быть (и бывают) иными.
«У менее тренированных субъектов... вибрато менее регулярно, теряет порой синусоидный характер и его амплитуда колеблется менее чем в ? тона (более фиксированный голос, еле заметное вибрато с тенденцией к «козьему», типичное для ситуации жесткости в вокальной постановке) или же составляет почти темперированный тон (широкой амплитуды вибрато с тенденцией к «танцу» в сочетании со снижением количества колебаний в секунду, типично для физического расслабления фонаторных структур или техник с преувеличенно заниженной гортанью и глубоким дыханием)...»
То есть, если у еще неопытного пока певца возникает «танцующий голос», это вовсе не говорит о том, что ему прямая дорога петь госпел или соул! Это сигнал и ему, и педагогу об уделении более тщательного внимания вокальной технике.
Вот, что пишет Franco Fussi, врач-хирург, специалист в области фониатрии и отоларингологии, ответственный Центра Аудиологии и Фониатрии Органов Здравоохранения г.Равенна:
«Когда для вокальной фонации характерно нерегулярное вибрато, или колебания тональной высоты и интенсивности слишком широки, или же их периодичность по времени слишком быстра или медленна, вокалист подвергается эстетическому осуждению.
Действительно, в этих случаях наблюдается несбалансированность мышечной координации, контролирующей характеристики вибрато, и для того, чтобы изменить ситуацию, как известно многим преподавателям вокала, не достаточно нескольких трюков, а необходима упорная и постепенная перестройка на правильную технику. (О чем говорилось и в статье «Вибрато»).
Если же голос находится под контролем высших мозговых центров, мышечная активность готова к нормальному вибрато, но психофизическое равновесие вокалиста неадекватно, и доминирует эмоциональный фактор, вибрато становится слишком быстрым, дрожащим.
Чтобы получить психофизическое и мышечное равновесие в момент выступления, необходимо обладать отличным сбалансированным тонизирующим контролем дыхания без зажатий и, прежде всего, хорошей свободной артикуляцией на гортанном, челюстном и губном уровнях.
Именно скованность и мышечные зажимы в данных областях чаще всего являются виновниками мелкого вибрато. Любое паразитирующее напряжение, любое форсирование в фонации и любой технический дисбаланс в звукообразовании могут трансформировать вибрато в тремоло.
Причинами слишком мелкого вибрато являются напряжение опорно-двигательного аппарата и скованность мышц, форсированные привычки, дисбаланс в избыточной технике дыхательной поддержки и пении «в маску», слишком высокая гортань, но чаще всего ее артикуляционное напряжение, скованность корня языка и выдвинутая челюсть, запоздалая «смена регистра» с замещающим фонаторным гиперкинезом.
Причины же слишком широкого вибрато обобщены понятием «перегрузки»: это может быть рабочее переутомление репертуаром, слишком тяжелым по тесситуре и вокальной интенсивности для конкретного голоса, или же поиск преувеличенно-мощного звучания с заглублением гортани и дыхания, или же все та же смена регистра, но уже слишком ранняя, требующая превышения интенсивности звукового баланса в погоне за «толщиной» звука, неадекватного реальным возможностям морфологии субъекта, или же, в конце концов, старение с потерей мышечного тонуса и эластичности. Тут каждый из нас может припомнить позорные выступления «старой гвардии», активно старающейся оставить нам не только хорошие воспоминания....»
Кроме того, вот еще важное замечание:
«... при очень открытой фонации вибрато фактически отсутствует, то есть акустически создается впечатление большей «неподвижности» голоса, именно потому, что открытая фонация поддерживается гиперактивностью внешней мускулатуры гортани, которая имеет тенденцию блокировать вертикальное движение гортани и фиксировать ее более высокое положение по сравнению с прикрытой фонацией.
Также и меньший воздушный поток, который проходит через голосовые связки во время открытой фонации, способствует более констриктивной и направленной фонации.»
Это объясняет, почему при бэлтинге, да и других видах фонации, основанных на механизме крика, в голосе вибрато быть не может. Громко, напряженно, «драйвово»? Да, но без вибрато, с такими видами фонации оно несовместимо.
Так как же вибрато создается? Спонтанный ли это процесс, контроль которого невозможен, или это украшение, которое вокалист может создавать по собственному желанию?
Тут нужно понимать, что и так, и так. Существует естественное вибрато, как функция, вызванная психомоторными реакциями нашего мозга, связанными со слогоделением в речи. Такое вибрато запустится у вокалиста пусть и не сразу, но обязательно, через некоторое время после начала фонации. Но в том случае, если этому не препятствуют всевозможные зажимы, блокировки, перекосы в вокальной технике, если голос свободен, иными словами.
Попытки же вызвать вибрато искусственно иногда обескураживают и вызывают недоумение, если не смех.
Однако, специальные упражнения для получения контроля над своим естественным вибрато все же существуют. Речь идет лишь о том, что практикуя их, можно научиться «включать/выключать» вибрато в нужный момент (прямой безвибратный голос - это тоже определенная краска вокалиста), а также замедлять его частоту, получая «танец голоса».
Как видите, на заданные чуть выше вопросы нельзя дать однозначный ответ, поскольку с вибрато все в организме довольно сложно и хитро устроено. Однако, вокалист просто постигает методы управления этим эффектом, данных навыков вполне достаточно. Но следует обязательно помнить, что такая работа должна вестись уже тогда, когда выработаны все необходимые базовые функции, голос достаточно опытен, фонационные навыки установлены и закреплены.
Следующая часть данной статьи будет представлять интерес для музыкантов, педагогов, словом, людей подготовленных, так как содержит сведения музыкально-исторического характера. О самой технике пения информации дальше нет.
В статье на итальянском сайте рассказ о вибрато продолжен, и хотелось бы привести его полностью, поскольку это интересная информация.
«Исследования Метфессель записей Карузо выявили, что частота его вибрато во время crescendo варьировалась от 7.25 до 7.75, а изменения тональной высоты от 1/3 тона до более чем 2/3 тона. Были выдвинуты два обоснования скорости вибрато Карузо: певец всегда находился в эйфории и возбуждении на сцене, так как был бесспорным королем Метрополитен опера. Хотя и не является тайной, что именно по этой причине он лишился сезона в Ла Скала и сезона в Метрополитен.
Сценическое волнение, безусловно, не только усиливает «блеск» вокального звука, благодаря увеличению показателей певческой форманты, но и делает более выраженной динамику частоты колебаний, характерных для вибрато исполнителя. Очевидно, что особенности конституции тела и морфологический тип субъекта определенной вокальной категории (то есть предрасположенность к определенному репертуару, в силу особого «голосового устройства») определяют изменения качества вибрато внутри эстетических рамок, создавая разницу, к примеру, между более мелким вибрато таких исполнителей, как Giuseppe Morino, Frederica Von Strade, Kathleen Battle, Carlo Bergonzi и т.д., и более широким вибрато таких, как Renato Bruson, Giuseppe Giacomini, Katia Ricciarelli, Maria Callas и т.п.
Исследования Метфессель и Веннард отметили в голосах Amelita Galli-Curci, Maria Callas, Lena Horne, Joan Sutherland тот факт, что в то время, как частота колебаний интенсивности и тональной высоты в их вибрато были одинаковыми, в трели скорость изменений интенсивности была вдвое больше, чем изменений тональной высоты. Другими словами, техника исполнения трели служит для того, чтобы обеспечить усиление звука за счет экстремальных колебаний тональной высоты, дабы слушатель смог четко дифференцировать его от нормального вибрато.
Трель, описанная здесь, относится к XIX веку, дабы не путать ее с античной: характерным украшением для направления «sprezzatura» («спрецатура», переводимое на русский, как «спесь», от придворной моды скрывать свои чувства) в «вокальной декламации» XVI века, которая была записана, как тремоло на той же ступени и состояла, как учредил Джулио Каччини, в «выстукивании глоткой каждой ноты», с длительностью больше, чем у тремоло и ритмом, устремляющимся от ? до ? и 1/8.
Из опер Caccini и Rognoni следует, что в отличие от трели - длящегося «выбивания» глоткой на одной ноте, «группировку» отбивали на 2-х родственных ступенях, и это было гораздо ближе к трели XIX века.
Аналогично, тремоло, подразумевающее «вибрато высокочастотного колебания», упоминаемое ранее, не имеет ничего общего с вокальным украшением античного вокала. G.B.Bovicelli описывал его, как «дрожь голоса на той же ноте». Тремоло, таким образом, было написано на одной ступени. Определяемое L.Zacconi, как «энергичное и яростное движение, тремоло должно быть регулярным и не форсированным, «лаконичным и не расплывчатым», то есть более коротким и быстрым, чем «отбивание глоткой», и характеризуется легким усилением вокальной интенсивности перед своим появлением, как бы подчеркиванием последующей «голосовой дрожи», с частотой колебаний, доходящей до 12-13 в секунду.
Именно вспоминая вокальное искусство ренессанса и барокко, просматривается вековая дилемма: должна ли быть вокальная фонация античного репертуара фиксированная или вибратная. В предисловии к «Поединок Танкреда и Клоринды», Монтеверди предписывает, что «голос должен быть недвижим и с хорошим произношением». Каррери предположил, что данная рекомендация, предписана для «комментатора» действия, чей голос должен быть недвижимым, «почти невыразительным», и, напротив, голоса двух персонажей могли быть вибратными, признавая тем самым в вокальности ренессанса и барокко две возможные фонации, в зависимости от наличия или отсутствия вибрато.
В ходе наших исследований 1990, анализирующих электроакустически практику некоторых исполнителей ренессанса и барокко, обнаружилось, что голоса исполнителей чередовали фиксированные звуки и вибратные. Кроме того, другие исследования выявили, что звуки, воспринимаемые на слух, как фиксированные, в акустическом анализе показали наличие вибрато. Умберти оправдал этот факт частотного присутствия особенностями техники камерного пения ренессанса: вибрато в противофазе к восприятию более четкой интонации для усиления основной частоты.
Между репертуаром барокко и мелодраматическим репертуаром существуют все же различия, связанные не только со стилем исполнения, но и с собственно вокальной техникой.
Это подтверждает Anna Caterina Antonacci (певица, итальянское сопрано и меццо сопрано): «Да, потому что даже нотная запись разная. У Монтеверди это больше «вокальная декламация», которая требует иной фонации, в то время как в бельканто больше legato». Но наличие вибрато, к которому мы привыкли в мелодраме, является скорей результатом перенимания исполнительской практики от специалистов в этой области, а не другой техникой фонации.
Antonacci продолжает: «Я не слышу какой-либо разницы в фонации, или я просто ее не замечаю. Все зависит от инстинктивного чувства вкуса, к примеру слышно, что вибрато, используемое в операх Bellini неуместно в операх Генделя и Монтеверди; кроме того, мелкое вибрато очень помогает в трелях барокко, как меня учил маэстро Christie, и потому это всего лишь вопрос стиля. Поиск нужного вибрато заключается в адаптации к стилю, это не связано с объемом, так как у меня не возникает ощущения, что я как-то меняю или уменьшаю объем голоса, или же я это делаю инстинктивно, так как оркестр гораздо меньше. Я могу использовать и фиксированный звук, но только в отдельные моменты, как выразительное средство».
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник